Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

России формируется абсолютная монархия. Она характеризовалась следующими признаками: вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного лица, возникает профессиональный бюрократический аппарат; создается сильная

постоянная армия, отсутствуют сословно-представительные органы и учреждения. Однако у российского абсолютизма были свои существенные особенности:

 

• абсолютизм в России сформировался в условиях развития крепостной, а не развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов, как это было в Европе;

 

• социальной подоплекой русского абсолютизма было дворянство и служилый состояние, тогда как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами;

 

• становление абсолютизма в России сопровождалось внешней экспансией, вмешательством государства во все сферы общественной жизни. Во главе государства стоял монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также был главнокомандующим армии, а с подчинением церкви государству - главой церкви. Согласно тогдашним идеологическим установкам, глава государства изображался «отцом народа", который знает чего хотят его дети, а потому он имеет право их воспитывать, поучать и наказывать. В 1722 г. был издан указ, согласно которому монарх получал право назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха.

 

Боярская Дума в конце XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота власти, превращается в судебно-управленческий орган, осуществлял надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. В 1701 р.функции Боярской Думы были переданы Ближний канцелярии, которая координировала работу центральных органов управления, ее чиновники объединились в совет и получили название Консилииминистрив. После образования в 1711 г. Сената Боярскую Думу был ликвидирован.

 

Сенат состоял из девяти сенаторов и обер-секретаря, назначаемых императором. По структуре Сенат состоял из присутстеия (общего собрания сенаторов) и канцелярии (возглавлялась обер-секретарем и состояла из столов: разрядного, тайного, губернского, приказного и др.).. К компетенции Сената относились: судебная и организационная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Сначала решения принимались коллегиально и только единогласно, а с 1714 ~ большинством голосов. Контроль за деятельностью Сената осуществлял сначала генерал-ревизор, а позже - обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 г. вводились должности генерал-прокурора (фактически был главой Сената) и обер-прокурора (возглавляли департаменты Сената). После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает уменьшаться. Влияние Сената усиливается вновь в 1744 г. Тогда он имел четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных и судебных дел. В царствование Ивана Антоновича йАнны Леопольдивиш значение Сената вновь уменьшается, а при Елизавете Петровне-растет. При Екатерине / / Сенат становится высшим судебно-административным органом, который состоял из шести департаментов. С 1801. Сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

 

В 1726 г. для решения важных вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный совет, получившая законодательные полномочия и рассматривала жалобы на действия Сената, подбирала кандидатуры сенаторов. Этот орган управления был ликвидирован в 1730 Его место занял Кабинет министров, который сначала выполнял совещательные функции при императрице Анне Иоан иене, а с 1735 получает законодательные полномочия. Состав Кабинета министров составлял три человека. Ликвидирован был в 1741 p., Вместо него создается другой центральный орган, который решал вопросы государственного управления - Кабинет ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). Позже он назывался Императорским советом (прнПетриИИГ), Советом при высочайшем дворе (при Екатерине II). Все время он сохранял за собой значительные полномочия в различных сферах государственного управления.

 

Центральными органами управления были и приказы (в 1699 г. их было 44). У1718-1720 pp. вместо них были созданы коллегии, в состав которых относились: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессоры (заседатели), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. В декабре 1718г. был утвержден реестр коллегий. Важнейшими "государственными" коллегиями были три: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Финансовыми вопросами ведали: Камер-коллегия (отвечала за доходы государства), Ревизион-коллегия (контролировала сбор и расход казенных средств). Существовали и другие коллегии: Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия (гирничасправа), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Юстиц-коллегия (судебная система) и т.д..

 

В процессе создания новых органов управления возникли новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советник, асессор и др.. Штаты и придвирни должности были приравнены к офицерским рангов. Служба становится профессиональной, а чиновники-привилегированным сословием.

 

Указом от 1708 вся территория России разделялась на восемь губерний. В 1714г. их становится одиннадцать. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых сосредоточивалось административная, судебная и военная власть. В 1713 г. с целью поставить деятельность губернатора под контроль дворянства были введены ландрат (советники, от нем. "Пандрат", "панд" - страна и "рат"-советник), которые вместе 3 губернатором образовывали коллегию по 8, 10 или 12 человек в зависимости от размера губернии, для управления им. Губернии делились на уезды, возглавляемые комендантами. В 1712-1715 pp. административно-территориальное деление гласил: вся территория государства делилась на губернии, губернии-на провинции, провинции-на уезды (ликвидированы в 1715 p.). С 1719 г. территория государства делилась на 45 провинций, которые были основными единицами управления и состояли из дистриктив (округов). У1775 г. было осуществлено губернскую реформу, согласно которой основной административной единицей, объединяла центр империи и ее округа, была губерния во главе с губернатором. При последнем существовал коллегиальный орган - губернское правление, находилось под наблюдением Сената. Состав правления такой - губернатор и два советника. Губернское правление выполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за их выполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.. В XVII-WIM веках создается регулярная армия.

 

Конце XVII в. были расформированы стрелецкие полки и прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. был создан "потешные" полки (Преображенский и Семеновский), ставшие ядром новой армии. В 1699-1705 pp. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все налоговое мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались из крестьян и мещан, офицеры-из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные никогда: бомбардиров (1698 p.), Артиллерийские (1701, 1712 pp.), Морская академия (1715р.) и др.. Управление армией сначала осуществляли приказы (Разрядный, Военных дел, артиллерии, провиантской др.), а впоследствии - Сенат, Военная коллегия (1719р.), Адм иралтейська коллегия (1718 p.). Армия делилась на полки, полки-на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты.

 

Развивается система карательных органов. Борьбу с антифеодальными выступлениями конце XVII в. вели приказы (Разбойное, Тайных дел, Преображенский). В 1718 г. возникает Тайная канцелярия. После ликвидации Тайной канцелярии (1726) и Преображен-ского приказа (1729 p.) Их полномочия переходят сначала в Сенат и Верховной Таем ной совета, а затем - в Канцелярии тайных сыщешь дел (1731 p.). После ее ликвидации в / 762р. было создано Тайную экспедицию Сената, находилась под контролем императрицы Екатерины II.

 

В начале XVIII в. в структуре государственного аппарата возникает новый орган - полиция, в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятников (избирались из числа купцов и ремесленников). К компетенции полиции относились: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, вылов беглых крестьян, противопожарные мероприятия.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии