Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сутки Средневековья начинается в Европе с конца IV в. и завершается примерно в XIV в. Средневековая культура - это культура религиозного типа, обладающий резкое преобладание религии над всеми другими сферами культуры.

Насыщенность всей системы культуры духом религии и ее принципами, уничтожение всего, что не соответствует нормам, канонам и догматам церкви становятся типичными для Средневековья, воплощаются в своеобразном мировоззрении.

Центральное место в христианской модели мира принадлежало Богу, как высшему, всеобъемлющем началу. Бог является творцом мира с его составлением. Основным принципом этого упорядочивания является иерархия различных, уровней мироздания. Высший уровень - это мир вечного, неизменного и совершенного в своей организации бытия. Это мир божественного, или "интеллектуальное небо", где блаженны видят лик Святой Троицы. Второй уровень - это "духовное небо", которое населяют духовные субстанции, то есть ангелы. Затем идет мир земной - свиттварний, несовершенен и изменчив, который подчинен упадка и исчезновения. Низший мир - это ад, где хозяйничает дьявол. Итак, основу христианской картины мира составляет противостояния божественного и земного, "мира горнего" и "мира земного", духовного и материального, добра и зла.

Теоретическое обоснование христианского мировоззрения было осуществлено средневековой философией. Философию Средневековья часто верит ну вали "служанкой теологии (богословия)", поскольку развитие ее очень тесно был связан с религией христианства. Действительно, философия этого периода теоретически обосновывала догматы христианства; производила теоцентрична модель мира, где центром мироздания Бог-творец; изучала все проблемы в связи и через призму христианского деления мира на добро (небесное, божественное) и зло (земное, дьявольское) .

Традиции античной эстетики после распада Римской империи продолжали свое существование в Византийской государстве, но произошел перенос акцентов от таких эстетических категорий как гармония и мера к категории возвышенного. Развитие эстетической мысли эпохи Средневековья происходило под влиянием христианской доктрины, что обусловило ее специфичность, подчиненность религиозным требованиям. Главное место в эстетической системе занимала божественная красота. А мир наполнен красотой, поскольку он - творение бога. Творческий процесс был приравнен к божественного акта, потому художник - это посредник между высшими силами и людьми. Задача искусства заключалось не в реалистическом отображении мира, а в том, чтобы используя символы, аллегории и знаки, намекать на вечное.


Характерной чертой христианского мировоззрения является его символизм. То есть восприятие и толкование каждого предмета или явления природного мира как определенного знака - символа мира божественного, духовного. Архитектуру и скульптуру этого периода называют "Библией в камне" из-за того, что они отражают стремление человека к Богу. Значительная высота готических храмов, их стремление вверх и вертикализм, символизируют "порыв и полет верующей души". По принципу символизма построены изображения святых на иконах. Большие глаза - зеркало души - является символом приоритетности духовного над земным.

В-истории эстетической мысли можно выделить два хронологических периода: раннего и позднего средневековья. Виднейшими представителями эстетики средневековья выступают Аврелий Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит и Фома Аквинский.

Теоцентрична философию представляет христианский богослов Аврелий Августин (354-430 гг.) В центре мироздания, по Августину находится Бог - триеднання абсолютной истины, добра и красоты. Бог создал мир по законам красоты, поэтому он является прекрасным. Красота иерархическая, выступает мерилом всех вещей. Она воплощается в таких принципах как целостность, единство, порядок и форма. Значительное внимание философ уделял вопросу искусства, содержанием которого выступает красота, прежде духовная. Приоритетным является искусство, воспроизводит именно такую красоту: поэзия и музыка. Все искусства должны приобщать человека к красоте и духовных ценностей. Это возможно путем прямого эмоционально-естеяйчного влияния, или с помощью визуальных знаков-символов. Знак у Августина становится универсальной категорией. Знаками выступают различные миметического изображения, язык, аллегории и др.. Именно знаки намекают на божественную сущность вещей, ведут к пониманию истины, даже наслаждение от восприятия произведений искусства; Августин понимает как знак высшей духовного наслаждения. Знаково-символический характер искусства стал одной из характерных черт эстетического мышления в Средние века.

Основу средневековой эстетики представляют взгляды Псевдо-Дионисий Ареопагита (V или нач. VI в.) - Анонимного автора "Арео-пагитикив". "Ареопагитик" состоят из трактатов: "О божественных именах", "Тайное богословия", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии". За ними именно с помощью прекрасного происходит приобщение человека к Богу, как источника красоты. Передача высшего знания осуществляется через понимание символов. Последних выделяют два типа - "подобные" и "непохожи" к архетипу. "Неподобные" выше, потому из-за отсутствия связи с предметом легче направить воображение на нечто противоположное изображению - на абсолютную духовность. Даже уродливые предметы и явления могут быть символами духовного. Полное понимание символов дает наивысшее наслаждение.

Систематизатором средневековой философии считают Фому Аквинского (1225-1274 гг.) Он соединил христианскую философию, которая базировалась на идеях Платона и неоплатоников, с рационалистической философией Аристотеля. В эстетике разрабатывал учение о форме (идею) и сущность (материю), определяя прекрасное как совокупность субъективных и объективных характеристик предмета. Ими выступают объективные (пропорциональность, духовность, полнота, совершенство) и субъективные (духовное наслаждение, которое испытывает человек созерцая объект) характеристики. Красота оценивается не как символ божественного, а как естественная красота, от созерцания которой человек получает удовольствие. Отмечал идеализаторський функции искусства, когда художник делает прекрасное из безобразного.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии