Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Общественно-политическая, духовную и культурную жизнь в республике в 20-е гг было сложным и противоречивым. Как известно, в результате победы Октябрьской революции в России было провозглашено

установление диктатуры пролетариата. Очень скоро она превратилась в диктатуру партийно-государственной верхушки. Эта диктатура осуществлялась через соответствующую систему, которая включала в себя два вида организаций: государственные и добровольно общественно-общественные. К государственным относились Рады. На селе действовали еще комитеты бедноты. Как государственная организация действовала КП (б) У. Уже в начале 20-х годов она превращается в единственную легальную политическую партию.

 

Если говорить о других партиях, которых и до и после Октябрьской революции было немало, то уже в период гражданской войны их численность постепенно уменьшается. Этому способствовала и их не всегда продуманная и выверенная политическая деятельность. Однако главную роль здесь сыграла политика большевиков, направленная на изоляцию и ограничения деятельности других политических партий. Об этом не скрывая и не раз, говорили большевистские руководители. В политическом отчете на XI съезде РКП (б) в 1922 г. Г.Е.Зиновьев подчеркивал: "Мы монополию легальности, мы отказали в политической свободе нашим противникам. Мы не даем возможности легально существовать тем, кто претендует на соперничество с нами ".

Во партийно-государственным давлением начинают распадаться и заявляют о самороспуске много политических партий. Так, еще в 1920 г. прекратила свою деятельность Украинская коммунистическая партия (боротьбистов). Основную часть членов ее тогда же было принять в КП (б) У. В 1921 г. принял решение о роспуске еврейская партия - Бунд, в 1922 г. российская партия эсеров, в 1923 г. - меньшевистская партия. Организации этих партий прекратили свое существование в республике. Вынуждены были прекратить свою деятельность даже партии коммунистической направленности. Так, в 1922 г. самораспустилась Еврейская коммунистическая партия (ЕКП), в 1925 г. - Украинская коммунистическая партия (УКП).

Роспуск и ликвидация других партий способствовали тому, что ВКП (б) и КП (б) У, как один из ее крупнейших отрядов, укрепили и закрепили свои властные позиции. Однако это имело и отрицательные для нее последствия. В условиях однопартийной системы по существу были ликвидированы возможности для альтернативности и соревнования в разработке наиболее рациональной политики. Партийный монополизм порождал самоуспокоенность, догматизм. Неприятие плюрализма мнений и негативные последствия этого в конечном итоге привели эту партию к краху. С утверджденням позиций Сталина в ВКП (б) и в стране еще больше снижается роль партийных масс, невиданной силы набирает партийный аппарат, а сама партия постепенно превращается в ядро командно-административной системы.

Одновременно снижается роль и авторитет Советов. Об этом свидетельствует и низкая участие трудящихся в их избрании. Например, в избирательной кампании в 1924 г. в 363 селах Киевской губернии приняло участие только 21% зарегистрированных избирателей, в 446 селах Харьковской губернии соответственно - 23%, в среднем по республике - 55%. В самих Советах власть сосредотачивается в основном в исполкомах, а последние теряют всякую самостоятельность и полностью переходят под контроль партийных органов.

Если говорить о добровольных и массовые общественно-общественные организации то их количество в 20-х годах была весьма значительной. По характеру своей деятельности они были разные: профессиональные, научные, инженерно-технические, молодежные, женские, спортивные, Красного Креста, друзей детей, старых большевиков, бывших политкаторжан и другие. Всего в 1928 г. в республике насчитывалось около 60 добровольных организаций. Постепенно их численность уменьшается, а в начале 30-х годов большая часть из них прекратила свое существование. Растет численность только тех организаций, которые входили в систему "диктатуры пролетариата": профсоюзов, комсомола и кооперативных организаций. Вместе с тем их значение с утверждением командно-административной системы и их огосударствлением приводит к снижению реальной роли этих организаций в государственном управлении и общественной жизни.

Концентрируя в своих руках всю полноту власти, бюрократически-командная система принимала меры для своей защиты. Всероссийская надзвичайа комиссия, а с 1922 г. ГПУ (Государственное политическое управление) наделялось чрезвычайными полномочиями и использовалось также для устранения и ликвидации всех неугодных системе - от ее политических оппонентов, старых специалистов, добросовестно служилых людям, к честным преданных большевиков, тех, кто осуществлял революцию в Украине и защищал ее с оружием в руках.

С расширением деятельности и прав ГПУ, привлечением его к решению экономических и национальных вопросов, росло круг людей, на которых распространялась внесудебная расправа, административное выселение, направления в лагеря (дома) принудительного труда. При этом органам ГПУ не нужно было доказывать вину этих "социально опасных" людей. Достаточным было их социальное происхождение. В деятельности ГПУ все более заметным становится тенденция выйти из-под контроля и прокуратуры, и высших государственных органов республик. В результате к концу 20-х годов вес ГПУ, а с 1934 г. НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) в жизни общества значительно возрастает, что и определило его роль в развертывании беззакония и произвола в последующие годы.

 

Одновременно аппарат административно-командной системы, который все больше рос численно, обеспечивал расширение не только своих полномочий, но и материальных, и моральных привилегии. Уже в 20-е годы были приняты специальные постановления центральных органов партии об улучшении быта ответственных партийных, советских и хозяйственных работников, повышения им окладов, которые значительно превышали зарплату рабочих промышленности. К тому же "активные партработники" и лица, к ним приравнивались, члены их семей начинают получать спецпайки, бесплатное жилье, персональный транспорт и проч.

На общественно-политическую жизнь в республике в этот период большое влияние имел процесс небывалого до сих пор возрождение культуры украинского народа. Это чрезвычайно интересное явление в истории народа Украины, которое, к сожалению, мало исследован. Несомненным является то, что общественно-культурное возрождение мало свои корни в период возрождения недолгий украинской государственности. Динамика духовного развития нации была настолько сильной, что он развивался дальше, несмотря на большие потери среди интеллигенции и других слоев активного населения во время гражданской войны, на значительную эмиграцию творческих сил за пределы Советской Украины. Этот процесс развивался по восходящей в условиях общей либерализации времен нэпа и провозглашенного курса на украинизацию. Культурное возрождение охватило различные стороны национального и культурной жизни, особенно сказавшись на развитии образования, литературы, науки и искусства.

 

Известно, что культурное развитие того или иного народа определяется уровнем его образованности. Поэтому одной из важнейших задач после окончания гражданской войны стала ликвидация неграмотности. Для республики эта проблема была весьма актуальной (примерно 75% ее населения было неграмотным). В борьбе с ней активное участие принимали Наркомат просвещения УССР, Советы, профсоюзы, комсомол, комитеты бедноты, добровольно-массовые организации, общественность, учителя, культурно-образовательные учреждения. В 1923 г. было создано добровольное общество "Долой неграмотность". Оно быстро завоевало авторитет, ряды его росли. Уже в 1924 г. в нем насчитывалось более 300 тыс. членов. На средства общества содержалось около 2,5 тыс. пунктов ликвидации неграмотности, в которых началось до 100 тыс. человек. Было закуплено много учебной литературы.

 

Для привлечения неграмотных к обучению государством широко применялись различные меры поощрения. Так, неграмотные рабочие освобождались на два часа от работы с сохранением заработной платы для обучения в пунктах ликбеза. Крестьянам при обязательном страховании имущества при их обучении в этих пунктах предоставлялась скидка в 20%. Способствовало этому и улучшение экономического положения республики. Безусловно, это сыграло большую роль для привлечения широких масс к обучению. Так, на 1 декабря 1925 г. в республике действовало более 13 тыс. школ и пунктов ликбеза, в которых обучалось около 540 тыс. человек, в том числе чуть более 200 тыс. женщин.

Одновременно было открыто около 1000 школ для малограмотных. Последних широко привлекали к участию в различных грутках при культурно-просветительных учреждениях, сеть которых росло с каждым годом, и они пополняли и расширяли свои знания. В 1925 г. в республике действовало более 2 тыс. клубов, около 8 тыс. сильбуд и изб-читален, более 5 тыс. библиотек. С развитием киномистецства росла его роль в этом деле. В целом по республике к 1927 г. ликвидировало свою неграмотность около двух миллионов человек.

Большое внимание уделялось развитию общеобразовательной школы. Трудности здесь были большие. Слабой была материальная база, остро не хватало учителей. По мере улучшения экономического положения в республике увеличивались ассигнования на образование. Только за 1923-1925 гг они выросли в семь раз. Это дало возможность расширить производство учебного обладания и выпуск учебников. улучшить материальное положение учителей, увеличить прием детей в школу. С 1924 г. в УССР началась подготовка к введению обязательного начального образования. Об успехах в этом деле свидетельствует и тот факт, что уровень грамотности среди населения республики в течение 20-х лет поднялся с 24 до 60%.

Восстановление народного хозяйства, необходимость проведения индустриализации вызвали огромную потребность в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов. В республике налаживалась их плановая и централизованная подготовка, которой руководило Управление профессионально-технических школ и высших учебных заведений.

Квалифицированные рабочие кадры готовились в школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и профессионально-технических школах. Уже в 1921 г. в республике работало более 270 профтехшкил. В них обучалось более 21 тыс. юношей и девушек. За 20-е годы они подготовили сотни тысяч рабочих, причем не только для УССР, но и для РСФСР, БССР и других республик СССР.

 

Подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях проводилась в соответствии с потребностями развития народного хозяйства и культуры. В первые годы восстановительного периода было закончено перестройку специального образования. Бывшие учительские семинарии, институты, а также соответствующие факультеты университетов реаорганизовувалися в институты социального воспитания или педагогической профессионального образования. Они готовили учителей для общеобразовательных и профессионально-технических школ. Были созданы новые вузы экономического, сельскохозяйственного, технического и социально-экономического профиля. В крупных вузовские центры превращаются Харьков, Киев, Одесса, Днепропетровск и другие губернские города Украины. О достигнутых успехах в развитии специальной среднего и высшего образования говорят следующие данные. Накануне революции на территории УССР действовали 19 высших и 54 средних профессиональные школы (общая численность студентов и учащихся средних профессиональных школ составляла около 34 тыс. человек), а в 1927-28 учебном году действовало уже 37 институтов (29 тыс. студентов) и 144 техникумы (26,5 тыс. учащихся).

Много внимания уделялось развитию науки. Самой научной государственным учреждением республики была Всеукраинская Академия наук (ВУАН), основана осенью 1918 г. На нее возлагалась задача координировать и организовывать деятельность научных учреждений республики и отдельных ученых, изучать достижения науки за рубежом, направлять развитие науки и техники в соответствии с потребностями народного хозяйства. Сначала ВУАН объединяла до 30 научных учреждений, где работало всего 140 сотрудников, а в 1928 г. - уже 138, в которых было занято более 3600 ученых. Кроме того, в Украине было открыто и действовало ряд научно-исследовательских институтов, подчиненных отраслевым наркоматам СССР и УССР.

Значительных успехов ученые республики достигли в физико-математических и технических науках. Так, активизировала свою исследовательскую деятельность известна математическая школа Д.О.Граве. Ученые, которые вышли из этой школы - М.М.Крилов и его ученик М.М.Боголюбов, в своих трудах заложили основу нелинейной механики, чем было положено начало развитию новой отрасли математики.

 

Плодотворная работа по теоретической физике проводилась в Украинском физико-техническом институте (Харьков), в котором некоторое время работал И.В.Курчатова. Труда Л.Д.Ландау в области кинетической теории плазмы, которые были написаны здесь стали основополагающими на десятилетия вперед в исследованиях по термоядерному синтезу.

На рубеже 20-30-х годов Е.О.Патона начал большую перспективную работу с электрической сварки металлов, что стало новым словом в развитии науки и техники.

В области медицины плодотворно работали М.Ф.Гамалия, Д.К.Заболотного, Ф.Г.Яновский, основатель советской терапевтической школы М.Д.Стриженко, известный физиолог В.Я.Данилевского. Наряду с учеными медиками дореволюционной генерации росла плеяда молодой медицинской интеллигенции из рабочих и крестьян - П.И.Баранник, П.М.Буйко, В.Х.Василенко, М.С.Коломийченко, В.П.Комиссаренко. С.И.Чайка и другие. Всемирной славы приобрел офтальмолог В.П. Филатов.

Специалисты по генетике и селекции растений и животных А.О.Сапегин, В. Я. Григорьев, М.Г.Холодный и другие выводили новые сорта пшеницы, ячменя, кукурузы, овса, внедряли в сельском хозяйстве научно-обоснованные севообороты и т.д..

Постепенно расширялись масштабы работы в области общественных наук. Значительный вклад в разработку проблем отечественной истории внесли историки - академики ВУАН Д.И.Багалей, О.И.Левицький, А.Ю.Кримсь-кий, Д.И.Яворницкий, М.И.Яворський. В 1924 г. из эмиграции в Украину вернулся выдающийся украинский историк М. С. Грушевский. В этом же году его избрали академиком ВУАН, а через пять лет - академиком АН СССР. И это при том, что его идеи далеко не во всем соответствовали идеологическим концепциям коммунистической идеологии. Перу М.С.Грушевского принадлежит около тысячи научных работ, многие из которых в свое время были переведены и изданы во многих странах мира. Замалчиваемая у нас в течение нескольких десятилетий богатейшая творческое наследие М.С.Грушевского последние годы наконец стала доступной широкому общественному общественности Украины.

Бесспорно ученые республики достигли бы значительно больших успехов в развитии науки, если бы не диктат со стороны сталинской карательной машины. Многие известные исследователи были уже в эти годы объявлены "вредителями", носителями враждебной идеологии, "основателями лженаучных теорий". Были репрессированы и погибли академик АН УССР Н.И.Свитальський, генетик И.И.Агон, философ С.Ю.Семкивський и многие другие преданных делу служения народу ученых. Безосновательные обвинения выдвигались в адрес В.И.Вернадского, А.А.Богомольца. С особой неутомимостью преследовались историки, филологи, литературоведы, исследования которых представляли опасность для идеологической системы, которая еще только формировалась и была направлена на утверждение национального нигилизма, "единомыслия", воспитания сирот. Именно в те годы, как известно, было положено начало всем последующим искажением, умолчанию, стали возникать всевозможные "белые пятна", "фигуры умолчанию", "запретные зоны" в области исторических знаний.

 

В развитии украинской литературы, поэзии и драматургии в 20-е годы органично сочетались демократические традиции дореволюционной эпохи и новый опыт свежих сил, пробудившихся революцией. Характерной особенностью литературного процесса в республике в те годы было возникновение и распад многих литературных организаций ("Гарт", "Плуг", "Молодняк", "Западная Украина", "Авангард", "Новая генерация", "Звено", "Урбино" , ВУСПП и др.)., переход писателей с одной творческой группы к другой. Все это объективно отражало поиски творческой интеллигенцией путей и методов участия в общественной жизни. Так, сформировалась яркая революционно-романтическая течение: Тычина, В.Елан Голубой (Еланський), Чумак, В. Сосюра. Большую активность проявляли представители других направлений и творческих течений в литературе: Рыльский, П.Филипович, Драй-Хмара. Значительным вкладом в литературную жизнь республики стали памфлеты Х.Хвильового, В.Блакитного, сонеты М.Зерова, новеллы и рассказы Г.Ковинькы, сатира и юмор Остапа Вишни, И.Сепченка, драматургия и проза Кулиша, М.Ирчана, И . Микитенко. Появились высокохудожественные произведения Ив.Ле, Г.Епика, Ю.Яновского.

 

В конце 20-х годов естественные организационные и мировоззренческие трудности в творческой деятельности писателей и поэтов Украины стали перерастать в трагических событиях и к поискам "украинских буржуазных националистов" добавились и поиски "контрреволюционных организаций", участие в которых "резервировалась" прежде всего за интеллигенцией. Уже в 20-е годы по этим абсолютно безосновательными обвинениями были арестованы некоторые украинские писатели, поэты и драматурги.

 

В республике интесивно развивалось музыкальное мистецство песенное творчество, хоровая, симфоническая, оперная и балетная музыка. Немало талантливых произведений композиторов республики этого времени вошло в сокровищницу как национальной, так и мировой музыкальной культуры.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии