Сословно-представительная монархия была новой формой государственного правления, особенность которой состояла в том, что царская власть привлекала к решению важных вопросов представителей не только господствующего класса, но и
верхушки городского населения. Опорой централизованного государства становится дворянство, которое было заинтересовано в активной внешней политике и в преодолении боярских войн.
Образование сословно-представительной монархии в России проявилось в созыве Земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до XVII в., Когда ее сменила новая форма правления-абсолютная монархия.
От 1547 глава государства стал именоваться царем. Изменение титула были такие политические цели: укрепление власти монарха и предотвращения претензиям на престол бывших удельных князей, поскольку титул царя передался по наследству. Конце XVI в. вошел в обиход порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства имел значительные полномочия в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую Думу и Земские соборы.
Боярская Дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянный орган, наделенный законодательными полномочиями, вместе с царем решал важнейшие вопросы. В состав Боярской Думы принадлежали бояре, бывшие удильникнязи, думные дворяне, окольничие, думные дьяки и представникимиського населення.Хочаподальшш состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.
Особое место в системе органов государственного управления занимали Земские соборы. Они созывались с середины XVI в. к середине ХУЛ в. (Первый 1549 p., Последний 1653 p.). их созыва объявлялось специальной царской грамотой. Земские соборы состояли из Боярской Думы, Освященного собора (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Споры, которые велись между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: выборы или утверждение царя, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.. Вопрос обсуждал каждое состояние отдельно, но решения должны были принимать вместе.
Продолжала развиваться система приказов, общее число которых в середине XVII в. достигает 90. Для работы приказов был характерен бюрократический стиль: четкое подчинение (по вертикали) и безусловное соблюдение инструкций и предписаний (по горизонтали). Возглавлял приказ начальник, назначался из бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и др.. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу Проводили пиддячии. Вопросами организации государственной службы ведали приказы Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской. Структурным подразделением приказа был стол, который специализировался по отраслевому или территориальному принципу. Столы делились на повиття.
Основными органами управления на местах во второй половине XVI в. становятся земские и губные избы. Земские избы выбирало тягловое населения посадов и волостей на один-два года в составе земского старосты, дьячка и ценителей. Земские органы содержались за счет местного населения. Они осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становились основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял этот орган избран населением староста, судопроизводство возлагалось на ценителей, дьяков и ттиддячних
В начале XVII в. было реорганизовано местное управление. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначенных центральной властью воевод, им же начали подчиняться земские и губные избы, городские приказчик. В своей деятельности воеводы опирались на специально созданный аппарат - приказные избы, в состав которых принадлежали дьяки, приставы, приказчик, рассылочные т.п.. Воеводе назначал Разрядный приказ, утверждал царь и Боярская дума. Срок службы воеводы составлял один-три года.
В этот период была проведена реформа вооруженных сил. В ее контексте продолжалось упорядочения организации дворянского ополчения, создано постоянное стрелецкое войско. В начале XVII в. возникают постоянные полки - рейтарские (от нем. "рейтар" - всадник, вид наемного конницы), Пушкарская, драгунские и др.. Они были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.