Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В ходе осуществления стратегии форсированного экономического развития значительные изменения происходили в политической сфере. Постепенно Политический авторитарный режим превращался в тоталитарный.

Культ личности Сталина приобретал уродливые формы. В партийных документах провозглашался курс на демократизацию, а в реальной жизни шло отчуждения трудящихся от власти. Руководство страной все больше концентрировалось в руках бюрократического аппарата, который полностью подчинялся Сталину и был выразителем его воли. Выборные советы стали полностью зависимыми от исполнительных органов, отчетность которых перед советами и избирателями фактически отсутствовала. Партийные структуры занимались решением практически всех вопросов, подменяя и хозяйственные органы, и совета. Это было ярким свидетельством слияния партийного и государственного руководства. Именно так была сформирована административно-бюрократическая система.

 

Становления и утверждения этой системы было обусловлено целым рядом причин, в том числе и ошибочным выбором стратегии социально-экономического развития СССР, монополией ВКП (б) на власть, острой политической борьбой внутри большевистской партии, в процессе которой Сталин и его окружение узурпировали власть, а также достаточно низким уровнем общей и политической культуры большинства населения страны. Существенную роль сыграла сформулирована генсеком "теория" обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которая на практике обернулась массовыми репрессиями против ни в чем не повинных людей, а также стала основанием для распространения чрезвычайных мер на всю систему хозяйствования.

        Путь, которым развивались Советский Союз и УССР в его составе, а позже и ряд других стран, где были установлены коммунистические режимы был путем утверждения тоталитарного государства.

           Термин "тоталитаризм" (в переводе с итальянского - "охватываю-чий все в целом") впервые запустил в политический оборот в начале двадцатых годов диктатор Муссолини для характеристики сущности своего режима, когда в Италии формировалась однопартийная фашистская система. В 1929 году публикацией в газете "Таймс" основана применение этого термина для характеристики советского политического режима.

 

           Что же характерно для модели тоталитарного развития? Среди обществоведов существуют разные подходы и мнения по этому поводу. В сжатом виде можно выделить следующие основные черты тоталитарного государства. Это наличие возглавляемой безоговорочным лидером единой массовой партии, срастается с государственным аппаратом, единой официальной идеологии, монополии на средства массовой информации, существование системы террористического полицейского контроля для борьбы с любой оппозицией, а также централизованная система контроля и руководства экономикой и вооруженными силами страны. Все привилегии, связанные с производством и распределением, сосредоточены в руках партийно-государственной бюрократии.

          Об укреплении тоталитаризма в Украине свидетельствуют, в частности, такие тенденции. Во-первых, это утверждение коммунистической формы тоталитарной идеологии, которое шло через бескомпромиссную борьбу с религией (в 1930 году автокефальная православная церковь прекратила свое существование), через "завоевания" "Просвет" (это осуществить не удалось, и в 1929-1930 годах все они были закрыты), через борьбу против уклонов в партии. Созданы органы цензуры обеспечивали официальной идеологии монополию на истину.

          Во-вторых, это монополизация власти большевистской партией и устранение с политической арены других партий, после чего ВКП (б) открыто сосредоточила в своих руках все рычаги управления страной.

          В-третьих, сращивание правящей партии с государственным аппаратом. Партийный билет открывал путь к руководящим должностям в различных отраслях народного хозяйства и структурах госаппарата.

           В-четвертых, это установление жесткого контроля государства над общественной жизнью. Все создаваемые общества переводились под юрисдикцию НКВД. Государство взяло под полный контроль деятельность профсоюзов, комсомола, общественные организации, обеспечив собственную безоговорочную монополию на общественную жизнь.

 

          В-пятых, это установление монопольного контроля со стороны партийно-государственного аппарата над экономической сферой, централизация руководства экономикой. Образуется административно-командная система как форма организации общества (и соответствующего типа управления). Эта система включает в себя субъекта политических решений (политическую власть), механизм обеспечения выполнения этих решений (аппарат) и объект, на который направлены решения (общество, класс, социальная группа, индивид). Решающий госаппарат, который был связующим звеном между "верхами" и "низами".

        Административно-командная система в значительной степени базировалась на номенклатурном принципе управления обществом. Назначение и перемещение кадров всего государственного аппарата осуществлялось по воле партийной верхушки. Она балансировала между бюрократическим аппаратом, все больше отделялся от народа, и самими народными массами. Главными методами управления стали приказ, директива, распоряжения.

        Но трагедия заключалась в том, что трудящиеся воспринимали чрезвычайные меры в управлении государством как необходимые в борьбе против врагов социализма.

        При таких условиях в 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она стала основой для разработки конституций союзных республик. Новую Конституцию УССР было принято 30 января 1937 - в этот страшный год пика репрессий. Сегодня это воспринимается как сильный проявление политического цинизма, поскольку в соответствии с Конституцией расширялись права отдельных категорий населения, внедрялась довольно демократическая система выборов в Советы и народных судей. Выборы становились общими, прямыми, равными, при тайном голосовании. Расширялись права и свободы граждан, провозглашалась неприкосновенность личности, жилища. Но действительность была совсем другой. Образовался значительный разрыв между декларируемыми демократическими правами и свободами и реальной политикой и практикой сталинизма, фактически перечеркивала основные положения Конституции. Следствием этого стали проявления равнодушия и социальной пассивности.

 

         Политическая жизнь в УССР было подчинено уже упоминавшемся сталинском постулата об обострении классовой борьбы, его тезисе о наличии в республиках "ползучих" националистических уклонов. Создавалась атмосфера всеобщей подозрения, начался поиск "врагов" народа, замаскированных "правых уклонистив" или "буржуазных националистов".

        Уже в 1930 году состоялся первый широкомасштабный политический процесс по делу "Союза освобождения Украины", трактуемой как контрреволюционная организация. На скамье подсудимых оказались 45 деятелей украинской науки и культуры, среди которых было два академика - С. Ефремов и М. Слабченко, 11 профессоров, два писателя, ученые Всеукраинской Академии наук (ВУАН), преподаватели вузов, учителя, юристы, священники, студенты. Подсудимых обвинили во вредительстве, в подготовке террористических актов, а главное - им инкриминировалось деятельность под руководством иностранных разведок, направленная на свержение Советской власти в Украине и отделения ее от СССР. Процесс длился почти два месяца. 19 апреля 1930 по решению суда, который все же не осмелился вынести смертные приговоры, обвиняемые получили различные сроки заключения. Это было начало. Дело послужила своеобразным сигналом для осуществления массовых репрессий против национально ориентированной интеллигенции во всех областях Украины. Всего было репрессировано около 5 тыс. граждан (ученых, вузовских преподавателей и учителей, врачей, студентов), отделы СВУ были "разоблачены" в Одессе, Днепропетровске, Полтаве, Чернигове, Виннице, Николаеве.

        После процесса по делу СВУ значительно усилилась цензура научных изданий. Наиболее активные отделения Академии распускались, их члены увольнялись с работы, а позже, как правило, подлежали репрессиям по обвинению в буржуазном национализме. В 1931 году был разогнан историческую секцию М.С.Грушевского, а сам академик вынужден был переехать в Москву, где был арестован по обвинению в причастности к деятельности "Украинского национального центра", но несколько позже освобожден.

 

        Следующей была также сфабриковано дело так называемого "Украинского национального центра", якобы возглавляемого историком М.И.Яворським. Жертвам этой преступной выдумки органов ГПУ инкриминировалась антисоветская деятельность, саботаж, шпионаж, попытки сорвать социалистическое строительство на Украине. К различным срокам заключения (от 3 до 6 лет) было осуждено 50 человек. В основном это были известные представители старой украинской интеллигенции, которые проходили на предыдущих процессах. Позже 33 из них были осуждены повторно (21 получили смертный приговор) - за "антисоветскую деятельность" и "шпионаж".

        Новая волна репрессий началась в 1933 году гонениями на вузовских преподавателей, учителей, деятелей литературы и искусства, ученых. За период 1933-1934 годов в связи с разоблачением "Украинской военной организации", трактуемой органами ГПУ как структурное подразделение УНЦ, были осуждены 148 человек по стандартным обвинениям. Среди репрессированных были известный писатель П.М.Губенко (Остап Вишня), талантливый поэт и прозаик М.Яловий, литератор М.Ирчан и другие известные украинские творческие деятели.

        Кроме УВО, были сфабрикованы дела Польской организации военной (ПОВ), "блока украинского национальных партий" (УКП, боротьбисты, эсеры) и другие. Всего в Украине с 1930 до 1940 года было раскрыто более сотни различных "враждебных" центров, блоков, организаций.

          С убийства 1 декабря 1934 С.М.Кирова начинается невиданная по своим масштабам полоса массовых репрессий. Ее жертвами стали партийные и государственные деятели, члены ЦК партии, ленинские соратники, военные. С середины 30-х годов усилились репрессии против тех, кто входил ранее в других партий или находился в оппозиции. Среди первых жертв новой репрессивной кампании был Ю.Коцюбинского, арестован в феврале 1935 года и расстрелян в 1937г. Трагическими стали эти годы и для самой КП (б) У. С 1933 по 1938 г. ее количественный состав уменьшился на 48,3%, в основном в результате репрессий, которым подвергали даже партийных руководителей высшего звена. Из 102 членов и кандидатов в члены ЦК КП (б) У и 9 членов Ревизионной комиссии, избранные на ХIII съезде партии (май-июнь 1937 г.), было репрессировано 100 человек, из 11 членов Политбюро, избранных на первом пленуме ЦК КП (б) У после этого съезда -10, и из пяти кандидатов в члены Политбюро - 4. Репрессированы все члены Оргбюро. Были арестованы и расстреляны Е.Й.Квиринга, Х.Г.Раковського, С.В.Косиора и других.

 

        Репрессии также истребили опытных военных кадров, нанеся этим удар по обороноспособности страны. Были расстреляны командующие войсками Киевского и Харьковского военных округов Й.Е.Якир и И.Н.Дубовий. В июне 1937-октябре 1938 были репрессированы сотни командиров и политработников, в том числе 150 представителей высшего командного состава опять таки Киевского и Харьковского военных округов, включая практически всех штабных работников.

           Репрессивный аппарат работал без отдыха, а тогдашнее руководство СССР выдавало его страшные действия по острую необходимость в связи с продвижением по пути к социализму. В те годы широкое распространение в обществе получили такие явления, как донос, предательство. Они всячески поддерживались партийно-государственной верхушкой. Это является убедительным свидетельством моральной деградации общества того времени.

         В 30-е годы в Украине продолжалось национально-государственное строительство. Но трудности функционирования нового союзного механизма тормозили этот процесс в республике. Сталин делал отчаянные попытки на практике реализовать свои идеи "автономизации".

 

        В осуществлении национальной политики в Украине начали проявляться негативные моменты. Постепенно тормозилось ходе украинизации, которая рассматривалась теперь как проявление украинского буржуазного национализма. Все больше ограничивалась сфера употребления украинского языка. Начался процесс сужения деятельности национально-культурных заведений национальных меньшинств. Активную роль в свертывании украинизации сыграло руководство КП (б) У, получив в декабре 1932 г. печально телеграмму за подписями Сталина и Молотова с требованием "прекратить украинизацию." Особенно оживилась работа в этом направлении в 1933 г., после того, как в Украине прибыл личный доверенный представитель Сталина П.П. Постышев. Избран вторым секретарем ЦК КП (б) У, он имел особые полномочия и не преминул ими воспользоваться. В "национал-уклонизме" обвинили М.О.Скрипника, который был последним защитником украинизации среди влиятельных большевиков. Понимая, что его ждет, Скрипник 7 июля 1933 покончил жизнь самоубийством. Начался неизданный погром украинской культуры и науки.

        В конце 30-х годов были ликвидированы институты реализации интересов национальных меньшинств. В апреле 1938 г. ЦК КП (б) У принял постановление "О реорганизации национальных школ в Украине", в которой образование в учебных заведениях национальных меньшинств квалифицировалась как вредная с точки зрения ее буржуазно-националистического влияния на детей. Эти учебные заведения закрывались, а ученики переводились в украинских и русскоязычных школ. В следующем 1939 году были ликвидированы национальные районы и национальные сельские Советы.

 

        Деформации общественно-политической жизни, искажения национальной политики нанесли вред развитию языка и культуры украинского народа. Оказалась четкая линия на русификацию. Однако культурное строительство продолжалось. Одной из главных задач оставалась ликвидация неграмотности. Благодаря целенаправленным усилиям в этом направлении удалось достичь определенных положительных результатов. В 1930 году в школах и ликбез СССР обучалось около 1,6 млн. человек, которые параллельно приобретали также определенные технические или сельскохозяйственные знания. К 1939 году количество неграмотных значительно сократилось, однако около 15% взрослого населения не умело писать и читать.

          Получила развитие школьное образование. В начале 30-х годов количество детей 8-10 лет, которые не были охвачены учебой, свелась к минимуму и составила всего 2%. В 1932 г. была утверждена единая для всей страны структура общеобразовательной трудовой школы: начальная, неполная средняя и средняя. В 1937/38 учебном году в республике насчитывалось 22,5 тис.шкил, где училось 5,4 млн. учащихся. Таким образом, к концу 30-х годов в основном была сформирована система обязательной семилетнего образования в городах и создавались условия для осуществления общего среднего образования в городах и завершения семилетнего и постепенного перехода к среднему образованию на селе.

          В деле формирования новой интеллигенции главную роль играли высшие и средние специальные учебные заведения. Было осуществлено унификацию высшего и среднего образования. Высшим учебным заведением стал институт, а средним специальным - техникум. В 1933 г. возобновили работу университеты в Киеве, Харькове, Одессе. Был открыт новый университет в Днепропетровске. В 1934 году было отменено плату за обучение. Студенты получали государственную стипендию.

 

          С 1934 года вновь вводятся ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания профессора, доцента, а также почетные звания заслуженных деятелей науки, техники, искусства.

           В 1940 году в СССР действовало 173 вузы, в которых обучалось 197 тыс. студентов, а также 693 средних специальных учебных заведения, где насчитывалось 196 тыс. учеников.

           Несмотря на жесткие условия, усиление давления со стороны административно-командной системы, наука продолжала развиваться. В феврале 1936 г. ВУАН была переименована в Украинскую Академию Наук. Ученым, исследователям удалось достичь весомых результатов в различных направлениях, особенно в области физико-математических и технических наук. Продолжала действовать математическая школа Д.О.Граве. М.М.Крилов и его ученик М.М.Богомолов заложили основы нелинейной механики. Интересными исследованиями по теоретической физике занимался Украинский физико-технический институт, где впервые в СССР было искусственно расщепленное атомное ядро. В 1932 г. электросварочная лаборатория, основанная Е.О.Патона, реорганизуется в институт электросварки ВУАН. Большую работу проводили представители медицинской интеллигенции. Всемирной славы приобрел офтальмолог В.П. Филатов. Специалисты по генетике и селекции А.О.Сапегин, В. Я. Григорьев, М.Г.Холодный выводили новые сорта зерновых культур. Итак, роль науки во всех сферах жизни неуклонно возрастала.

 

           Однако процесс культурных преобразований в республике также претерпел кризиса. Одной из причин было то, что постепенно государственный контроль становился тотальным, превратился в жесткий диктат во всех сферах общественной жизни, включая и духовную. Вследствие этого литература и искусство оказались в административных тисках. В партийно-административном аппарате управления культурой было образовано органы цензуры - Главлит, Головмистецтво. Духовная сфера также подлежала жестоком классовому подходу, критерием ее оценки стало сталинское определение социалистической культуры: она должна быть пролетарской по содержанию и национальной по форме. Все, что выходило за рамки этой оторванной от жизни эстетической формулы, провозглашалось враждебным и подлежало преследованию.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии