Поскольку спорт не является искусством, говорить о "постмодернистский" спорт можно в контексте тех наложений и нагрузок, которые он испытывает в современном культурном пространстве. Как наиболее очевидные признаки постмодерна в спорте можно выделить несколько явлений.
Это диверсификация (расширение многообразия) видов спорта и видов соревнований, началась тогда же, когда и "состояние постмодерна" - в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Именно в этот период начинается неуклонное расширение Олимпийской программы (если в 1952 году она насчитывала 18 видов спорта и 149 дисциплин, то в 1992 году уже 25 видов спорта и 257 дисциплин - при постоянных попытках МОК ограничивается ватиии рост). Растет число видов и в профессиональном спорте. Диверсифицируется также и сам спортивное движение - возникает целое разнообразие новых соревнований, которые констатуювалися на различных основах: студенческие спортивные движения (возникают в 1945 г.); региональные движения: Паназиатских игры (1951 г.), Юго-Восточноазиатские игры (конец 50-х гг), Панафриканский игры (1965 г.), Панамериканские (1946 г.), панарабский (1953 г.) и др..; спортивные движения под эгидой различных конфессий: католичества, мусульманства (прошли даже уже четыре исламских олимпиады для женщин) и множество других.
Одна из главных характеристик постмодерна - взаимопроникновение высокой и массовой культуры - выразилась в спорте в возникновении таких видов как стритбол, пляжный волейбол, футзал и им подобные. Спортсмен-олимпиец или профессионал - это фигуры "большого" спорта, спорта высших достижений, тренировки и соревнования которых проходят в специально отведенных для этого местах, с научно обоснованным циклом тренировок, по сложным, подробно разработанным правилам. Указанные же виды характеризуются упрощенным правилам, которые ориентированы на доступность спорта для большого количества людей в любых условиях: на бетонированной площадке, на пляже, футзал - футбол почти в любом помещении.
Другой пример объединения "высокой" и "популярной" культуры, а также тяготение постмодернизма к диалогу между различными областями культуры (в данном случае - искусства и спорта): дуэт Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, появившийся на открытии летних Олимпийских игр в Барселоне (1992). Это явление оценивается специалистами как новый шаг "в поиске формы, объединяет" классику "и" авангард "" [В. Зверева, с. 66] в искусстве и сближает сферы культуры (искусство вокала и спорт) и которые нельзя было представить рядом в классическом и даже модерном культурном пространстве. Таких примеров теперь множество - достаточно посмотреть открытия Олимпийских игр последних пятнадцати лет или выступления на Евровидении.
Интерес к усвоению маргинальных (пограничных отношении какой-либо социальной общности) сфер жизни в своеобразной позитивной форме нашел выражение в организации спортивных соревнований для инвалидов, которые имеют сегодня чрезвычайную популярность - это, прежде всего, Паралимпийские игры и специальные Олимпийские игры для умственно отсталых детей ("Спешиал Олимпикс"), особенно популярны в США.
Как "размывание границ" между "высоким" и "низким" можно рассматривать размывание границы между любительским и профессиональным спортом, наиболее резко проявилось в профессионализации Олимпийских игр.
Разнообразные взаимопроникновения спорта с другими сферами культуры и социальной жизни: спорт-искусство, спорт-политика, спорт-реклама, спорт - ток-шоу, спорт - религия и т.п. также демонстрируют постмодернистский полилог культурных феноменов.
Гедонизм постмодерна, в котором доминирует установка на получение эстетического наслаждения от любой деятельности, вызвал появление и распространение таких "чисто" гедонистических видов как бодибилдинг, шейпинг, аэробика, фитнес и т.д.. На первый план в этих видах выдвигается достижение внешне совершенной формы человеческого тела, которое можно представить в современном визуально телесно ориентированном пространстве. Предпочтение отдается даже не только форме тела в целом, а в форме отдельных мышц * их рельефности. Следует отметить, что при этом часто игнорируются другие указатели телесного совершенства: стройность, пропорциональность, гармоничность тела. Кроме того, действительно эстетическое предусматривает осмысленную деятельность, которая должна быть на что-то направленной, а не замкнутой на себе. Эстетическая осмысленность движений человеческого тела характеризуется их точностью, легкостью, свободой, согласованностью и достигается координированием этих качеств в стремлении достичь определенной цели (совершенное овладение техническим приемом, удачное выступление). Для гедонистических видов спорта, как правило, характерно отсутствие такой цели, которая и составляет истинный смысл телесной деятельности. ее место занимает стремление находить эстетическое удовольствие от формы собственного тела и его репрезентации. В этом можно видеть одно из проявлений поверхностности культуры постмодерна.
Постмодернистская "лабиринтоподибна" сознание находит свое выражение в повсеместном распространении видов так называемой "зеленой волны": бег трусцой (среди лабиринта кустов и деревьев), туристического движения в Америке и странах Северной Европы, специальных курсов или игр "на выживание" в лесах (Ейхберг , с. 83). Другой стороной того же явления есть "внутренняя экология" зеленой волны - освоение городских центров марафонами, спортивными праздниками и индивидуальным бегом.
Одной из определяющих свойств спорта в культуре постмодерна является его медийнисть. Современный спорт встроен в медиа. Медийные технологии используют багатозмистовнисть спорта. В современном обществе спорт выступает как почти единственный феномен, который в состоянии естественно совместить традиционные культурные черты и инновации. С одной стороны, спорт транслирует вечные смыслы, которые были ему присущи еще в античности: красоту человеческого тела, человеческого духа в стремлении к победе и самореализации, совершенство движений и т. д. С другой - спорт стал современным, усовершенствованным и в плане орудия , и в плане технологий тренировок, и в плане массового распространения и много чего еще. Как пишет В. Зверева, "его можно рассматривать как банк устойчивых социокультурных смыслов, и как место для апробации новшеств" [Зверева, с. 63]. Базой для таких апробаций является аутентичность и зрелищность спортивного соревнования, обеспечивает ему приоритетное место в "визуальном" пространстве современной культуры. Существует, безусловно, и обратное влияние. Специфика медиа-технологий накладывает разнообразное форматирование почти на все сферы спорта. Меняются приоритеты в освещении тех или иных видов зависимости от их зрелищности, меняются правила и расписание стартов и игр, иначе строится организация соревнований и организация спорта в целом, рождаются новые виды, адаптированные к медиакультуры и т.д.. Владельцы медиа-средств заинтересованы в спорте - разнообразие и динамичность соревнований для них идеальное пространство для подготовки и реализации новых идей, программ, апробации технологий, проверки новых видов графики и т. п. Некоторые исследователи рассматривают плотный симбиоз спорта и медиа скорее как позитивный и плодотворный , другие выражают по этому поводу сомнения. Одним из серьезных опасений есть вероятная возможность вырождения спорта в студийный вариант, вследствие преобладания в спортивном телевидении зрелищности над собственно спортом.
Медиа-средства является форматом, в котором спорт воспринимается зрителем. Задачи облегчения потребления спортивного зрелища достигается путем облегчения восприятия, акцента на зрелищный компонент, упрощения. Демонстрируются и предлагаются как "норма" здоровье, сила, стремительность, ловкость и т. п., интрига самого соревнования и триумф победы. Все это должно, безусловно, положительный, действительно гуманистический смысл. Но, вместе с тем, гораздо меньше внимания уделяется многолетние усилия, которые: нужны для этих достижений и которые и являются настоящей нормой, а также потому, что наполняет спортивная жизнь "изнутри": характеру общения с людьми, борьбе с собой, травмы, самоотречению , самопожертвовании и т. д. Соответственно, эти определяющие стороны спорта не могут быть увиденными зрителем и не осознаются ими. Максимальная эстетизация (т.е. подчеркивание эстетических черт, чрезмерная акцентуация этих черт) и медийная вовлеченность форматируют, упрощают спорт и несколько затемняют, искажают его истинный смысл.
Иронический, эвристический, импровизационный, парадоксальный, игровой характер неклассической эстетики позволяет вводить в ее поле все новые феномены. Спорт становится одним из таких феноменов. Некоторые исследователи (В. Вельш) видят современный спорт как один из показательных примеров эстетизации жизни и даже больше - виказуються припускания, что спорт находит сегодня статус искусства. Такая точка зрения становится возможной благодаря тем концептуальным изменениям, которые претерпели все три понятия - спорт, искусство и эстетика. Вопросы соотношения, сопоставления спорта и искусства будет рассмотрен в главе "Эстетика спорта". Здесь, отталкиваясь от понимания спорта как прежде, соревнования, рассмотрим ЕГО новые не классические эстетические измерения.
В классической ситуации спорт не был и не мог даже приблизиться к статусу искусства том, что ассоциировался скорее не с эстетикой, а с этикой, символизируя подчинение тела ума, воли, дисциплине. Спорт ценился как школа духа, выработки характера. Однако в XX в. ситуация изменилась. Телесность, чувственность стали оцениваться столь же высоко, как и разум. Спорт резко сблизился с эстетикой, все больше он набирает общих черт с развлекательным шоу особого рода. Это выразилось, прежде всего, в значимости эстетической оценки - акценте на эстетической стороне исполнения, эстетическом наслаждении болельщиков, новом стиле спортивной одежды. Главное же - это то, что постмодернистский спорт считается нацеленным не на подчинение, но на прославление тела. Это действительно так и такое прославление стало возможным благодаря многим культурным и социальным процессам, которые привели к раскрепощению как способностей восприятия, так и вообще сознания. В то же время телевидение, новые медийные технологии вывели спорт в визуальное пространство культуры. Поскольку визуальность является определяющим аспектом современной культуры, то и спорт приобрел определенного эстетического окраску. Современному спорта равной степени внутренне присущие функциональные и эстетические аспекты, оценка по художественность исполнения влияет на общий результат. И если модернистский спорт все еще развивался в русле дисциплинарных стратегий, то постмодернистский спорт видится, как нацелен на телесное увольнения. С раба железной воли тело превратилось в эстетически совершенный объект. Свидетельством таких изменений является эротизация спорта, (внешним образом, в эстетическом прочтении) противостоит прежнему видению спорта как аскезы.
Что же касается нахождения спортом художественного статуса, то оно стало возможным лишь в рамках неклассической парадигмы, когда искусство перестало быть привилегированным предметом эстетики. Сейчас в эстетического больше шансов получить статус художественного, чем раньше, более того, эстетическое превалирует над художественным. К тому же, спорт сближает с эстетической сферой игровой принцип, который является определяющим в современном художественно-эстетическом пространстве.
Именно эстетизация спорта дает основание рассматривать его в приближении к статусу искусства. Способствовали этому и тенденции растворения искусства в жизни, синтеза искусств, диффузии высокой и массовой культуры: границы между видами и жанрами искусства, искусством и неискусством (спортом) потеряли четкость очертаний, раздвинулись, впуская в художественную сферу все новые феномены. Спорт как один из знаковых элементов массовости стал одним из них.
Несмотря на то, что в отличие от современного художника, спортсмен всегда следует строгим правилам игры, а не создает их, настоящие спортивные события связанные с импровизационными моментами, элементами творчества. Что же касается смыслового поля спорта, то его содержание - в природном драматизме спортивного события: это драма без сценария, творчество в чистом виде. Элемент случайности, чрезвычайно значимый в спорте, также сближает его с неклассическим искусством. Как и театральной и кинозрителей болельщик самоидентифицируется со спортсменом, с идеей совершенного тела которую представляет спортсмен.
Постмодернистском спорта присущи многие черты современной арт-деятельности, что, как и эстетика, открытым понятием. В отличие от искусства высокого модернизма спорт общедоступный и в этом смысле некоторыми теоретиками рассматривается как постмодернистское искусство для всех (Вельш).
Более того, популярность, выразительность спорта, адаптированность в социальном пространстве вызывает соблазн рассматривать его даже как вид современного искусства. В таком прочтении он снимает проблему "смерти искусства", что связывается с неклассическими и постнеклассической разрушениями традиционной эстетики. Не заменяя искусства, спорт выполняет некоторые его функции для широкой аудитории, потеряла контакт с элитарным искусством. В эстетическом пространстве постмодернизма высокое, авторское, экспериментальное искусство и спорт, дизайн - взаимодополняющие виды современных практик.