Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Античная эстетика развивалась в Древней Греции (с конца VII в. До н. Е. до начала VI в. Н. Н.э.) и Древнем Риме (со II в. До н. Е. до начала VI в. Н. Н.э.) . Малая своими истоками мифологические представления, которые сложились в первобытном обществе. Мифология - это отражение природы и всего мира такими

, что заселены живыми существами с их магической, таинственной и фантастической практикой. В поэмах Гомера боги не только приобретают в мифологии человекоподобный вид, им присущи черты, которые совпадают с первоначальными представлениями о прекрасном.

Важнейшее место в эстетике античности принадлежит понятию гармонии - представлению о единстве противоположностей, которые составляют единое целое. Наивысшим воплощением этой гармонии стал космос. Философская школа пифагорейцев (VI в. До н. Н.э.) отождествляла гармонию, красоту и совершенство. Гармонию чисел они искали, в частности в музыкальных звуках струн. Пифагорейцы не только разработали учение о математических основах музыкальных интервалов, но и пытались применить музыку для установления душевной гармонии человека. По представлениям пифагорейцев, душа человека представляет собой гармонично организованную числовую структуру. Музыка резонируя с душой, приобщает ее к гармонии космоса, радует человека. Таким образом душа постигает законы космоса том, что подобное познается подобным.

Эстетический идеал: прекрасное для эллина - это прежде всего завершено, оформленное, практическое, конкретное, симметричное. Образцом такого типа прекрасного - человеческое тело, воспроизведенное скульпторами классической эпохи.

Античные мыслители пишут о триединстве истины, добра и красоты, рассматривая этические и эстетические проблемы в неразрывной связке.

Значительную роль в развитии эстетического знания сыграл выдающийся древнегреческий философ Сократ (около 469-399 гг. Д.). Поставив в центр своей философии человека, на нее он направляет интерес своего познания. Он отмечал единства эстетического и этического, что было отражено в понятии калокагатия. Философ рассматривал прекрасное, как общее понятие. Оно связано с пользой, целесообразностью, а следовательно прекрасен все то, что пригодно за для достижения определенной цели. Относительность этого понятия определяется теми целями, которые ставит человек. Идеал Сократа - мудрец, который силой своего ума преодолевает все страдания и даже страх перед смертью.

Сократ открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля.

В противоположность своему учителю, Платон (427-347 гг. Д.) выводит понятие красоты не от субъекта, ее узнает. Согласно его идеалистическими взглядами, реально мир идей, а земной мир - это лишь "тень идеального мира". Идея прекрасного - это объективная, безличная, реально существующая идея, которая порождает прекрасные вещи. Красота постигается не чувствами, а разумом. Имеет сверхчувствительный характер. Воспринимает красоту как двусмысленное понятие: с одной стороны она является источником чувственного наслаждения, которое не нужно, а с другой - способствует стремлению человека к духовной сфере. Ключевые эстетические понятия философ связывал с искусством. Искусство, как "тиньтиней", вторичное отражение мира, лишено познавательной ценности, оно само обманчивое и мешает познанию истины. Но, все же он считал его могучей силой, которая может улучшать или ухудшать человека. Нужным является лишь такое искусство, что полезно для государства. Оно находится под строгим контролем государства, создается по строгим канонам и воспитывает граждан. Например, полезно составления и исполнения гимна богам. Образцовой является культура Древнего Египта.

Основными работами, в которых рассматривается эстетическая проблематика считают "Гиппий Великий", "Пир", "Ион", "Государство", "Законы".

В противоположность Платону, Аристотель (384-322 гг. Д.) считал, что все вещи составляют в себе единство материи и формы (идеи). Поэтому красота существует не в мире идей, а является признаком реальных предметов. "Основные формы прекрасного - это порядок (в пространстве), соразмерность и определенность".

Философ рассматривал искусство как особый, основанный на подражании способ познания. Задача искусства состоит в творческом отражении действительности, а не в механическом ее воспроизведении. В отличие от историка, пишет Аристотель, поэт говорит не о том, что произошло в действительности, а о том, что может произойти.

Показал связь искусства с наивысшими формами удовольствие. Есть удовольствие "низкие", телесные, такие, что свойственны людям низших социальных состояний. им против поставляются "чистые", высокие, элитарные - это удовольствие от прекрасных вещей, как например живопись или наука. Последние связываются с эстетическим наслаждением. "Наслаждение же предоставляет совершенство и полноту деятельностям, - писал он, - а соответственно и самой жизни, к которому все стремятся. Поэтому понятно, что все тянутся к удовлетворению, для каждого оно делает жизнь полной". В своих работах "Поэтика", "Риторика" Аристотель рассматривает отдельные жанры и виды искусства. Все виды искусства различаются средствами имитации: звук - средство для пения и музыки, а слова и размеры - для поэзии. Виды искусства делятся на искусству движения (поэзия, танец, музыка) и искусства покоя (скульптура и живопись). Произведение искусства облагораживает людей тем, что через очищение души освобождает ее от негативных страстей. Катарсис представляет собой цель искусства. Воспитательное воздействие искусства, Аристотель понимал не только как следствие содержания и направленности произведения, но и как результат определенной подготовки зрителя и слушателя, наличии культуры эстетического восприятия.

Понятие человеческой красоты философ связывал с ее внутренней красотой, такими понятиями как мужество, справедливость. В творчестве Аристотеля древнегреческая эстетическая мысль достигла своего наивысшего развития.

Эллинистический период развития античной эстетики (III в. До н. Д. - III вв. Н. Д.) нашел свое отражение в развитии стоицизма (Зенон, Цицерон, Сенека), эпикуреизме (Эпикур, Лукреций), скептицизме (Пиррон, Секст Эмпирик ) и неоплатонизме (Плотин, Прокл).

Основные идеи неоплатонизма были сформулированы Плотином и дополнены Проклом. Они, подобно Платону, признавали чувственный мир проявлением божественной эманации, согласно красота материального мира является отражением красоты высшего порядка - надкрасы божественного принципа. Вытекающие из божественного и пронизывая духовно-материальное бытие, красота свидетельствует о единстве универсума. И чем больше душа освобождается от телесного и "приобщается к идее Бога", тем она прекраснее.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии