Отношения между Китаем и Японией - центральный блок межгосударственных отношений в АТР. Эти два больших соревнуются сейчас не только за региональное, но и за мировое лидерство. Исчезновение необходимости совместного
противостояния советской угрозе, активизация борьбы за рынки стран АТР на фоне ослабления американских позиций в регионе в результате пересмотра американо-японских отношений являются определяющими факторами двусторонних отношений Японии и КНР новейшего периода.
Китай обеспокоен продолжением процессов милитаризации Японии: если США сократят свое военное присутствие в регионе, то Япония логично претендовать на вакантную роль гаранта региональной безопасности.
Достаточно вероятным является ухудшение китайско-японских отношений при обострение тайваньского конфликта, поскольку Япония имеет тесные экономические связи с Тайванем, объемы которых вполне можно сравнить с масштабами сотрудничества с материковым Китаем.
Статус США в АТР можно охарактеризовать как «стратегическую оборону». США не удалось после распада биполярной системы занять в регионе господствующие позиции, несмотря на то, что уже с конца 80-х годов XX в. АТР было официально провозглашено главным стратегическим направлением американской внешней политики. Особенно важным обстоятельством, которое определяет параметры американского влияния в регионе, есть историческая память народов Восточной Азии о «цивилизационную миссию» западных государств на их территории. США остаются гарантом безопасности и нераспространения ядерного оружия в регионе.
Япония является главным стратегическим партнером США в регионе. Основное содержание японско-американских отношений составляет экономическое взаимодействие двух стран. Она отличается огромным американским дефицитом в двусторонней торговле и жесткой конкуренции как на внешних рынках, так и на рынке США. Особое беспокойство США вызывает вложения Японией значительных средств в НИОКР, техническое переоснащение промышленного потенциала, а также крупные инвестиции в зарубежные экономики, включая американскую, что сопровождается соответствующим ростом зависимости стран-реципиентов. Серьезные проблемы в двусторонних отношениях вызваны вытеснением японскими поставщиками национального продукта с американского рынка, особенно в области электроники.
Американо-китайские отношения можно отнести к таким, которые будут определять ближайшее время баланс сил в мировой политике и экономике, особенно если учесть формирование в азиатской части АТР «великой китайской экономики», которая интегрирует хозяйство материкового Китая и китайских производителей в целой группе государств и территорий Восточной и Юго-Восточной Азии. Для американских производителей высокотехнологичной продукции китайский рынок является чрезвычайно важным, и поэтому, несмотря на политические факторы, Наращивание КНР военной мощи и обусловленное этим усиление позиции в региональной подсистеме международных отношений (в частности собственная позиция по ядерной программе КНДР) беспокоит США, что представляет конфликт американской концепции «тихоокеанской эры» и пекинской идеи «эпохи китайской цивилизации».
Особое место в развитии стратегической ситуации в Восточной Азии принадлежит Корейскому полуострову, страны которого в XXI в. попали в ситуацию неопределенности. Распад биполярного мира разрушил старую систему отношений КНДР и Республики Корея, по мере ее идеологические основы, нарушив принципиальный вопрос о возможности объединения корейской нации. КНДР, оказавшись в изоляции, лишенный помощи стран социалистического содружества, в том числе СССР, начала искать пути нормализации отношений с Республикой Корея и Японией, заявив, что объединение с южнокорейским народом является главной стратегической задачей нации. Со своей стороны, правительство Республики Корея прилагать усилия для интенсификации процессов интеграции, надеясь на большие «геополитические» дивиденды.
Другой потенциально взрывоопасной территории в регионе Тайвань. Официально включен в состав КНР как 23-я провинция, Тайвань стремится вести собственную внешнюю политику, балансируя на противоречиях в отношениях региональных лидеров. Тайвань использует свое лобби в США, добиваясь значительных военных поставок, политической поддержки сепаратистских устремлений, активной экономического взаимодействия. Надежным фундаментом китайско-тайваньских отношений является экономическая интеграция, тогда как политическое сближение в пределах одного государства остается проблемой, обусловленной известными историческими событиями и взаимными оскорблениями. Попытка Китая интенсифицировать этот процесс силовыми методами может перерасти в острый региональный конфликт, особенно в случае продолжения Тайванем активной милитаризации.
В Юго-Восточной Азии образовался собственный центр тяжести. В течение значительного исторического периода регион был ареной столкновения интересов крупных мировых держав в их извечной борьбе за стратегическое преимущество в глобальной политике. Ответом на такой цивилизационный вызов стал процесс интеграции. В 1967 страны - партнеры США в Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины - создали Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Поддерживая Запад в условиях биполярной системы международных отношений, страны-основатели АСЕАН смогли не вступить с ним в официальные блочные отношения. Чрезвычайно приемлемой для государств АСЕАН форме межрегионального взаимодействия стал формат «АСЕАН +3». Выступая как единственный партнер в четырехугольнике с Китаем, Японией, Республикой Корея, страны АСЕАН могут претендовать на равноправные отношения. Общими для восточно-и южно-восточноазиатских стран АТР есть интересы восстановления экономического динамизма, прерванного финансовым кризисом конца 90-х годов, и обеспечения прогресса региональной хозяйственной системы АТР.
Сложные отношения государства региона имеют с КНР. Большая часть стран АСЕАН достаточно тесно связана с «большой китайской экономикой», в каждой из них китайские предприниматели занимают господствующие позиции в промышленности и торговле. Для Китая более желательным форматом была бы взаимодействие КНР-АСЕАН, и официальный Пекин выдвигает инициативу создания зоны свободной торговли между КНР и странами АСЕАН, позиционируя ее как азиатскую противовес АТЭС. Что касается стран АСЕАН, то почти все они испытывают хотя неуверенность от соседства с экономическим и военно-политическим гигантом с огромным населением и «не совсем» демократическим режимом. Страны АСЕАН выступают против дальнейшего сокращения американского военного присутствия в АТР и поддерживают высокий уровень экономических связей с Японией.