России формируется абсолютная монархия. Она характеризовалась следующими признаками: вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного лица, возникает профессиональный бюрократический аппарат; создается сильная
постоянная армия, отсутствуют сословно-представительные органы и учреждения. Однако у российского абсолютизма были свои существенные особенности:
• абсолютизм в России сформировался в условиях развития крепостной, а не развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов, как это было в Европе;
• социальной подоплекой русского абсолютизма было дворянство и служилый состояние, тогда как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами;
• становление абсолютизма в России сопровождалось внешней экспансией, вмешательством государства во все сферы общественной жизни. Во главе государства стоял монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также был главнокомандующим армии, а с подчинением церкви государству - главой церкви. Согласно тогдашним идеологическим установкам, глава государства изображался «отцом народа", который знает чего хотят его дети, а потому он имеет право их воспитывать, поучать и наказывать. В 1722 г. был издан указ, согласно которому монарх получал право назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха.
Боярская Дума в конце XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота власти, превращается в судебно-управленческий орган, осуществлял надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. В 1701 р.функции Боярской Думы были переданы Ближний канцелярии, которая координировала работу центральных органов управления, ее чиновники объединились в совет и получили название Консилииминистрив. После образования в 1711 г. Сената Боярскую Думу был ликвидирован.
Сенат состоял из девяти сенаторов и обер-секретаря, назначаемых императором. По структуре Сенат состоял из присутстеия (общего собрания сенаторов) и канцелярии (возглавлялась обер-секретарем и состояла из столов: разрядного, тайного, губернского, приказного и др.).. К компетенции Сената относились: судебная и организационная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Сначала решения принимались коллегиально и только единогласно, а с 1714 ~ большинством голосов. Контроль за деятельностью Сената осуществлял сначала генерал-ревизор, а позже - обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 г. вводились должности генерал-прокурора (фактически был главой Сената) и обер-прокурора (возглавляли департаменты Сената). После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает уменьшаться. Влияние Сената усиливается вновь в 1744 г. Тогда он имел четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных и судебных дел. В царствование Ивана Антоновича йАнны Леопольдивиш значение Сената вновь уменьшается, а при Елизавете Петровне-растет. При Екатерине / / Сенат становится высшим судебно-административным органом, который состоял из шести департаментов. С 1801. Сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.
В 1726 г. для решения важных вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный совет, получившая законодательные полномочия и рассматривала жалобы на действия Сената, подбирала кандидатуры сенаторов. Этот орган управления был ликвидирован в 1730 Его место занял Кабинет министров, который сначала выполнял совещательные функции при императрице Анне Иоан иене, а с 1735 получает законодательные полномочия. Состав Кабинета министров составлял три человека. Ликвидирован был в 1741 p., Вместо него создается другой центральный орган, который решал вопросы государственного управления - Кабинет ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). Позже он назывался Императорским советом (прнПетриИИГ), Советом при высочайшем дворе (при Екатерине II). Все время он сохранял за собой значительные полномочия в различных сферах государственного управления.
Центральными органами управления были и приказы (в 1699 г. их было 44). У1718-1720 pp. вместо них были созданы коллегии, в состав которых относились: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессоры (заседатели), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. В декабре 1718г. был утвержден реестр коллегий. Важнейшими "государственными" коллегиями были три: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Финансовыми вопросами ведали: Камер-коллегия (отвечала за доходы государства), Ревизион-коллегия (контролировала сбор и расход казенных средств). Существовали и другие коллегии: Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия (гирничасправа), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Юстиц-коллегия (судебная система) и т.д..
В процессе создания новых органов управления возникли новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советник, асессор и др.. Штаты и придвирни должности были приравнены к офицерским рангов. Служба становится профессиональной, а чиновники-привилегированным сословием.
Указом от 1708 вся территория России разделялась на восемь губерний. В 1714г. их становится одиннадцать. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых сосредоточивалось административная, судебная и военная власть. В 1713 г. с целью поставить деятельность губернатора под контроль дворянства были введены ландрат (советники, от нем. "Пандрат", "панд" - страна и "рат"-советник), которые вместе 3 губернатором образовывали коллегию по 8, 10 или 12 человек в зависимости от размера губернии, для управления им. Губернии делились на уезды, возглавляемые комендантами. В 1712-1715 pp. административно-территориальное деление гласил: вся территория государства делилась на губернии, губернии-на провинции, провинции-на уезды (ликвидированы в 1715 p.). С 1719 г. территория государства делилась на 45 провинций, которые были основными единицами управления и состояли из дистриктив (округов). У1775 г. было осуществлено губернскую реформу, согласно которой основной административной единицей, объединяла центр империи и ее округа, была губерния во главе с губернатором. При последнем существовал коллегиальный орган - губернское правление, находилось под наблюдением Сената. Состав правления такой - губернатор и два советника. Губернское правление выполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за их выполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.. В XVII-WIM веках создается регулярная армия.
Конце XVII в. были расформированы стрелецкие полки и прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. был создан "потешные" полки (Преображенский и Семеновский), ставшие ядром новой армии. В 1699-1705 pp. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все налоговое мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались из крестьян и мещан, офицеры-из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные никогда: бомбардиров (1698 p.), Артиллерийские (1701, 1712 pp.), Морская академия (1715р.) и др.. Управление армией сначала осуществляли приказы (Разрядный, Военных дел, артиллерии, провиантской др.), а впоследствии - Сенат, Военная коллегия (1719р.), Адм иралтейська коллегия (1718 p.). Армия делилась на полки, полки-на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты.
Развивается система карательных органов. Борьбу с антифеодальными выступлениями конце XVII в. вели приказы (Разбойное, Тайных дел, Преображенский). В 1718 г. возникает Тайная канцелярия. После ликвидации Тайной канцелярии (1726) и Преображен-ского приказа (1729 p.) Их полномочия переходят сначала в Сенат и Верховной Таем ной совета, а затем - в Канцелярии тайных сыщешь дел (1731 p.). После ее ликвидации в / 762р. было создано Тайную экспедицию Сената, находилась под контролем императрицы Екатерины II.
В начале XVIII в. в структуре государственного аппарата возникает новый орган - полиция, в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятников (избирались из числа купцов и ремесленников). К компетенции полиции относились: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, вылов беглых крестьян, противопожарные мероприятия.