Качество продукции - это совокупность ее взаимосвязанных характеристик и способностей (возможностей) удовлетворить определенные запросы конкретных групп потребителей.
Показатели качества:
1) назначение - возможная сфера применения товара. Например, для стиральной машины это будут ее емкость, возможные программы стирки, возможность сушки, количество оборотов в минуту;
2) технологичности - степень экономичности процесса изготовления изделия. Например, трудоемкость изготовления, коэффициент унификации или коэффициент стандартизации, характеризующие долю унифицированных и стандартизованных деталей в изделии соответственно, технологическая себестоимость изделия, транспортабельность (Приспособленность к транспортировке определенными видами транспорта, а также операций загрузки-разгрузки);
3) надежности - характеризуют способность изделия выполнять определенные функции или сохранять определенные свойства в течение конкретного срока. Например, наработка на отказ - время или количество циклов использования в первого отказа (пробег автомобиля без капитального ремонта), количество перебоев в течение определенного времени работы компьютера, гарантийный срок эксплуатации, срок хранения;
4) эргономичности - степень учета в изделии биологических характеристик человека: гигиенических, антропометрическими, физиологических, психологических;
5) эстетичносты - характеризуют внешний вид (дизайн продукции): соответствие определенному стилю, рациональность формы, целостность формы и закрепленных за изделием функций, художественности оформления;
6) экономические - характеризуют экономичность использования или потребления товара. Например, расход топлива автомобилем в литрах на 100 км пути;
7) патентно-правовые - характеризуют уровень патенто-правовой защищенности конструкций и технологий на государственно и межгосударственном уровнях;
8) экологичности - характеризуют наличие и степень екодеструктивного влияния изделия на окружающую среду: концентрацию вредных примесей в изделии и выброса при эксплуатации изделия, способность к повторному использованию или переработке, возможность утилизации;
9) безопасности - характеризуют безопасность использования товара (например, электрозазизенности, наличие защитной автоматики).
Параметры качества бывают «жесткие» и «мягкие». «Жесткий» вариант имеет конкретную измерительную величину и оценивается в форме процентного отношения фактической величины параметра к величины, характеризует удовлетворение потребности на 100%.
«Мягкие» параметры качества продукции невозможно количественно измерить (например, дизайн). их оценивают в бальном форме. Основанием для присвоения балла могут быть оценки группы экспертов по выбранной ими шкале (например, десятибалльной).
Показатели качества можно разделить на две группы - нормативные консументны.
Нормативные параметры характеризуют соответствие товара Действующим в стране нормам, стандартам и законодательству. Речь идет Исключительно в соответствие нормативным параметрам, а не в превышения их.
Консументны показатели (от англ. Consume - потреблять) характеризуют соответствие товара требованиям потребителей. В эту группу входят показатели назначения, надежности, технологичности, эргономичности, эстетичносты, экологичности и другие показатели качества.