Сутки Средневековья начинается в Европе с конца IV в. и завершается примерно в XIV в. Средневековая культура - это культура религиозного типа, обладающий резкое преобладание религии над всеми другими сферами культуры.
Насыщенность всей системы культуры духом религии и ее принципами, уничтожение всего, что не соответствует нормам, канонам и догматам церкви становятся типичными для Средневековья, воплощаются в своеобразном мировоззрении.
Центральное место в христианской модели мира принадлежало Богу, как высшему, всеобъемлющем началу. Бог является творцом мира с его составлением. Основным принципом этого упорядочивания является иерархия различных, уровней мироздания. Высший уровень - это мир вечного, неизменного и совершенного в своей организации бытия. Это мир божественного, или "интеллектуальное небо", где блаженны видят лик Святой Троицы. Второй уровень - это "духовное небо", которое населяют духовные субстанции, то есть ангелы. Затем идет мир земной - свиттварний, несовершенен и изменчив, который подчинен упадка и исчезновения. Низший мир - это ад, где хозяйничает дьявол. Итак, основу христианской картины мира составляет противостояния божественного и земного, "мира горнего" и "мира земного", духовного и материального, добра и зла.
Теоретическое обоснование христианского мировоззрения было осуществлено средневековой философией. Философию Средневековья часто верит ну вали "служанкой теологии (богословия)", поскольку развитие ее очень тесно был связан с религией христианства. Действительно, философия этого периода теоретически обосновывала догматы христианства; производила теоцентрична модель мира, где центром мироздания Бог-творец; изучала все проблемы в связи и через призму христианского деления мира на добро (небесное, божественное) и зло (земное, дьявольское) .
Традиции античной эстетики после распада Римской империи продолжали свое существование в Византийской государстве, но произошел перенос акцентов от таких эстетических категорий как гармония и мера к категории возвышенного. Развитие эстетической мысли эпохи Средневековья происходило под влиянием христианской доктрины, что обусловило ее специфичность, подчиненность религиозным требованиям. Главное место в эстетической системе занимала божественная красота. А мир наполнен красотой, поскольку он - творение бога. Творческий процесс был приравнен к божественного акта, потому художник - это посредник между высшими силами и людьми. Задача искусства заключалось не в реалистическом отображении мира, а в том, чтобы используя символы, аллегории и знаки, намекать на вечное.
Характерной чертой христианского мировоззрения является его символизм. То есть восприятие и толкование каждого предмета или явления природного мира как определенного знака - символа мира божественного, духовного. Архитектуру и скульптуру этого периода называют "Библией в камне" из-за того, что они отражают стремление человека к Богу. Значительная высота готических храмов, их стремление вверх и вертикализм, символизируют "порыв и полет верующей души". По принципу символизма построены изображения святых на иконах. Большие глаза - зеркало души - является символом приоритетности духовного над земным.
В-истории эстетической мысли можно выделить два хронологических периода: раннего и позднего средневековья. Виднейшими представителями эстетики средневековья выступают Аврелий Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит и Фома Аквинский.
Теоцентрична философию представляет христианский богослов Аврелий Августин (354-430 гг.) В центре мироздания, по Августину находится Бог - триеднання абсолютной истины, добра и красоты. Бог создал мир по законам красоты, поэтому он является прекрасным. Красота иерархическая, выступает мерилом всех вещей. Она воплощается в таких принципах как целостность, единство, порядок и форма. Значительное внимание философ уделял вопросу искусства, содержанием которого выступает красота, прежде духовная. Приоритетным является искусство, воспроизводит именно такую красоту: поэзия и музыка. Все искусства должны приобщать человека к красоте и духовных ценностей. Это возможно путем прямого эмоционально-естеяйчного влияния, или с помощью визуальных знаков-символов. Знак у Августина становится универсальной категорией. Знаками выступают различные миметического изображения, язык, аллегории и др.. Именно знаки намекают на божественную сущность вещей, ведут к пониманию истины, даже наслаждение от восприятия произведений искусства; Августин понимает как знак высшей духовного наслаждения. Знаково-символический характер искусства стал одной из характерных черт эстетического мышления в Средние века.
Основу средневековой эстетики представляют взгляды Псевдо-Дионисий Ареопагита (V или нач. VI в.) - Анонимного автора "Арео-пагитикив". "Ареопагитик" состоят из трактатов: "О божественных именах", "Тайное богословия", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии". За ними именно с помощью прекрасного происходит приобщение человека к Богу, как источника красоты. Передача высшего знания осуществляется через понимание символов. Последних выделяют два типа - "подобные" и "непохожи" к архетипу. "Неподобные" выше, потому из-за отсутствия связи с предметом легче направить воображение на нечто противоположное изображению - на абсолютную духовность. Даже уродливые предметы и явления могут быть символами духовного. Полное понимание символов дает наивысшее наслаждение.
Систематизатором средневековой философии считают Фому Аквинского (1225-1274 гг.) Он соединил христианскую философию, которая базировалась на идеях Платона и неоплатоников, с рационалистической философией Аристотеля. В эстетике разрабатывал учение о форме (идею) и сущность (материю), определяя прекрасное как совокупность субъективных и объективных характеристик предмета. Ими выступают объективные (пропорциональность, духовность, полнота, совершенство) и субъективные (духовное наслаждение, которое испытывает человек созерцая объект) характеристики. Красота оценивается не как символ божественного, а как естественная красота, от созерцания которой человек получает удовольствие. Отмечал идеализаторський функции искусства, когда художник делает прекрасное из безобразного.