Хотя европейская интеграция является сложным историческим процессом формирования культурных, этнических, экономических и политических связей между европейскими народами, который начался еще в эпоху Средневековья,
современная геополитическая роль Европы была обусловлена ситуацией на политической карте мира в послевоенный период.
В этих условиях европейская интеллектуальная элита концентрировала свои усилия на поиске путей преодоления последствий войны, экономического восстановления региона, выхода из социального кризиса. В это время начинают активно обсуждаться идеи федеративного устройства Европы, при котором деятельность наднациональных органов невозможным бы возникновение межгосударственных конфликтов.
Вместе идеальные модели федеративного устройства были обречены на неудачу из-за объективную неподготовленность европейцев к объединению.
Невозможность воплощения федералистскую идей заставила идеологов объединения Европы искать компромиссные пути. По инициативе Жана Моне и Робера Шумана Франция выдвинула проект создания совместной франко-немецкой организации для контроля над стратегическими то время отраслями промышленности - угольной и сталелитейной. В 1951 г. шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Парижское соглашение о создании Европейского сообщества по углю и стали (ЕОУС), что было первым шагом на пути формирования Европейского Союза (ЕС) в его современном виде . Институциональная структура ЕОУС стала прообразом современной структуры ЕС.
Позже, в 1957 г., был подписан Римские соглашения о создании аналогичной организации по атомной энергии (Евратом), а также Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
Следует отметить, что успешно осуществлялись только проекты экономической интеграции. Планы политического и военно-политического сотрудничества не доставали необходимой поддержки. Создание в 1949 г. Совета Европы не дало ожидаемого эффекта в сфере политического сближения европейских стран. Проект Европейского оборонительного сообщества был заблокирован Францией. Таким образом, в военно-политическом отношении Европа оказалась под протекцией США.
После завершения формирования ЕЭС европейская интеграция находилась в состоянии своеобразного застоя, продолжавшийся до середины 1980-х годов. В 1973, 1981 и 1986 состоялись поэтапные расширения сообществ.
В 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, согласно которому европейские сообщества объединялись в Европейский Союз.
Формат организации и ее функции были дальше развиты Амстердамским договором от 1997 г. В этот период не только углубляется экономическая интеграция (формирование единого рынка дополняется созданием единой валюты - евро), развивается и приобретает официального уровня сотрудничество в политической сфере. Формируется общая внешняя политика и политика безопасности. С развитием ин-туциональнои системы ЕС все больше признаков федеративного образования.
Структурные преобразования сопровождаются дальнейшим расширением. В 1995 г. в ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция, вступают в силу Шенгенские соглашения, предусматривающие снятие ограничений на передвижение граждан и ликвидации пограничного и таможенного контроля между странами-участницами. В 2001 г. в Ницце заключено соглашение, определяющее новый формат институциональной системы ЕС после очередной волны расширения.
В 2004 г. происходит новый этап расширения, превращает ЕС по объединению 15 стран. В 2008 г. в ЕС присоединились Болгария и Румыния.