Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Культурно-цивилизационные процессы всегда носят медленный и не одномоментный характер, старое никогда полностью не бывает преодоленным и изменения культурных парадигм не является ни линейными ни четко определены.

Для этих процессов в эстетической сфере XX в. характерен интенсивный, иногда хаотическое движение в пространстве классика - нонкласикы. Наряду с неклассическими формами художественного мышления и эстетического сознания в течение всего XX в. существовали и достигали значительных высот в сфере художественного выражения феномены классического (или основанного на его традициях) искусства. Среди мастеров, работавших в классической парадигме много великих имен: Бунин, Т. Манн, Пастернак, Мандельштам, Булгаков, Хемингуэй, Фолкнер, Маркес и мн. в литературе, Эйзенштейн, Бергман, Феллини, Антониони, Висконти, Пазолини, Тарковский, Коппола и др.. - В кино, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Барток, Мессина и др.. - В музыке. С высокохудожественным развитием принципов классической эстетического сознания в XX в. мы встречаемся в сферах архитектуры и дизайна, где новые материалы, современные технологии и соответствующая техника позволили по-новому решить проблемы совмещения утилитарности и практицизма, функциональности с традиционными эстетическими стремлениями к красоте, свитлоносности, формальной выразительности с опорой на новые принципы конструктивности. Понятие красоты не исчезло из лексикона выдающихся дизайнеров и архитекторов, наиболее наглядно проявилось в сфере высокой моды, которая за последние десятилетия прошлого века превратилась в самостоятельное не утилитарный искусство с ориентацией исключительно на эстетические цели.

Сам постмодернизм, как было показано, достаточно сознательно обращается к традициям классики - любой известной классики всех времен и народов - с позиций иронизма, соединяя их в такие смеси, которые представлялись невозможными. Это уже не классика, но и не нонкласика. Для постмодернизма характерен дух повышенного эстетизма в классическом стиле и одновременно принципиальный отказ от существенных универсалий традиционной эстетики (хороший пример - фильмы П. Гринуэя "Контракт рисовальщика", "Книги Просперо", "Интимный дневник"). Такое совмещение несовместимого, классического и неклассического свидетельствует о наступлении нового постнеклассического этапа в художественно-эстетической культуре.

То есть, можно говорить, что в XX в. параллельно развивались два процесса: 1) накопление, осмысление, переосмысление знаний в области классической эстетики со значительным акцентом на интерпретацию глубинного историко-эстетического опыта (об этом свидетельствует и многообразие теоретических трудов по истории эстетики, именно в XX в. создали мощную, научно фундированную базу эстетической теории) 2) систематическое стремление к принципиальному преодолению этого опыта, радикальной отказе от него и к построению на каких-то новых принципах неклассической эстетики. Сегодня стали заметны активные тенденции к пересечения этих двух процессов, их диалогического взаимодействия.

В эстетике XX в. прошло под знаком глобального для европейского ареала переоценки ценностей, перестройки эмоциональных, художественных парадигм, парадигм мышления, стало символом существенного разлома, прежде всего, в сфере сознания. Главные эстетические понятия были подвергнуты пересмотру И даже отрицанию, обнаружены новые понятия (на первый взгляд - далеки от любых принципов искусства и художественного мышления вообще), в сферу эстетического опыта введено вещи, явления, средства организации арт-объектов и арт- практик, которые фактически отстранены от классической эстетики, классического искусства. Большинство новых понятий (паракатегорий нонкласикы) для классической эстетики или вообще не имели места в эстетическом пространстве, или были маргинальными.

Все эти явления свидетельствуют о существенной трансформации предмета эстетики. Эстетика на переломе веков предстает как "транзитная", переходная. Осознание неклассической эстетикой потере центрального ядра (характерного для классики), распыление эстетики на много "эстетики" вызвало потребность нового ее самоопределения в философско-культурном пространстве. Как символы поисков новой идентичности можно рассматривать девизы Международных конгрессов по эстетике - "Эстетика как практика" (1995 г.), "Эстетика как философия" (1998 г.), принципиально неконцептуальный девиз - "Эстетика в XXI веке" (2001 г.) . Самоопределение неклассической эстетики связано с ее пониманием себя как философской науки, имеющей прикладное значение. Наиболее известным является определение эстетики как философии искусства и культуры. При этом под культурой подразумевается как духовная, так и материальная культура. Согласно Устава Международной эстетической ассоциации "эстетика выступает как совокупность исследований, посвященных художественному творчеству; эстетическим ценностям искусства, природы, промышленности, повседневности; соотношению эстетической деятельности с экономикой, политикой, общественной жизнью и другими измерениями культуры" [Манько., Само рефлексия н.э .]. Таким образом, мы наблюдаем очевидное и мощное сближение предметов эстетики и теории культуры и можно говорить о дальнейшем размывание границ между этими дисциплинами как о вероятном направление развития современной эстетики.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии