Конце IV в. христиане составляли большинство населения Римского государства. Тогда же началось обращение в новую веру тех германских племен, вторгшихся на территорию империи - вандалов, вестготов, остготов. В Х вв. христианство
стало религией франков, лангобардов, англов, саксов, пиренейских и скандинавских народов, венгров, поляков и других славян. В XII-XIV вв. насильственными методами осуществлялась христианизация полабских славян, балтийских племен, пруссов и литовцев.
На рассвете Средневековье, когда по всей Европе образование упадок, в настоящие хранилища знаний превратились ирландские монастыри. С их стен выходили ревностные проповедники новой веры - добровольцы-миссионеры, которые несли христианство в отдаленные уголки Европы. Они проповедовали Евангелие с риском для жизни, нередко принимали мученическую смерть от рук язычников. Впрочем, обращение в новую веру тоже далеко не всегда осуществлялось только словом. Сила оружия заставила креститься саксов, пруссов, литовцев и т.д.. Миссионерством активно занималась и римская церковь, особенно при папе Григории I Великого. Энергичный организатор и выдающийся политик, он очень много сделал для усиления и обогащения церкви. Григорий I считал папство главной силой, призванной создать и объединить христианский мир. Григорий I Великий (540-604) происходил из знатной семьи. Он занимал высокую по Риме административную должность префекта, но в 34-летнем возрасте оставил ее и стал монахом. Продав все свое имущество, основал семь монастырей и поселился в одном из них. Был представителем папы римского при дворе византийского императора, а по возвращении в Рим стал аббатом в монастыре. В 590 г. его первым из монахов избрали папой, причем в очень тяжелый для Рима время, когда усилилось давление лангобардов. Григорий I лично вел с ними переговоры, заботился о беженцах, обеспечивал горожан продовольствием, создал ополчение и возглавил защиту Рима. Папа много сделал для распространения христианства среди язычников.
При Каролингах очень выросли земельные богатства церкви. Карл Великий узаконил церковную десятину - налог на содержание церкви. Ее платили все прихожане в виде десятой части урожая (позже также других доходов). В руках церкви оказались огромные средства, но сама она попала в зависимость от светской власти. Франкские, а затем и германские императоры по своему усмотрению назначали пап. Феодальные сеньоры совершали так же с епископами, аббатами, священниками. Эти должности приносили немалые прибыли и потому оказались в руках ближайших родственников светской феодальной верхушки. Распространилась симония - обычай покупать духовный сан. Светская власть присвоила инвеституру - право назначать высших духовных лиц.
Все более обострялись отношения и между западной и восточной церквями. Соперничество между константинопольским патриархом и римским епископом сказалось еще в конце IV в., После распада Римской империи на две части. Впоследствии возникли разногласия в толковании христианского учения, обрядов, церковного устройства. В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви - схйзма. Западная церковь стала называться римско-католической (вселенской, всемирной), а восточная - православной или греко-католической (истинной).