Отношения в рамках АТР можно считать региональным вариантом глобально многополярности. В АТР сосуществуют несколько центров силы глобального и регионального уровня, сформированных отдельными государствами или их
группировками. При этом страны региона имеют различные социально-политические и экономические системы, что, впрочем, не является существенным дезинтегрувальним фактором региональных отношений. Скорее можно говорить о достаточно высоком уровне интеграции между отдельными государствами, особенно в Восточной Азии.
Одним из важнейших элементов и последствий азиатского ренессанса является превращение Восточной Азии в один из трех главных центров силы в мире. Высокие темпы роста экономики восточно-азиатских стран в последней четверти XX в. обеспечили АТР господствующие позиции в мировом хозяйстве. В регионе производится более 1/3 мирового ВВП, аккумулированные огромные финансовые ресурсы, инвестируемые как в пределах региона, так и в другие центры мирового развития, динамично растут объемы внутрирегиональной и внешней торговли, осуществляются огромные государственные и частные отчисления на НИОКР.
В Восточной и Юго-Восточной Азии сформировалась региональная экономическая система с собственной иерархией субрегионов и характером связей между ними. Создание такой системы связано с экспортом японской модели экономического развития путем использования инновационно-инвестиционных механизмов.
Активизация внешнеторговых и инвестиционных связей в рамках АТР стимулировала процессы формирования в пределах региона единой хозяйственной системы, ядро которой образуют Япония, Сингапур, Южная Корея, китайские провинции Тайвань и Сянган, полупериферию - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, приморские районы Китая.
Экономическая составляющая не только играет ведущую роль в формировании внутрирегиональных отношений и баланса сил, но и влияет на стратегические позиции АТР в глобальной системе международных отношений. Ускоренное экономический рост восточноазиатских стран приводит к увеличению конфликтных аспектов взаимодействия с другими центрами мирового хозяйства-странами Европы и США.
Еще одним фактором, который влияет на геополитические реалии АТР, является сосредоточение в регионе трех официальных ядерных держав (России, Китая, США) и Японии, имеет все технические и финансовые возможности для создания ядерного оружия и средства доставки к цели, а также расположение здесь других «пороговых» государств (КНДР). Идет ускоренная милитаризация восточноазиатских стран.
Наличие у стран региона взаимных территориальных претензий есть еще
одним дестабилизирующим фактором геополитической ситуации. Так, Япония заявляет территориальные претензии к трех стран региона: Китая (о-ва Сенкаку), Республики Корея (о-в Токто) и России (Южные Курильские о-ва) Китай имеет территориальные споры с Вьетнамом (Парасельские о-ва ) и практически со всеми другими государствами по периметру границы. На расположенный в Южно-Китайском море архипелаг Спартли претендуют сразу шесть стран и территорий региона (Малайзия, Филиппины, Китай, Тайвань, Вьетнам, Бруней) и т.д..
2. Общая характеристика основных геополитических акторов На роль региональных лидеров с «мировыми амбициями» претендуют сразу две восточноазиатские страны - Китай и Япония. Именно они формируют силовые поля, в которых в той или иной степени тяготеют другие страны Восточной Азии.
В Юго-Восточной Азии сформировался собственный баланс сил, в котором взаимодействуют 10 стран субрегиона, что отразилось в создании и эволюции АСЕАН и превращении ее в субрегиональный центр силы, а также США, Япония и Китай
Итак, стратегическая ситуация в АТР определяется прежде балансом сил и внешнеполитических интересов в рамках треугольника Китай-Япония-США. Кроме того, определенное влияние в регионе имеет Россия.
Китай как государство-цивилизация развивается уже более трех тысяч лет. В китайской геополитической конструкции диалектически взаимодействуют устойчивое центр (Китай) и переменная, неконструктивная и варварская периферия (другие государства мира). Центр - это «Поднебесная» империя (Тянька), которая является Центральной (сердцевинной) государством мира (Чжунгоу), периферия - достаточно аморфная, там живут варвары (маньжень), и тамошние государства так или иначе зависят от Китая.
На рубеже XX-XXI вв. великая держава-цивилизация возрождается на основе сочетания мировых достижений и местных культурно-исторических традиций. Китайские ученые определяют КНР как большую региональную державу, геополитической целью которой является создание (возрождение) «Большого Китая» как широкого экономического пространства в Евразии.
Стратегия создания «Большого Китая» состоит из трех генеральных направлений:
Стратегия выхода на юг заключается в экономической экспансии Китая в Юго-Восточной Азии;
Стратегия выхода на запад связана с расширением влияния на молодые центральноазиатские страны (бывшие республики СССР);
Стратегия выхода на север имеет целью постепенное укоренение на дальневосточных территориях России;
Япония, в отличие от своего большого континентального соседа, не занималась геополитическими проблемами до того времени, когда перед обновленной после революции Мэйдзи (1868 г.) государством встала проблема нахождения новых рынков сырья и рынков сбыта промышленной продукции. После поражения во Второй мировой войне Япония потеряла на время международную субъектность. Она оказалась в зоне стратегических интересов США, с которыми позже (в 1960 г.) заключила стратегическое соглашение о военно-политический альянс и общую зону безопасности.
С конца 1950-х гг основой внешнеполитических доктрин Японии стала идея о превосходстве экономических интересов над политическими и приведения их в соответствие с интересами японских корпоративных группировок. Для современной японской промышленности ресурсной базой является ресурсы всех континентов, а все континенты - рынком для сбыта ее товаров. Итак, в геопространственной аспекте объектом геополитических интересов Японии весь мир, а на геополитическую теорию возлагается задача обеспечить потребности так называемой экономической дипломатии. Повышению роли России в региональной системе международных отношений препятствуют явная культурная, даже цивилизационная, отчужденность, высокий уровень политического недоверия к России, с одной стороны, и некоторая недооценка потенциальных возможностей участия в региональном балансе сил, с другой. Ощутима экономическая слабость российского Дальнего Востока. И главное: общество в большей степени ориентировано на Европу, откуда в Россию всегда приходили новые идеи, технологии, культурные стереотипы.
Интеграционные процессы в Восточно регионе происходят без участия РФ. Именно поэтому для Москвы участие в деятельности АТЭС является прежде важным инструментом достижения собственных интересов в двусторонних отношениях