Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Отношения между Китаем и Японией - центральный блок межгосударственных отношений в АТР. Эти два больших соревнуются сейчас не только за региональное, но и за мировое лидерство. Исчезновение необходимости совместного

противостояния советской угрозе, активизация борьбы за рынки стран АТР на фоне ослабления американских позиций в регионе в результате пересмотра американо-японских отношений являются определяющими факторами двусторонних отношений Японии и КНР новейшего периода.

 

Китай обеспокоен продолжением процессов милитаризации Японии: если США сократят свое военное присутствие в регионе, то Япония логично претендовать на вакантную роль гаранта региональной безопасности.

 

Достаточно вероятным является ухудшение китайско-японских отношений при обострение тайваньского конфликта, поскольку Япония имеет тесные экономические связи с Тайванем, объемы которых вполне можно сравнить с масштабами сотрудничества с материковым Китаем.

 

Статус США в АТР можно охарактеризовать как «стратегическую оборону». США не удалось после распада биполярной системы занять в регионе господствующие позиции, несмотря на то, что уже с конца 80-х годов XX в. АТР было официально провозглашено главным стратегическим направлением американской внешней политики. Особенно важным обстоятельством, которое определяет параметры американского влияния в регионе, есть историческая память народов Восточной Азии о «цивилизационную миссию» западных государств на их территории. США остаются гарантом безопасности и нераспространения ядерного оружия в регионе.

 

Япония является главным стратегическим партнером США в регионе. Основное содержание японско-американских отношений составляет экономическое взаимодействие двух стран. Она отличается огромным американским дефицитом в двусторонней торговле и жесткой конкуренции как на внешних рынках, так и на рынке США. Особое беспокойство США вызывает вложения Японией значительных средств в НИОКР, техническое переоснащение промышленного потенциала, а также крупные инвестиции в зарубежные экономики, включая американскую, что сопровождается соответствующим ростом зависимости стран-реципиентов. Серьезные проблемы в двусторонних отношениях вызваны вытеснением японскими поставщиками национального продукта с американского рынка, особенно в области электроники.

 

Американо-китайские отношения можно отнести к таким, которые будут определять ближайшее время баланс сил в мировой политике и экономике, особенно если учесть формирование в азиатской части АТР «великой китайской экономики», которая интегрирует хозяйство материкового Китая и китайских производителей в целой группе государств и территорий Восточной и Юго-Восточной Азии. Для американских производителей высокотехнологичной продукции китайский рынок является чрезвычайно важным, и поэтому, несмотря на политические факторы, Наращивание КНР военной мощи и обусловленное этим усиление позиции в региональной подсистеме международных отношений (в частности собственная позиция по ядерной программе КНДР) беспокоит США, что представляет конфликт американской концепции «тихоокеанской эры» и пекинской идеи «эпохи китайской цивилизации».

 

Особое место в развитии стратегической ситуации в Восточной Азии принадлежит Корейскому полуострову, страны которого в XXI в. попали в ситуацию неопределенности. Распад биполярного мира разрушил старую систему отношений КНДР и Республики Корея, по мере ее идеологические основы, нарушив принципиальный вопрос о возможности объединения корейской нации. КНДР, оказавшись в изоляции, лишенный помощи стран социалистического содружества, в том числе СССР, начала искать пути нормализации отношений с Республикой Корея и Японией, заявив, что объединение с южнокорейским народом является главной стратегической задачей нации. Со своей стороны, правительство Республики Корея прилагать усилия для интенсификации процессов интеграции, надеясь на большие «геополитические» дивиденды.

 

Другой потенциально взрывоопасной территории в регионе Тайвань. Официально включен в состав КНР как 23-я провинция, Тайвань стремится вести собственную внешнюю политику, балансируя на противоречиях в отношениях региональных лидеров. Тайвань использует свое лобби в США, добиваясь значительных военных поставок, политической поддержки сепаратистских устремлений, активной экономического взаимодействия. Надежным фундаментом китайско-тайваньских отношений является экономическая интеграция, тогда как политическое сближение в пределах одного государства остается проблемой, обусловленной известными историческими событиями и взаимными оскорблениями. Попытка Китая интенсифицировать этот процесс силовыми методами может перерасти в острый региональный конфликт, особенно в случае продолжения Тайванем активной милитаризации.

 

В Юго-Восточной Азии образовался собственный центр тяжести. В течение значительного исторического периода регион был ареной столкновения интересов крупных мировых держав в их извечной борьбе за стратегическое преимущество в глобальной политике. Ответом на такой цивилизационный вызов стал процесс интеграции. В 1967 страны - партнеры США в Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины - создали Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Поддерживая Запад в условиях биполярной системы международных отношений, страны-основатели АСЕАН смогли не вступить с ним в официальные блочные отношения. Чрезвычайно приемлемой для государств АСЕАН форме межрегионального взаимодействия стал формат «АСЕАН +3». Выступая как единственный партнер в четырехугольнике с Китаем, Японией, Республикой Корея, страны АСЕАН могут претендовать на равноправные отношения. Общими для восточно-и южно-восточноазиатских стран АТР есть интересы восстановления экономического динамизма, прерванного финансовым кризисом конца 90-х годов, и обеспечения прогресса региональной хозяйственной системы АТР.

 

Сложные отношения государства региона имеют с КНР. Большая часть стран АСЕАН достаточно тесно связана с «большой китайской экономикой», в каждой из них китайские предприниматели занимают господствующие позиции в промышленности и торговле. Для Китая более желательным форматом была бы взаимодействие КНР-АСЕАН, и официальный Пекин выдвигает инициативу создания зоны свободной торговли между КНР и странами АСЕАН, позиционируя ее как азиатскую противовес АТЭС. Что касается стран АСЕАН, то почти все они испытывают хотя неуверенность от соседства с экономическим и военно-политическим гигантом с огромным населением и «не совсем» демократическим режимом. Страны АСЕАН выступают против дальнейшего сокращения американского военного присутствия в АТР и поддерживают высокий уровень экономических связей с Японией.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии