Индивидуальность предприятия, его отличие от других предприятий, определяется корпоративной культурой. В словосочетании «корпоративная культура» первично слово «культура». В ее основе лежит философия
предприятия, которая избирается им самостоятельно при его создании. Она определяет идеи, взгляды, основные ценности, которые должны поддерживаться его сотрудниками. Ценности могут быть совершенно разными в зависимости от того, что лежит в основе деятельности предприятия: его собственные интересы или интересы его отдельных работников. Корпоративная культура формирует внутреннюю политику предприятия, которая является основой внешней прозрачности бизнеса. Развитие корпоративной культуры необходим для позиционирования предприятия на рынке и для развития его бренда.
В рыночных условиях хозяйствования корпоративная культура присутствует как естественный, незаметный и всеобъемлющий фактор. Невыразительность культуры не означает ее незначительности. Основная функция корпоративной культуры в этом смысле заключается в регулировании отношений между людьми посредством принципов поведения, правил и норм. Культура дает предприятию ощущение стабильности, а его сотрудникам - ощущение эмоционального вовлечения в деятельность предприятия. Она также способствует реализации основной потребности человека - потребности в самоуважении, которая мотивирует положительную оценку любого работника. Если у сотрудников конкретного предприятия возникает вопрос об их отличительных особенностей от работников других предприятий, предметом гордости может быть успешность функционирования предприятия на рынке, прогрессивное руководство, новые бизнес-технологии, престижность объятой должности и т.п.. Если предприятие не имеет указанных характеристик, то предметом гордости могут стать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, доброжелательные отношения с коллегами. Для рядового сотрудника эти характеристики могут быть не менее значимыми: работник может согласиться на невысокую заработную плату, отсутствие перспектив и т.д. ради сохранения этих отношений (хотя в сегодняшних условиях хозяйствования отечественных предприятий это почти нереальная ситуация).
Значимость корпоративной культуры возрастает в условиях жесткой конкуренции, легкой и быстрой ротации товаров, сильной рыночной позиции поставщиков и клиентов. В таких условиях сбыт продукции становится более проблематичным, чем ее производство. Основными причинами, которые заставляют современные предприятия изменять корпоративную культуру, является рост конкуренции на товарных рынках и расширение (разветвления) деятельности предприятий (появление новых подразделений, филиалов, представительств и т.п.).
Следовательно, корпоративная культура занимает далеко не последнее место в управлении предприятием. Главной задачей ее формирования становится поддержка изменений, происходящих в пределах предприятия.
Загрузка...