Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рассуждения о сущности искусства и его роли для формирования личности сопровождают историю человечества с давних времен. Прежде всего речь шла о воспитании конкретного человека, о чем свидетельствуют трактаты Древнего Китая, сведения относительно музыкального воспитания и образования в Древнем Египте и Индии

, а также системы эстетического воспитания древней Греции. Облагораживание души и тела, гармония внешнего и внутреннего (эллинский идеал), влияние на этическую природу человека (Аристотель), развитие чувства гражданства и социальной общности, воспитание духа, интеллекта, эмоций - примеры того, что во все времена признавались, осмысливались и открывались воспитательные возможности музыки. При этом наиболее значимый даже не непосредственное влияние искусства, а его последействие, когда усвоен человеком чувственно-эмоциональный опыт становится мотивом поведения. Например, Платон утверждал, что в музыкальном искусстве заложен наиболее влиятельный воспитательное средство, поскольку ритм и гармония сильнее всего остального проникает в глубину души и сильнее всего остального захватывает ее, делая ее благой, если воспитание организовано правильно, в противном случае, то получается противоположное. Более того, в "идеальном" государстве Платона музыка как наиболее влиятельный средство воспитания души применяется исключительно для представителей высших социальных классов.

Развивая идеи Платона, Аристотель утверждал, что музыка, кроме того, что она вызывает наслаждение, должна служить более высокой цели, а именно воздействовать на человеческую этику и психику.

Показательно и другое: на протяжении истории в разные эпохи констатировали объективную связь природы мира и природы человека, который характеризовался одними и теми же категориями. Пифагорейцы, например, считали необходимым сделать свое тело и душу музыкальными, но и упорядоченную государство считали музыкальной, поскольку она подчиняется идеальном строя. Один из авторов позднего Средневековья выст-роюе систему эстетических законов, причем верхний ее уровень - божественная музыка, которая представляет собой упорядоченность, гармонию.

Таким образом, во все времена речь идет о развитии посредством искусства эстетических начал в жизнедеятельности человека, о развитии культуры человека и общества.

Каждый из видов искусства имеет свой особый влияние на человека в процессе эстетического воспитания, поэтому целесообразно проанализировать специфику различных видов искусства как средства эстетического воспитания. Уже была проиллюстрирована важная роль музыкального искусства, поэтому начнем наш анализ именно с него.
Музыка

Музыка - искусство, отражающее действительность и воздействует на человека посредством особенно организованных по времени звучания и по высоте / звуков.

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может осуществлять успокаивающее и возбуждающий эффект, вызвать различные эмоции. В связи с этим в системе эстетического воспитания утверждается тезис о важности музыкального воспитания личности, его роли для развития общих психических свойств, для воспитания эмоциональной чувствительности, нравственно-эстетических идеалов личности.

Один из известных специалистов по эстетике М. Каган, который исследует закономерности целостного развития художественной 'культуры, отмечает, что музыка будет играть все более значимую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами ^ поскольку дальнейший рост в человеческой жизни науки, абстрактного мышления , познание законов бытия будет порождать острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией эмоциональной сферы, способности не только мыслить, но и переживать.

В современной социокультурной ситуации музыка все больше продвигается на первый в структуре художественных достоинств молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления через особенность непосредственно-чувственного воздействия. Но за такой картиной скрытые сложные противоречия восприятия и ценностных ориентаций в музыкальном искусстве. Это, например, поезд большинства людей в эстрадно-развлекательной музыки, не требует больших интеллектуальных и моральных усилий для понимания.

Современные средства массовой информации создали возможность растворения музыки в сфере производства, быта, досуга. Все труднее воспринимать ее как художественное целое. Напротив, привычным становится возможность слушать музыку как фон, не воспринимая ее полноценно. Подобный уровень культуры восприятия формирует поверхностный, потребительский тип музыкальной культуры в целом, когда не происходит субъекты визации эмоциональных, интеллектуальных, морально-гуманистических проявлений музыкального произведения.


Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, которая соприкасается с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности-особого показателя развития самого человека - одна из важнейших задач эстетического воспитания. Отражая эмоциональный опыт человечества, музыка обнаруживает способность каждого человека переживать тонкие чувства, дает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. В.А. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

Рассмотрим основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства. Первая и главная особенность музыки, порождающая все остальные, заключается в интонационной природе этого вида искусства. Музыка понятна из-за созвучия с интонациями человеческой речи. В начале становления общественной жизни, когда звуковая речь становится средством общения между людьми, возникли первые образцы вокальной музыки - музыки для голоса. Самый древний музыкальный инструмент - человеческий голос - воспроизводил мелодически и ритмически оформленную человеческую речь, звуки природы и прочее. Интонирования в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли рассмотрены в работах академика Б.В. Асаф Прокофьева. Интонация стала рассматриваться как основание, что составляет основу музыкального образа произведения, содержания и формы, творческого метода и стиля.

Главное в восприятии музыкального произведения - услышать смысл интонационного смысла. Интонируя, человек выражает свои чувства, мысли,, отношение к миру. Музыкальный язык, который состоит из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образно-познавательную деятельность сознания, связанная с выражением звукообраз, звукоидей. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает ее связь с человеческим языком, а через нее и с человеческими, мыслями и чувствами.

Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа заключается в особенностях его гносеологического статуса. Многочисленные субъективно-идеалистические философские теории музыкального искусства защищают тезис о его бессодержательности, радикально отрицают связь музыки с жизнью человека.

Музыкальный образ получает материалистическое толкование в контексте теории отражения. У музыкального искусства есть объективная основа. Человек интонирует о мире и о себе с помощью исторически существующих средств музыкальной выразительности, именуемых музыкальным языком. Да музыка не способна так же непосредственно, как живопись, графика или скульптура, отражать конкретные предметы и явления. Но музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния и их динамику. Внутренние, хрупкие и сокровенные стороны человеческой души становятся доступными для выражения языке музыкальных звуков. Именно это является основой специфической образности в музыке. Таким образом, сфера чувств и эмоций человека - один из основных предметов отражение в музыкальном образе. Но их нельзя рассматривать как только субъективное явление, они есть субъективный образ объективного мира.

Третья из основных черт музыки как искусства, состоит в глубине и большой эмоциональной силе психологического и физиологического воздействия на человека. Известно, что древние греки использовали музыку как средство для лечения телесных и психических болезней. Музыка - это искусство временное и звуковое. Материалом, физической основой создания музыкального образа является звук. Хотя из многообразия звуков природы материалом для музыки служат лишь имеющие музыкальные свойства, действие звуковых волн на органы слуха осуществляется объективно. Громкость, тембр, высота, продолжительность музыкального звука имеют не только специфическое художественно-образное значение, но и физически воздействуют на человека, вызывая определенный физиологическое состояние.

Таким образом, указанные характерные особенности музыкального искусства демонстрируют возможности влияния музыки на развитие личности в целом.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии