Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Американская школа является весомой и по количеству геополитиков, и по численности течений. Наибольшее влияние на формирование американской военной стратегии и внешней политике США на протяжении всего XX в. производили идеи

Альфреда ТАЕР Меген (1840-1914), изложенные в работах «Влияние морской силы на историю (1660-1783)» (1890), «Влияние морской силы на Французскую революцию и Империю», «Заинтересованность Америки в морской силе сегодня и в будущем »(1897),« Морская сила и ее отношение к войне »(1905) и другие. Историк и профессиональный военный А. Меген не употреблял термина «геополитика», однако методика его анализа и основные выводы вполне соответствуют профессиональному геополитическом подходу.

 

А. Меген, во-первых, выделил 6 критериев, которые определяют геополитический статус государства. Среди них:

 

• географическое положение, прежде открытость государства морям и доступность морских коммуникаций. Протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные регионы. Способность флота к обороне и войны с врагом;

 

• морфология государственной территории, прежде морских побережий, и количество портов;

 

• протяженность береговой линии;

 

• население государства, особенно в контексте возможности строить и обслуживать флот;

 

• национальный характер, прежде способность к торговле;

 

• политический характер правления, от которого зависит направление лучших природных и человеческих ресурсов на создание морской силы.

 

Во-вторых, выдвинул идею превосходства морской державы над континентальной (латинской расы над славянской). Морскую силу государства формируют военный и торговый флоты и военно-морские базы. Военно-морской флот выступает лишь гарантом свободы морской торговли.

 

В-третьих, одним из первых выделил планетарные геополитические структуры, предусмотрев доминирования США в «северной континентальной на полусфере» и мире в целом. Для этого на первом этапе США необходимо интегрировать вокруг себя все Западное полушарие. Борьба США с Россией, Китаем, частично Германией - главная стратегическая задача морской цивилизации (прежде американо-британского альянса). С этой целью он предложил перенести на планетарный уровень «принцип анаконды», который предусматривал блокирование доступа противника к морским побережьям и создания препятствий на пути образования враждебных коалиций. Эта идея была воплощена США в концепции «передовых рубежей» (1981).

 

Среди факторов, которые умаляют значение выводов А. Метена: рост военно-стратегического значения воздушного бассейна, развитие ядерного оружия, уменьшение роли национальных границ, отсутствие на практике чисто морских или континентальных государств.

 

Последователь А. Меген Николас Спикмен (1893-1944) рассматривал геополитику как важнейший научный инструмент международной политики, что позволяет разработать эффективную стратегию безопасности. Важную роль в формировании политики он отводил географическим факторам. Важнейшие труды: «Американская стратегия в мировой политике Соединенные Штаты и баланс силы» (1942), «География мира» (1944). Н. Спикмен предложил собственный вариант геополитической строения мира (рис. 2).

 

Залогом мирового господства является «внутренний полумесяц» (Rimland), а не «осевой ареал» (Нeartland), который не имеет какой-либо геополитической миссии. Постулат: «Тот, кто доминирует над Rimland, доминирует над Евразией, тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках». Rimland должен находиться под «интегрированным контролем» США. Концепция «Хартленд-Рим ленд» превратилась в пособие для политиков, согласно которому Соединенными Штатами по СССР проводилась «политика сдерживания».

 

Новым элементом геополитической картины мира Н. Спикмен признал «Срединный океан». Западная Европа и Восточное побережье США формируют «атлантическое сообщество», превращая север Атлантического океана в «внутреннее море» самой развитой во всех отношениях западной цивилизации. Центральной силой «нового континента» автор называет США, призывая их решить изоляционализмом и отводя Европе роль приложения. И хотя многие предсказаний и рекомендаций Н. Спикмена сбылись (создание НАТО, «холодная война», недопущение союза СССР-Китай, гегемония США в мире и т.п.), в поглощения Соединенными Штатами Западной Европы трудно поверить. Развил Н. Спикмен и идею А. Меген о геополитической могущество государства, выделив уже 10 критериев, на основании которых следует ее оценивать. А именно: поверхность территории, природа границ, численность населения, наличие полезных ископаемых, уровень экономического и технологического развития, финансовая обеспеченность, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность и национальный дух. Имея низкий суммарный результат, государство должно искать союза с сильным субъектом ..

 

А. Меген и Н. Спикмен являются основателями и яркими представителями американского атлантизма. Среди американских геополитиков первой половины XX в. стоит отметить также И. Боумена, Г. Вайджерта, Р. Страуса-Хюпе, В. Стефенссона, А. Латимор, Д. Вилс, А. Шлезингера. Их интеллектуальный потенциал был направлен на обоснование идеи отказа США от концепции изоляционизма, распространение их влияния на ключевые регионы мира, усиление роли авиации в международной политике.

 

Все дальнейшее развитие американской школы геополитики связан с интерпретацией значения «осевого ареала» для истории человечества (западной цивилизации). В этом направлении работали:

 

• Д. Кеннан («Начала советской поведения», 1947) - рассмотрел причины неуступчивости СССР после Второй мировой войны, предложил основы "политики сдерживания" и предсказал крах этого государства в результате незаконной передачи власти; концепция разнообразия мира;

 

• Д. Майнинг («Хартленд и Римленд в евразийской истории», 1956) - развил культурологический аспект геополитики США («два блока - две политики») различал два Римленда (морской и континентальный), соответственно выделял «береговые зоны», ориентация которых важнее позицию «осевого ареала»;

 

• И. Юрк («Географическая ось истории», 1956) - на основе классификации «береговых зон» Майнинг построил историческую модель, в которой главную роль играют прибрежные цивилизации, от которых культурные импульсы поступают вглубь континента;

 

• С. Коэн («География и политика в разделенном мире», 1963) - предложил полицентрическую и иерархическую геополитическую модель мира, сделав шаг к геополитике взаимодействия;

 

• Дж. Геддис («Стратегия сдерживания», 1982) - сторонник практической геополитики, который видел главная ее задача в разработке геополитических кодов;

 

• Г. Киссинджер («Дипломатия», 1997) - автор доктрины «linkage» (аналог «анаконды»), которая отмечала, что стратегия СИИИА должна быть направлена на получение контроля и объединения дисконтинуальних зон при вытеснении СССР от побережья морей.

 

В 60-х годах XX в. формируется американская школа геополитики, которая свела ранг науки к статусу геополитической доктрины.

 

Распад социалистического лагеря и отдельных социалистических государств обозначил победу атлантистского стратегии и поиск новых геополитических моделей. В конце XX в. на его основе формируется неоатлантизм, содержание которого под другим ракурсом составляет все та же конфронтация с «осевым ареалом».

 

Среди оригинальных идей: понятие «контрфактуальнои истории» и «атомной дипломатии» Г. Алперовица, теория домино У. Ростоу, М. Тейлора и Г. Макнамары; концепция «динамического сдерживания» К. Грея, который одним из первых геополитиков отметил тенденцию перехода от биполярного к мультиполярного мира; разделение мира на Север и Юг Р. Уолтерс т.п..

 

Ярким представителем неоатлантизму и цивилизационной геополитики является Сэмюэл Хантингтон («Противостояние цивилизаций», 1993), разделил мир на «Запад и остальные». Выделив 8 цивилизаций, он отмечает, что победа «талассократии» является мнимой и временной, поскольку развитие остальных цивилизаций будет ориентирован в отличном от атлантизма и цивилизации Запада направлении. На фоне уменьшения роли государств-наций противостояния цивилизаций является почти неизбежным, а отдельные конфликты уже сейчас имеют цивилизационный характер, поэтому Запад должен:

 

• обеспечивать тесное сотрудничество между североамериканской и европейской составляющими западной цивилизации;

 

• интегрировать в Запада близки в культурном отношении государства Центральной Европы и Латинской Америки;

 

• обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией;

 

• предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями в глобальные войны;

 

• ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских стран (вероятные противники - Китай, Ирак, Ливия, Иран и др.);

 

• приостановить свертывание сил и обеспечить военное превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии;

 

• поддерживать ориентированные на Запад составляющие других цивилизаций.

 

Цивилизационная геополитика хотя и отошла от дуализма, однако и в дальнейшем

 

развивается в конфронтационной русле.

 

Если для С. Хантингтона Хартленд уже не несет в себе угрозы для Запада, то П. Вольфовиц и дальнейшем вероятным противником считает Россию, против которой следует создать «санитарный кордон» или по крайней мере предотвратить возникновение в Евразии стратегической силы, способной противостоять США. Однако позиция всех неоатлантистив совпадает в том, что победа в «холодной войне» не умаляет угрозы для Запада, поэтому планетарный дуализм остается главной парадигмой и для начала XXI в.

 

Обеспечить теоретико-методологические основы гегемонии (лидерства) США в создании единого мира призваны представители мондиализма. Над разработкой полной унификации планеты и созданием Мирового Правительства в США работали и работают Совет по международным отношениям и Фонд Карнеги за всемирный мир, Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия (Трилатераль), Фонд Сороса, которые привлекают к себе лучших геополитиков, в частности С. Бжезинского, Г . Киссинджера.

 

Збигнев Бжезинский стоял у истоков «теории конвергенции» - наиболее пацифистской версии мондиализма. Эта теория предлагала избежать «холодной войны» путем создания культурно-идеологического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между атлантизмом и континентализмом, и предусматривала совместное руководство планетой Москвой и Вашингтоном. В 90-х годах С. Бжезинский уже больше внимания уделял теме сохранения гегемонии США в глобализирующемся мире, поэтому акцент делался на предотвращение усилению роли геостратегических агентов Евразии или их блокировке.

 

Основные труды С. Бжезинского: «Великая шахматная доска» (1997), «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство» (2004).

 

Важным этапом в развитии американской геополитики считается концепция глобального Унипол А. Страуса.

 

На основе теории циклов экономического развития М. Кондратьева в геополитике конца XX в. сформировалась циклическая парадигма. Самыми известными ее сторонниками из числа американских исследователей является И. Валлерстайн (выделяет нидерландский, британский и американский циклы гегемонии и настаивает на том, что не существует тесной корреляции между экономикой и политикой, П. Кеннеди (идея «об имперском сверхнапряжение») Дж . Модельский и В. Томпсон (определили «циклы лидерства», каждый из которых имеет этапы обучения и упадка. Основу глобального лидерства формируют мобильные военные силы, передовая экономика, открытое общество, нововведение, адекватно реагируют на мировые проблемы).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии