Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Поскольку спорт не является искусством, говорить о "постмодернистский" спорт можно в контексте тех наложений и нагрузок, которые он испытывает в современном культурном пространстве. Как наиболее очевидные признаки постмодерна в спорте можно выделить несколько явлений.



Это диверсификация (расширение многообразия) видов спорта и видов соревнований, началась тогда же, когда и "состояние постмодерна" - в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Именно в этот период начинается неуклонное расширение Олимпийской программы (если в 1952 году она насчитывала 18 видов спорта и 149 дисциплин, то в 1992 году уже 25 видов спорта и 257 дисциплин - при постоянных попытках МОК ограничивается ватиии рост). Растет число видов и в профессиональном спорте. Диверсифицируется также и сам спортивное движение - возникает целое разнообразие новых соревнований, которые констатуювалися на различных основах: студенческие спортивные движения (возникают в 1945 г.); региональные движения: Паназиатских игры (1951 г.), Юго-Восточноазиатские игры (конец 50-х гг), Панафриканский игры (1965 г.), Панамериканские (1946 г.), панарабский (1953 г.) и др..; спортивные движения под эгидой различных конфессий: католичества, мусульманства (прошли даже уже четыре исламских олимпиады для женщин) и множество других.

Одна из главных характеристик постмодерна - взаимопроникновение высокой и массовой культуры - выразилась в спорте в возникновении таких видов как стритбол, пляжный волейбол, футзал и им подобные. Спортсмен-олимпиец или профессионал - это фигуры "большого" спорта, спорта высших достижений, тренировки и соревнования которых проходят в специально отведенных для этого местах, с научно обоснованным циклом тренировок, по сложным, подробно разработанным правилам. Указанные же виды характеризуются упрощенным правилам, которые ориентированы на доступность спорта для большого количества людей в любых условиях: на бетонированной площадке, на пляже, футзал - футбол почти в любом помещении.

Другой пример объединения "высокой" и "популярной" культуры, а также тяготение постмодернизма к диалогу между различными областями культуры (в данном случае - искусства и спорта): дуэт Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, появившийся на открытии летних Олимпийских игр в Барселоне (1992). Это явление оценивается специалистами как новый шаг "в поиске формы, объединяет" классику "и" авангард "" [В. Зверева, с. 66] в искусстве и сближает сферы культуры (искусство вокала и спорт) и которые нельзя было представить рядом в классическом и даже модерном культурном пространстве. Таких примеров теперь множество - достаточно посмотреть открытия Олимпийских игр последних пятнадцати лет или выступления на Евровидении.

Интерес к усвоению маргинальных (пограничных отношении какой-либо социальной общности) сфер жизни в своеобразной позитивной форме нашел выражение в организации спортивных соревнований для инвалидов, которые имеют сегодня чрезвычайную популярность - это, прежде всего, Паралимпийские игры и специальные Олимпийские игры для умственно отсталых детей ("Спешиал Олимпикс"), особенно популярны в США.

Как "размывание границ" между "высоким" и "низким" можно рассматривать размывание границы между любительским и профессиональным спортом, наиболее резко проявилось в профессионализации Олимпийских игр.


Разнообразные взаимопроникновения спорта с другими сферами культуры и социальной жизни: спорт-искусство, спорт-политика, спорт-реклама, спорт - ток-шоу, спорт - религия и т.п. также демонстрируют постмодернистский полилог культурных феноменов.

Гедонизм постмодерна, в котором доминирует установка на получение эстетического наслаждения от любой деятельности, вызвал появление и распространение таких "чисто" гедонистических видов как бодибилдинг, шейпинг, аэробика, фитнес и т.д.. На первый план в этих видах выдвигается достижение внешне совершенной формы человеческого тела, которое можно представить в современном визуально телесно ориентированном пространстве. Предпочтение отдается даже не только форме тела в целом, а в форме отдельных мышц * их рельефности. Следует отметить, что при этом часто игнорируются другие указатели телесного совершенства: стройность, пропорциональность, гармоничность тела. Кроме того, действительно эстетическое предусматривает осмысленную деятельность, которая должна быть на что-то направленной, а не замкнутой на себе. Эстетическая осмысленность движений человеческого тела характеризуется их точностью, легкостью, свободой, согласованностью и достигается координированием этих качеств в стремлении достичь определенной цели (совершенное овладение техническим приемом, удачное выступление). Для гедонистических видов спорта, как правило, характерно отсутствие такой цели, которая и составляет истинный смысл телесной деятельности. ее место занимает стремление находить эстетическое удовольствие от формы собственного тела и его репрезентации. В этом можно видеть одно из проявлений поверхностности культуры постмодерна.

Постмодернистская "лабиринтоподибна" сознание находит свое выражение в повсеместном распространении видов так называемой "зеленой волны": бег трусцой (среди лабиринта кустов и деревьев), туристического движения в Америке и странах Северной Европы, специальных курсов или игр "на выживание" в лесах (Ейхберг , с. 83). Другой стороной того же явления есть "внутренняя экология" зеленой волны - освоение городских центров марафонами, спортивными праздниками и индивидуальным бегом.

Одной из определяющих свойств спорта в культуре постмодерна является его медийнисть. Современный спорт встроен в медиа. Медийные технологии используют багатозмистовнисть спорта. В современном обществе спорт выступает как почти единственный феномен, который в состоянии естественно совместить традиционные культурные черты и инновации. С одной стороны, спорт транслирует вечные смыслы, которые были ему присущи еще в античности: красоту человеческого тела, человеческого духа в стремлении к победе и самореализации, совершенство движений и т. д. С другой - спорт стал современным, усовершенствованным и в плане орудия , и в плане технологий тренировок, и в плане массового распространения и много чего еще. Как пишет В. Зверева, "его можно рассматривать как банк устойчивых социокультурных смыслов, и как место для апробации новшеств" [Зверева, с. 63]. Базой для таких апробаций является аутентичность и зрелищность спортивного соревнования, обеспечивает ему приоритетное место в "визуальном" пространстве современной культуры. Существует, безусловно, и обратное влияние. Специфика медиа-технологий накладывает разнообразное форматирование почти на все сферы спорта. Меняются приоритеты в освещении тех или иных видов зависимости от их зрелищности, меняются правила и расписание стартов и игр, иначе строится организация соревнований и организация спорта в целом, рождаются новые виды, адаптированные к медиакультуры и т.д.. Владельцы медиа-средств заинтересованы в спорте - разнообразие и динамичность соревнований для них идеальное пространство для подготовки и реализации новых идей, программ, апробации технологий, проверки новых видов графики и т. п. Некоторые исследователи рассматривают плотный симбиоз спорта и медиа скорее как позитивный и плодотворный , другие выражают по этому поводу сомнения. Одним из серьезных опасений есть вероятная возможность вырождения спорта в студийный вариант, вследствие преобладания в спортивном телевидении зрелищности над собственно спортом.


Медиа-средства является форматом, в котором спорт воспринимается зрителем. Задачи облегчения потребления спортивного зрелища достигается путем облегчения восприятия, акцента на зрелищный компонент, упрощения. Демонстрируются и предлагаются как "норма" здоровье, сила, стремительность, ловкость и т. п., интрига самого соревнования и триумф победы. Все это должно, безусловно, положительный, действительно гуманистический смысл. Но, вместе с тем, гораздо меньше внимания уделяется многолетние усилия, которые: нужны для этих достижений и которые и являются настоящей нормой, а также потому, что наполняет спортивная жизнь "изнутри": характеру общения с людьми, борьбе с собой, травмы, самоотречению , самопожертвовании и т. д. Соответственно, эти определяющие стороны спорта не могут быть увиденными зрителем и не осознаются ими. Максимальная эстетизация (т.е. подчеркивание эстетических черт, чрезмерная акцентуация этих черт) и медийная вовлеченность форматируют, упрощают спорт и несколько затемняют, искажают его истинный смысл.

Иронический, эвристический, импровизационный, парадоксальный, игровой характер неклассической эстетики позволяет вводить в ее поле все новые феномены. Спорт становится одним из таких феноменов. Некоторые исследователи (В. Вельш) видят современный спорт как один из показательных примеров эстетизации жизни и даже больше - виказуються припускания, что спорт находит сегодня статус искусства. Такая точка зрения становится возможной благодаря тем концептуальным изменениям, которые претерпели все три понятия - спорт, искусство и эстетика. Вопросы соотношения, сопоставления спорта и искусства будет рассмотрен в главе "Эстетика спорта". Здесь, отталкиваясь от понимания спорта как прежде, соревнования, рассмотрим ЕГО новые не классические эстетические измерения.

В классической ситуации спорт не был и не мог даже приблизиться к статусу искусства том, что ассоциировался скорее не с эстетикой, а с этикой, символизируя подчинение тела ума, воли, дисциплине. Спорт ценился как школа духа, выработки характера. Однако в XX в. ситуация изменилась. Телесность, чувственность стали оцениваться столь же высоко, как и разум. Спорт резко сблизился с эстетикой, все больше он набирает общих черт с развлекательным шоу особого рода. Это выразилось, прежде всего, в значимости эстетической оценки - акценте на эстетической стороне исполнения, эстетическом наслаждении болельщиков, новом стиле спортивной одежды. Главное же - это то, что постмодернистский спорт считается нацеленным не на подчинение, но на прославление тела. Это действительно так и такое прославление стало возможным благодаря многим культурным и социальным процессам, которые привели к раскрепощению как способностей восприятия, так и вообще сознания. В то же время телевидение, новые медийные технологии вывели спорт в визуальное пространство культуры. Поскольку визуальность является определяющим аспектом современной культуры, то и спорт приобрел определенного эстетического окраску. Современному спорта равной степени внутренне присущие функциональные и эстетические аспекты, оценка по художественность исполнения влияет на общий результат. И если модернистский спорт все еще развивался в русле дисциплинарных стратегий, то постмодернистский спорт видится, как нацелен на телесное увольнения. С раба железной воли тело превратилось в эстетически совершенный объект. Свидетельством таких изменений является эротизация спорта, (внешним образом, в эстетическом прочтении) противостоит прежнему видению спорта как аскезы.

Что же касается нахождения спортом художественного статуса, то оно стало возможным лишь в рамках неклассической парадигмы, когда искусство перестало быть привилегированным предметом эстетики. Сейчас в эстетического больше шансов получить статус художественного, чем раньше, более того, эстетическое превалирует над художественным. К тому же, спорт сближает с эстетической сферой игровой принцип, который является определяющим в современном художественно-эстетическом пространстве.

Именно эстетизация спорта дает основание рассматривать его в приближении к статусу искусства. Способствовали этому и тенденции растворения искусства в жизни, синтеза искусств, диффузии высокой и массовой культуры: границы между видами и жанрами искусства, искусством и неискусством (спортом) потеряли четкость очертаний, раздвинулись, впуская в художественную сферу все новые феномены. Спорт как один из знаковых элементов массовости стал одним из них.

Несмотря на то, что в отличие от современного художника, спортсмен всегда следует строгим правилам игры, а не создает их, настоящие спортивные события связанные с импровизационными моментами, элементами творчества. Что же касается смыслового поля спорта, то его содержание - в природном драматизме спортивного события: это драма без сценария, творчество в чистом виде. Элемент случайности, чрезвычайно значимый в спорте, также сближает его с неклассическим искусством. Как и театральной и кинозрителей болельщик самоидентифицируется со спортсменом, с идеей совершенного тела которую представляет спортсмен.

Постмодернистском спорта присущи многие черты современной арт-деятельности, что, как и эстетика, открытым понятием. В отличие от искусства высокого модернизма спорт общедоступный и в этом смысле некоторыми теоретиками рассматривается как постмодернистское искусство для всех (Вельш).

Более того, популярность, выразительность спорта, адаптированность в социальном пространстве вызывает соблазн рассматривать его даже как вид современного искусства. В таком прочтении он снимает проблему "смерти искусства", что связывается с неклассическими и постнеклассической разрушениями традиционной эстетики. Не заменяя искусства, спорт выполняет некоторые его функции для широкой аудитории, потеряла контакт с элитарным искусством. В эстетическом пространстве постмодернизма высокое, авторское, экспериментальное искусство и спорт, дизайн - взаимодополняющие виды современных практик.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии