Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Движение студенческой и учащейся молодежи в начале ХХ в. был активной составляющей общественно-политической жизни. Студенты и ученики отзывались на все проявления общественной ситуации в стране, в результате чего в их среде закладывались взгляды на насущные проблемы и возможные пути их преодоления.

Историю студенческого движения на рубеже ХIХ-ХХ вв. исследовала

 

Н. Левицкая [1], направления общественно-политической деятельности учащейся молодежи изучали Л. Филоретов, Г. пустая, В. Борисенко [2-3]. Особенности партийной жизни исследуемого периода стали предметом изучения Р.Ветрова, с. Донченко, А.Павка [4]. В.Волковинский [5] и С.Степанов [6] посвятили свои работы специфике деятельности черносотенно-монархических организаций. Однако, несмотря на разнообразие имеющейся научной литературы академическая течение в молодежном движении остается недостаточно изученной, поэтому целью данной статьи является исследование направлений и основных проявлений академизма как специфической формы движения студенческой и учащейся молодежи в начале ХХ в.

 

В исследуемый период в молодежной среде наблюдается процесс дифференциации, который определил характер движения студентов и учеников в последующие годы. Наряду с едиными молодежными объединениями начинают создаваться организации двух направлений - «академистов» и «политиков» (радикалов) - по-разному понимали сущность общественно-политического движения.

 

Сторонники «академической» течения, следуя лозунг «университет для науки», считали забастовки вредными для учебного процесса и научной деятельности, разрабатывали собственные методы борьбы с беспорядками. Это образование различных аполитичных организаций, бойкот сходок, нелегальных собраний, забастовок, открытое противостояние радикально настроенной части молодежи.

 

В указанный период в вузах возникают студенческие организации аполитичного направления. Их члены отрицательно относились к политической борьбе, выступали против любых объединений по политическим и национальным признакам, зато отстаивали идеи образования кооперативных, научных, литературных студенческих организаций.

 

В первые годы ХХ в. наблюдается тенденция к организационному сплочению учащейся молодежи на принципах саморазвития. Так в 1900 г. в г. Киеве во время работы 3-го Всероссийского гимназического съезда был создан Всероссийский гимназический союз. Устав основной задачей организации определял самообразование учащейся молодежи [3, с. 28].

 

В 1900 г. в Киеве возникло «Центральное Киевское отделение учеников». Это объединение критиковало политические организации, прежде всего социал-демократического направления, за втягивание учащейся молодежи в борьбу за освобождение пролетариата. В частности, в обращении «К кружков и организаций средних учебных заведений» отмечалось: «Центральное Киевское отделение учеников" не придерживается никакой политической точки зрения и руководствуется исключительно общественным интересом распространяемых изданий ... Главной задачей каждого ученического кружка должно быть саморазвитие, лишенный всякого политического оттенка. Навязывать неподготовленному человеку политическую идею, особенно действующей партии, означает догматически сужать ее умственный кругозор ... »[7, с. 26].

 

Опасаясь активизации студенческого движения, царское правительство 22 декабря 1901 издал «Временные правила о создании студенческих организаций в вузах ведомств народного просвещения», которые предоставляли студентам возможность создавать научно-литературные и другие кружки, кассы взаимопомощи, библиотеки, однако с обязательным ' Обязательным контролем со стороны преподавателей и под наблюдением руководителей учебных заведений [8, л. 11-12]. Созыв собрания разрешалось при условии письменного заявления и в присутствии представителя администрации [8, л. 13]. Например, в Харьковском технологическом институте во второй половине 1902 начали работу Студенческая техническое общество, Студенческая библиотека, музыкальный и литературно-художественный кружки [9, л. 13].

 

Следующим шагом власти было обнародование в октябре 1904 правительственного циркуляра, содержащий правила борьбы со студенческими волнениями. Одним из эффективных средств восстановления порядка в вузах власть продолжала считать правильно организованные студенческие кружки при условии обязательного контроля над ростом численности их членов со стороны преподавательского персонала [10, л. 17-18].

 

Одним из таких объединений стало основана в феврале 1904 при Новороссийском университете студенческая корпорация «Рассвет». По уставу, это была «умеренно либеральная организация, мирный прогресс общества ставила над социальными переворотами» [10, л. 2].

 

Она объединяла студентов разных национальностей и политических убеждений под уже упомянутым лозунгом «университет для науки». Члены корпорации стремились организовать «товарищеское общение на здоровых началах». В практической плоскости планировалось организовать научно-литературный кружок, библиотеку, читальные и кассу взаимопомощи. Для реализации замыслов собирались членские взносы (4 руб. В год). В руководящий состав корпорации были выбраны студенты Б.Лемешанский,

 

В.Нагибин, И.Кирпорин, И.Рибальченко, Я.Драгневич, М.Колибаба. Всего в организации входило шестьдесят человек [11, л. 2-2 н.].

 

В августе 1905 учебным заведениям был предложен «Проект Устава университетов», который содержал положения по расширению прав университетских коллегий. В частности, был ослаблен надзор за студентами, признано право студенчества создавать при вузах культурно-образовательные и научные кружки [12, с. 443].

 

Провозглашение Царского манифеста 17 октября 1905 определенным образом лишило часть учащихся и студентов революционного запала. Умеренная молодежь начинает призывать радикально настроенных товарищей ограничивать свою деятельность только академическими требованиями. Так в Харьковском университете в октябре 1905 г. была распространена воззвание «Пора опомниться». Обращение призывало студентов «присоединиться к народу против кучки непримиримых революционеров, чтобы вместе помочь правительству в обезвреживании опасного элемента, чтобы вместе с правительством ... идти к основной цели: свободы и блага народа ... Все, кто желает добра народа, должны поддержать графа С.Витте и ждать собрания Государственной Думы »[13, л. 2]. «Бюро академического союза средних учебных заведений» (г. Киев) также писало о необходимости прекратить дальнейшую политизацию школы, не допускать закрытия учебных заведений, «поскольку именно они могут дать освободительному движению большой контингент умственных рабочих с широкими знаниями» [14, с. 36]. Члены «Бюро» отмечали, что «в школе не может иметь место политическая пропаганда, потому что она вызывает самые политические споры» [14, с. 36].

 

Расширение прав высших учебных заведений в 1905 усилило стремление молодежи к консолидации. Властные структуры попытались взять под контроль процесс создания студенческих организаций. 4 марта 1906 был обнародован «Закон об обществах и союзах». По данным законодательным актом собрания допускались только с согласия губернатора, градоначальника или полицмейстера. Во-вторых, § 1 закона четко определял, что легализованы могли быть общества только экономического направления (кассы взаимопомощи, бюро труда, землячества и т.д.) [15, л. 134-134 н.]. 11 июля 1906 были изданы Правила, регламентирующие деятельность собственно студенческих организаций. Устав студенческой организации должен соответствовать общим правилам и утверждаться Советом профессоров определенного вуза. Для вступления в организации, действовавших вне вузами, студентам необходимо было получить разрешение руководства соответствующего вуза. Строго запрещалось образование любых организаций в низших и средних учебных заведениях [16, с. 6-7].

 

Министерство внутренних дел Циркуляром от 28 мая 1906 еще раз подчеркнуло легализации студенческих обществ только экономического направления. В частности, именно этим документом подтверждено разрешение на легальную деятельность для библиотеки при Киевском коммерческом институте (1906) Студенческого технического общества (октябрь 1907), библиотеки (ноябрь 1907), кассы взаимопомощи студентов-технологов (март 1908) при Харьковском технологическом институте и т.д. [ 17 л. 42, 18, с. 224].

 

В 1907 г., с началом эпохи реакции, в Российской империи была задействована целая система мер по ликвидации автономии высших учебных заведений. Власти пытались не допускать никаких проявлений студенческой корпоративности. Правительство принимает ряд постановлений, направленных на ограничение студенческого самоуправления. 11 июля 1907 были опубликованы «Правила о студенческие организации и об устройстве собраний». Противозаконными признавались студенческие организации, которые не имели утвержденных в установленном порядке уставы. Решение студенческих организаций, уставы которых не были утверждены Советом университета, не имели никакой силы. Отдельные студенческие кружки, общества и другие организации не признавались представительными органами всех студентов данного учебного заведения [17, л. 36-36 н.]

 

Принятие 4 марта 1906 «Правил об обществах и союзах» и 11 июля 1907 «Правил о студенческие организации и об устройстве собраний» способствовало активизации процесса создания в высших учебных заведениях земляческих организаций. Уставы землячеств складывались по одинаковому плану: определялись цель, источники поступления средств, личный состав, права и обязанности членов землячества, направления работы общего собрания, правления, ссудной кассы, библиотеки, ревизионной комиссии [17, л. 30].

 

Землячества заботились о духовных потребностях своих членов, оказывали им материальную помощь. Средства землячеств состояли из членских взносов (50 коп. В семестр), собрания устройства различных мероприятий и частных пожертвований. В правление землячества входило шесть членов: председатель, товарищ председателя, секретарь, кассир, два библиотекари, которых избирали на один год. Члены землячества были обязаны посещать общие собрания, своевременно платить членские взносы, выполнять решения общего собрания, способствовать развитию деятельности землячества. В состав земляков организаций входили действительные почетные члены и змагатели. В почетные члены принимались лица, предоставившие землячеству особые услуги. Змагателямы считали тех, кто материально поддерживал землячество. Действительными членами могли стать студенты соответствующего учебного заведения. Например, в Юго-Западной землячества при Харьковском технологическом институте принимали выпускников средних учебных заведений Киевской, Подольской, Волынской губерний [17, л. 30]. Действительными членами Екатеринославского землячества могли стать выпускники учебных заведений Екатеринославской губернии или жители этой территории [19, л. 5-7 н.]. Создание филиалов землячеств в местах проживания их членов запрещалось.

 

Всего численность земляческих организаций в высших учебных заведениях постоянно росла. Для сравнения: в ноябре 1907 г. В вузах Харькова действовало десять студенческих землячеств, а в ноябре 1915 только на базе Харьковского технологического института было образовано тринадцать землячеств [20, л. 7-7 н., 17, л. 42]. В Киевском коммерческом институте в 1913 г. было создано одиннадцать землячеств, а в следующем году их насчитывалось уже шестнадцать [18, с. 226].

 

С 1908 г. при содействии членов Государственной думы (в частности, В.Пуришкевич) в разных вузах страны начался процесс создания так называемых академических корпораций. Указанные объединения возникли в Киеве («Партия академического порядка студентов императорского университета святого Владимира"), г. Харькове («Академическая корпорация студентов Харьковского университета»), Одессе («Академическая организация российских студентов императорского Новороссийского университета», « Общество содействия академической жизни императорского Новороссийского университета »). Хотя в уставах этих организаций отмечалось, что они не преследуют никаких политических целей, в действительности, нередко их основной задачей была борьба с демократическим студенческим движением. Пользуясь значительной материальной поддержкой властей, объединения академистов помогали царизма «поддерживать порядок» в высшей школе.

 

Уставы академических корпораций предусматривали выполнение их членами решений общестуденческим собрания только в тех вопросах, которые не нарушают нормального течения академической жизни. В каждой корпорации создавались многочисленные комиссии, спортивные и стрелковые общества, драматические, технические, экономические, художественные, шахматные кружки, бюро труда и т.д.. Академические корпорации и их структурные подразделения пытались объединить своих членов «в товарищескую семью», предоставить им моральную и материальную поддержку [21, с. 10-11].

 

С 1909 г. на основе большинства академических корпораций начинают возникать студенческие клубы. Деятельностью клуба руководила Совет старшин, которая состояла из представителей всех высших учебных заведений города. Так в Одессе в декабре 1910 г. на базе «Общества содействия академической жизни императорского Новороссийского университета» был открыт академический клуб, возглавили профессора университета [21, с. 30].

 

В марте 1910 касса взаимопомощи студентов при Киевском коммерческом институте была реорганизована в «Общество взаимопомощи студентов Киевского коммерческого института» (председатель О.Хазизьян, секретарь А.Гацолаев) [22, с. 3-5]. «Общество» выдавало «Студенческий бюллетень», основным направлением которого авторы определяли «служение интересам научных знаний, создание кооперации независимо от партийной принадлежности студента» [23, с. 4]. Объединение также печатало и продавало программы курсов лекций, учебные пособия и монографии профессоров вуза; собранные средства использовало для выдачи займов на оплату обучения студентов [18, с. 223].

 

С 1911 г. при вузах возникают «союзы академистов», «бюро труда», «бюро студентов-репетиторов» и др.. Уставы вышеупомянутых «союзов» предусматривали следующие задачи:

 

а) своим отношением к учебным занятиям и точным выполнением установленных правил способствовать правильному течению академической жизни института б) создавать условия для физического и духовного развития своих членов в) предоставлять участникам объединения материальную помощь [24, л. 2]. «Союзы» принимали деятельное участие в проведении учебных занятий, обустройстве библиотек, читален, проведении бесед, спортивных и гимнастических соревнований; в организации кассы взаимопомощи и поисках заработков для своих членов. В частности, в «Союзе академистов студентов-технологов» при Харьковском технологическом институте члены делились на действительных (имевшие при голосовании решающий голос) и соревновательных (кандидатов на действительных членов). Средства «Союза» (запасной, специальный и оборотный капитал) состояли из членских взносов (один руб. В год), пожертвований различных лиц и учреждений, доходов от мероприятий [24, л. 2].

 

«Бюро труда», «трудовое бюро», «бюро репетиторов» заботились о трудоустройстве студентов, следили за справедливым распределением предложений между членами с учетом их специализации и потребности в работе, предоставляли своим членам в случае необходимости материальную помощь [17, л. 43, 25, л. 4]. Делами «Бюро» ведало правление, в состав которого входили председатель, счетовод, секретарь, казначей и четыре члена правления, избирались на общем собрании тайным голосованием на один семестр [26, л. 7-8]. Хотя по уставу членами «Бюро» могли стать только истинные студенты указанного вуза, правила нередко нарушались. Так в ряды организации при Харьковском университете принимались слушательницы Высших женских курсов [25, л. 56].

 

Царское правительство поощряло вузовскую молодежь к объединению в послушные и контролируемые администрацией академические организации, стремясь отвлечь его от политической борьбы. В сентябре 1913 Министерство народного просвещения издало циркуляр, которым упрощалась процедура создания академических корпораций. Они могли возникать за разрешением учебного руководства и с согласия местной администрации. Согласие попечителя учебного округа при этом не было обязательным [27, с. 387].

 

Однако необходимо заметить, что нередко академические организации допускали нарушения своих основных принципов, объединяясь по национальному признаку или даже вмешиваясь в политическую жизнь. Так при Харьковском технологическом институте создаются касса взаимопомощи евреев (1909), кружок студентов-мусульман (1911) при Киевском коммерческом институте - кружок студентов-грузин (1912) и др. [17, с. 42, 18, с. 225]. Руководство губернских жандармских управлений по этому поводу отмечал: «нужно не ограничиваться предупреждениями, а закрывать такие организации, чтобы в студенты не внедрялось убеждение в том, что можно безнаказанно обходить уставные правила» [25 арк.15 н.].

 

Второе направление развития академической течения, так называемый «боевой академизм», развивался в принципиально иных формах. В практической деятельности его сторонники публиковали в своих прокламациях фамилии студентов-революционеров, писали донесения в полицию, препятствовали организации демонстраций, вместе с полицией участвовали в подавлении антиправительственных студенческих выступлений. Между радикально настроенной частью студенчества и «академистами» было настоящее противостояние. Забастовщики составляли и рассылали по других учебных заведениях списки с фамилиями «академистов», объявляли им бойкот, исключали «предателей» из студенческих кружков, лишали права посещать студенческие столовые, читальни, библиотеки и т.п.. Кроме того, в студенческой и ученической движении «боевой академизм» был представлен монархическими и черносотенными организациями.

 

Монархическое движение в начале ХХ в. начал приобретать в России достаточно значительный размах. Его основной целью была защита «самодержавия, православия, русской народности». С этой целью в стране возникли сотни различных организаций, союзов, клубов, объединявших в своих рядах представителей всех слоев тогдашнего общества, в частности реакционную часть студентов и учеников. Их флагом был великодержавный шовинизм, непримиримость к любым проявлениям национального сознания народов, населявших империю [5, с. 63].

 

Одна из первых монархических организаций «Русское собрание» возникла в 1900 г. в Санкт-Петербурге и Харькове. Позднее аналогичные организации были созданы в Киеве, Одессе и других городах. В уставе Киевского отдела «Русского собрания», в частности, отмечалось, что организация ставит целью «охрану чистоты и правильности русского языка, изучение явлений русской жизни в его нынешнем и прошлом ...» [5, с. 63]. На практике же эти организации (существовали фактически до Февральской революции) проводили откровенную великодержавной шовинистическую политику, в период революции 1905-1907 гг боролись с национально-освободительным движением.

 

В указанный период возникают монархические студенческие организации. Так в Харькове создается «Общество российского студенчества», в Киеве - «Центральный студенческий комитет». При Новороссийском университете оформляются монархические организации «Единение - сила», «Священная лига» [28, с. 105]. Их сторонники называли себя хранителями вековых устоев русской жизни и проповедовали лозунг «Россия для русских».

 

Уже в студенческих беспорядках 1901 общим студенческим объединением пришлось противостоять не только аморфной аполитичной части студенчества, но и достаточно активным действиям организаций «академического порядка». Так в январе студенты университета и политехнического института г. Киева откликнулись на призыв «Киевской союзного совета объединенных землячеств и организаций» начать забастовку. Тогда, в частности, «Русское общество националистов» призвало положить конец «фанатичной большинства», имея в виду протестующе демократическое студенчество, и вернуться к нормальной учебного процесса [29, л. 64]. На 5 февраля 1901 было назначено проведение студенческой забастовки в г. Харькове, но часть студентов и профессоров сорвали его [30, с. 146].

 

В том же 1901 из-за противодействия членов «Священной лиги» не удалось организовать всеобщей забастовки студентов одесских вузов [30, с. 148]. Кроме того, именно «лигисты» способствовали полицейским арестам руководителей одесского студенческого движения. Учитывая это, отношения между радикально настроенной частью вузовской молодежи и членами «Лиги» были сложными. В письме студента Новороссийского университета (ноябрь 1903 г.), перехваченном охранным отделением, в частности, читаем: «Существующая в нашем университете« священная лига »- это мерзкая и отвратительная организация. Я слышал, что студенческий суд решил заставить уйти из университета шестерых членов этой лиги. Есть надежда, что подобным методом удастся ... заставить распасться эту подлую ассоциации »[30, с. 152]. После упомянутых событий 1901 студенты Новороссийского университета подали ректору петицию с требованием немедленного роспуска «Священной лиги».

 

О существующее противостояние свидетельствует и погром в помещении монархической организации «Единение - сила», совершенное в феврале 1904 группой радикально настроенных студентов Новороссийского университета [28, с. 105]. В марте этого же года состоялись выступления харьковского студенчества в знак протеста против группы студентов-реакционеров, которые отметили очередную годовщину открытия в г. Харькове отделения «Русского собрания» [31, л. 5].

 

27 февраля 1904 в Харьковском университете состоялась сходка с участием около ста студентов. На сходке выражался протест против лишения права преподавать приват-доцента Л.Яснопольского, который во время лекции задел вопрос русско-японской войны и ее последствий для России [32, л. 2]. 2 марта состоялись следующие студенческие собрания, участники которых обвинили в донесении на Л.Яснопольского студентов-членов «Харьковского общества русских студентов». Студент К.Петров, член «общества», в январе 1905 вспоминал, что их деятельность была объектом постоянных нападений со стороны «нерусских студентов» (бойкоты, критические обращения, сходки и т.д.) [33, с. 15-17]. Учитывая это, упомянутая организация пропагандистские собрание проводила преимущественно вне стен университета и под охраной полиции.

 

В ходе революции 1905-1907 гг отношения между двумя течениями в молодежном движении обострились. Нередко поводом к беспорядкам становились верноподданнические акции. Так часть учащейся молодежи г. Харькова заняла негативную позицию к действиям радикально настроенных старшеклассников и заявила о своей поддержке правительственной политики. 12 октября 1905 на улицах Харькова произошло столкновение между защитниками баррикад и колонной манифестантов из числа студентов, учащихся средних учебных заведений, служащих, учителей, которая направлялась с портретами царя Сумскую улицу с целью поддержать действия правительства [34, с. 60-61]. 19 октября 1905 в г. Измаиле на центральной площади монархическим центром был устроен молебен в честь провозглашения царского «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка». В ответ состоялась антиправительственная демонстрация учащейся молодежи, к которой присоединились жители города (общая численность участников составила около пятисот человек). Организаторы разъясняли присутствующим значение конституции, аграрного вопроса, задач социал-демократии [35, с. 41]. В Нежине 20-25 октября состоялись «патриотические демонстрации», во время которых молодые черносотенцы заставляли других студентов и учеников целовать портрет царя и петь «Боже, царя храни».

 

Заметим, что ученическая и студенческая молодежь, задействованная в работе монархических черносотенных организаций, активно участвовала в еврейских погромах. Пик погромов пришелся на октябрь 1905 Наибольшее количество их состоялась в «черте еврейской оседлости», в частности, в Украине. В Черниговской губернии - 90, Киевской - 45, Екатеринославской и Полтавской - по 29, Херсонской - 26, Бессарабской - 20 погромов [6, с. 55]. Погромы черносотенцев отмечались невиданной жестокостью и были несравненными с теми убытками, которые наносили монархическим манифестациям отдельные террористы. Так в Киеве был ограблен почти 1800 домов, магазинов, офисов и т.д., погибли 608 и ранены 301 человек. Аналогичные, но меньшие по масштабам погромы, состоялись в Умани (350 разрушенных помещений), Херсоне (330), Екатеринославе (250), Нежине (250) Измаиле (220), Кривом Роге (129) и т.д. [5, с. 65].

 

8 ноября 1905 возник политический черносотенная организация - «Союз русского народа» (СРН). Возглавила организацию Главный совет в составе председателя О.Дубровина и заместителей

 

В.Пуришкевич, И.Тришатного. 7 августа 1906 был утвержден Устав «Союза», основным лозунгом которого стал призыв монарха - "объединяйтесь русские люди, я вас рассчитываю». По всей Российской империи создавались местные отделы СРН. В Украине ячейки СР возникли в Киеве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Кобеляках, Нежине, Балте, Александровске, Павлограде, других городах и селах Волынской, Екатеринославской, Киевской, Подольской, Таврической, Херсонской и Черниговской губерний [5, с. 66-67].

 

Особенно активную деятельность развернул Одесский отдел СРН, созданный 6 февраля 1906 под руководством О.Коновницина. Отдел СРН в Одессе выдавал собственную газету «За царя и семью» (1906-1917). Значительную помощь одесским черносотенцам в финансировании, создании боевых дружин давали губернатор Н.Толмачев и командующий войсками округа О.Каульбарс [5, с. 68]. Так благодаря такому протектората местный отдел «Союза русского народа» обеспечивался оружием прямо со складов военного округа. В Киеве отдел СРН агитационную работу проводил через газету «Киевлянин» (редактор Д.Пихно) [5, с. 67].

 

Параллельно с «Союзом русского народа» возникали и другие черносотенные организации. В Киеве действовал «Всероссийский национальный студенческий союз». В его уставе определялись следующие цели: «укрепление основ российской государственности - самодержавия, православия и русской народности - как среди студенчества, так и в народных массах» [36, с. 1]. В октябре 1906 г. директором Одесской гимназии М.Родзвевичем был основан «Одесский союз русских людей». К этой организации активно привлекались местные ученики и студенты, впоследствии образовались студенческие филиала в Кривом Роге, Елисаветградском, Александровском уездах, Полтавской губернии [5, с. 68]. Студенческий подотдел «Одесского союза русских людей», созданный из представителей вузовской молодежи одесских высших учебных заведений, в уставе определял следующие задачи: «укрепление основ российской государственности ... образование народа, воспитания молодежи в духе монархических идеалов »[37, с. 1]. Объединение проводили в среде вузовской молодежи русский шовинистическую и религиозную пропаганду, выдавали печатные органы.

 

«Союз русского народа» проводил активную работу по созданию региональных филиалов и привлечения в свои ряды новых членов. Например, в гимназии г. Болграда в 1906 группа учеников объявила забастовку в знак протеста против вступления двух гимназистов, И.Тесленко и Х.Христофорова, в местный черносотенного отдела [38, с. 119]. Забастовщики по решению педагогического совета были исключены из учебного заведения, а молодых черносотенцев совет назвал «украшением гимназии во всех отношениях» [39, с. 64]. Не соглашаясь с решением педагогического совета, воспитанники старших классов начали забастовку [38, с. 107].

 

Полтавское отделение СР в январе 1907 обратилось к Председателю Совета министров России с просьбой передать царю их ходатайство о том, что многие учащиеся старших классов средних учебных заведений Полтавы просят разрешить им вступить в «Союз русского народа». В письме-обращении от царя, в частности, говорилось: «русские начала должны прививать юношеству русская школа и русская наука. Только возмужало телом и духом молодежь может принять участие в общественной жизни страны и стать действительным оплотом Царя и России »[40, л. 19]. Ответ царя была разослана директорам других средних учебных заведений, которые должны стимулировать верноподданнические стремление своих воспитанников [41, л. 382].

 

На фоне внутренних противоречий «Союз русского народа» раскололся и в ноябре 1907 возник «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (СМА), возглавляемый В.Пуришкевич. Образовавшаяся организация основное внимание обратила на координирование действий черносотенных студенческих организаций. Так одесская студенческая филиал СМА пропагандировала монархическую доктрину на страницах газеты «Южный баян», которую выдавала с 1908 по 1917 гг [5, с. 72].

 

Время реакции, как уже отмечалось ранее, вызвала активизацию академической движения. В 1908 г. в г. Киеве образовалась студенческая черносотенная организация «Двуглавый орел» (В.Голубев, Ф.Сенкевич). Она имела свой печатный орган, издание которого финансировалось Министерством внутренних дел через Главный совет СРН. Газета организации своей первоочередной задачей провозглашала пропаганду идей антисемитизма и великодержавного шовинизма [42, л. 13].

 

После поражения революции 1905-1907 гг руководство черносотенных организаций в Украине сделало попытку перейти от погромщиков в культурно-образовательной деятельности, создавая для этого специальные комиссии. Но фактически они осуществляли активную пропаганду с целью привлечения в ряды СРН и других монархических организаций новых членов. Так, начиная с ноября 1908 г., специальная комиссия при Киевском отделе СРН проводила в разных районах города религиозно-нравственные чтения для народа, которые превращались в пропаганду монархизма [5, с. 68].

 

О достаточную активность студенческих черносотенных организаций свидетельствуют документальные источники. В письме одесского студента, в частности, отмечалось: «В университете существует ... два монархических подотдела, члены которых все вооруженные ... и буквально хозяйничают в аудиториях ... , Появляются на все сходки и переписывают имена выступающих »[43, с. 2]. В ноябре 1909 г. в г. Одессе при многолюдных демонстраций студентов, курсисток, рабочих города произошли столкновения с монархистами, которые помогали полиции разгонять демонстрантов [44, л. 9-11].

 

Нарастанию антиправительственных настроений молодежи власть противопоставляла ученические кружки верноподданнического направления. Например, осенью 1909 в Волынской духовной семинарии был создан «Патриотическое общество». Этой организации было выделено отдельное помещение, поставлялись промонархические печатные издания, на собрании проводились беседы по поддержке правительственной политики. Между членами «Патриотического общества» и радикально настроенными семинаристами происходили постоянные конфликты. Так ученики 3-го класса И.Брегман, О.Кореневич, Г.Середович были обвинены в организации столкновения 21 октября 1909 [45, л. 2-4].

 

Противостояние «академистов» и радикально настроенной молодежи приводило к значительному расстройству в студенческой и ученической среде, разжигание вражды. Случались даже трагические последствия. Так в декабре 1910 в результате споры в аудитории Новороссийского университета был убит студента М.Иглицкого [12, с. 446].

 

Период революционного подъема был отмечен усилением конфликта между «радикалами» и «академистами». В частности, в г. Харькове полицмейстер в рапорте губернатору сообщал, что 10 марта 1910 предусматривается проведение сходки в технологическом институте, а 12 марта - в университете. В резолюциях сходок студенты обвиняли сторонников академического движения: «все, кто отказался от политической борьбы и объединился с В.Пуришкевич, вызывают у нас чувство отвращения» [46, л. 11]. В ноябре 1910 ряд политических сходок в вузах состоялась по поводу смерти Льва Толстого. Например, в Одессе разгонять демонстрации студентов, курсисток, рабочих помогали полиции члены черносотенно-монархических организаций [44, л. 7-8]. Заметим, что влияние академических и черносотенных организаций Одессы и Екатеринослава сказался на ходе забастовок в высших учебных заведениях с 23 января по 23 марта 1911: они были менее многочисленны и краткосрочные, чем в других университетских городах.

 

Черносотенцы выполняли планы погромов не только против евреев и армян, но и против украинского. Так в конце 1912 г. В Киеве члены «двуглавому орла» совершили нападение на редакцию украинской газеты «Рада», разбили витрину, посвященную похоронам композитора Лысенко, а его портреты в разных районах города залили черной краской [47, л. 3-4]. Студенты-черносотенцы сорвали концерт, посвященный памяти Н. Лысенко, и разгромили книжный магазин Львовского литературно-научного вестника [5, с. 72].

 

С началом Первой мировой войны в студенческой и ученической среде произошли определенные изменения. Отмечен ранее процесс сближения сторонников академического движения с монархистами завершился их объединением и привел к полному прекращению борьбы даже за Внутриакадемическое требования. В некоторых вузах Киева, Одессы, Харькова, Екатеринослава, при активном участии черносотенцев и либеральной буржуазии, состоялись «патриотические» манифестации студентов, участники которых выражали готовность с оружием в руках защищать «отечество». Так 9 октября 1914 в г. Харькове был устроен уличное шествие студентов университета, технологического и ветеринарного институтов с пением национального гимна и молебном за «здравие государя-императора и даровании победы русскому оружию» [48, л. 48-49]. В октябре состоялись патриотические сборы студентов Киевского коммерческого института, Новороссийского университета. В резолюции вузовская молодежь отметила, что эта война развязана господствующими классами воюющих государств с целью захвата чужих территорий. «Война поставила все народы в состояние необходимой обороны», поэтому общим долгом является участие в защите «своей страны и народа» [49, л. 17-17 н.].

 

Итак, в начале ХХ в. движение студенческой и учащейся молодежи в своем развитии не был однородным. Определенная часть молодежи отказывалась от радикальных идей и оппозиционных выступлений. Академизм не был случайным явлением, его появление объясняется конкретными историческими обстоятельствами, а также целенаправленной политикой правительства, который использовал промонархические ученические и студенческие организации для борьбы с радикально настроенной молодежью. Академизм развивался в двух направлениях: деятельность аполитичных организаций, исповедующих принцип «университет для науки», и черносотенно-монархических организаций. Противостояние между «радикалами» и «академистами» ослабляло общий молодежное движение.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии