Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Уже с античности европейская философская мысль достаточно ясно показала, что основу искусства как особой человеческой деятельности, составляет мимесис - специфическое и разнообразное подражания.

Исходя из того, что все искусства основываются на мимесис, саму сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает "гармонии небесных сфер"; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивная творческая деятельность человека) происходит от подражания человеком животные (ткачество от подражания пауку, домостроительство - ласточке, пение - птицам и т. п.). Более подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин "мимесис" наделялся ними широким спектром значений, Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может последовать истины и благо. Однако, конечно, искусства ограничиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, потому что сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые «тени» (или подражания) мира идей.

Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отражение действительности (изображение вещей такими, "как они были или есть»), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, "как о них говорят и думают"), и идеализацию действительности (изображение их такими, " какими они должны быть "). Зависимости от творческой задачи, художник может сознательно или идеализировать, поднять своих героев (так делает трагический поэт), или представить их в смешном и неприглядном виде (что свойственно авторам комедий), или изобразить их в обычном виде. Цель мимесиса в искусстве, согласно Аристотелю, - приобретение знания и нарушения чувства удовлетворения от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

Неоплатоники, углубляя идеи Платона, видели смысл искусств в подражании не внешнему виду, но самым визуальным идеям (эйдос) видимых предметов, т.е. в выражении их сущностных (прекрасных в его эстетике) изначальных оснований. Эти идеи уже на христианской основе были переосмыслены в XX в. неоправославной эстетикой, особенно последовательно С. Булгаковым, в принцип софийности искусства.

В Середине века миметична концепция искусства характерна для западноевропейской живописи и скульптуры, а в Византии господствует ее специфическая разновидность - символическое изображение.

В новоевропейской эстетике концепция мимесиса влилась в контекст «теории подражания", что на разных этапах истории эстетики и в различных школах, направлениях, течениях понимала "подражание" (или мимесис): от иллюзорно-фотографического подражания видимым формам материальных предметов и жизненных ситуаций (натурализм , фотореализм) через условно обобщенное выражение типических образов, характеров, действий повседневной действительности (реализм в различных его формах) до "подражания" каким-то изначальным идеальным принципам, идеям, архетипам, недоступным непосредственному видению (романтизм, символизм, некоторые направления авангардного искусства XX в. ).

В целом в визуальных искусствах с древнейших времен до начала XX в. миметичний принцип господствовал, потому что подражание - создание копии, подобия, визуального двойника, отображения быстро-неизбежными материальных предметов и явлений, стремление к преодолению времени путем увековечивания их облика в более прочных материалах искусства генетически присуща человеку. Только с появлением фотографии она стала ослабевать, и большинство направлений авангардного и модернистского искусства сознательно отказываются от миметичного принципа в элитарных визуальных искусствах. Он сохраняется только в массовом искусстве и консервативно-коммерческой продукции.

Сущность миметичного искусства в целом составляет изоморфное отображения (такое, что сохраняет некое подобие форм), или выражение с помощью образов. Искусство - это образное, т.е. такое, что принципиально не может быть адекватно передано в языке, или формально-логическое, выражение какой-то значимой реальности. Отсюда художественный образ - основная и наиболее общая форма выражения в искусстве, или основной способ художественного мышления, бытия произведения искусства. Мимесис в искусстве наиболее полно осуществляется с помощью художественных образов.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии