Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Одной из наиболее важных форм является деятельность, направленная на достижение совершенства в исполнении спортивных действий. Спорт непосредственно выступает как система разнообразных действий (отдельных движений, их комбинаций и т.д..), Осуществляемых спортсменом или командой.

К выполнению этих действий предъявляются разные требования. В частности, они должны выполняться своевременно, быть правильными в техническом отношении и т. п. В современном спорте на одно из первых мест выдвигается требование достижения совершенства в исполнении спортивных действий.

Какой смысл этой формы эстетической деятельности в спорте? Прежде всего речь идет о артистизм и выразительность в исполнении спортивных действий. Совершенство предполагает свободу, легкость, непринужденность движений, их четкую координацию, ритмичность, пластичность выполнения, оригинальность, творческий характер замысла и исполнения.

Для выразительности спортивных движений важное значение имеет то, что они выражают, то есть та идея, которая управляет этими движениями и направляет их. Артистичность и выразительность движения имеет особое значение в тех видах спорта, где судейская оценка включает в себя оценку самого характера движения. В этих видах спорта преимущество получают те спортсмены, которым удается добиться большей выразительности движений, становится предметом особой заботы как спортсменов, так и тренеров. Лучшими образцами могут служить программы таких спортсменов, как Л. Пахомова и А. Горшков, 3. Саади, И. Дерюгината др..

Однако проблема выразительности и артистизма движений (особенно в связи с развитием зрелищного спорта) имеет значимость не только для так называемых "художественных" видов спорта. Тенденция к усилению эстетической оформленности действий, выразительности движения является характерной чертой современного спорта в целом. Важно отметить, что спорт нуждается в особых средствах эстетического оформления движения, которые не могут и не должны быть заимствованы из других сфер эстетической деятельности.

Ярким примером этому служит быстрый и развитие танцев на льду. Как первые автомобили походили на кареты, так и спортивный танец сначала тяготел к формам своего салонного бального родственника. При этом были очевидны "слабые места" спортивным танцам, например несоответствие движения музыке, механическое соединение музыкальных кусков, остановки и разрывы движений. Достаточно очевидны были и голый техницизм, безликость спортивного танца. Благодаря усилиям целого ряда фигуристов и их тренеров, танцы на льду превратились в яркий специфический вид спорта. Но для этого надо было не просто повышение техники катания, не просто освоение новых ритмов в музыке. Главное заключалось в том, чтобы найти новое понимание танца на льду, его характера, его собственной пластики.


Этот вопрос является центральным в дискуссии, которая ведется уже длительное время - дискуссии о движении и художественный образ спорта и искусства. Быстрое развитие спорта как социального явления, резко возросший уровень спортивного мастерства, ярко выраженная зрелищная сторона спорта, разнообразные формы проявления в нем прекрасного привели к тому, что спорт все чаще стали рассматривать как определенный вид искусства. Главная проблема этой дискуссии - художественное начало в спорте и в искусстве. Вопрос о сущности спорта в эстетическом контексте может быть сведено к вопросу о том, возможна ли художественная образность в спортивной действия вообще, и можно выразительность движений рассматривать как проявление этой художественной образности.

Прежде всего следует отметить, что хотя выразительность спортивных движений и имеет некоторые общие черты с художественными образами, но все же они весьма существенно от них отличаются. Эстетическая деятельность в спорте связана с достижением эстетического совершенства в исполнении спортивных действий и скорее имеет отношение не к сфере искусства, а к сфере так называемых конструктивных видов эстетической практики (дизайн, оформления садов и парков, аранжировки букетов и т. п.), целью которого является не осмысление действительности, а создание новых эстетически ценных объектов. Эстетическое "оформление" движений спортсмена в первую очередь имеет целью придания им эстетической выразительности, привлекательности, а не формирование их как оскорбление определенного явления. Содержание спорта и спортивных движений - не в изображении каких-то явлений действительности. Спортивные действия (как и другие продукты конструктивных видов эстетической практики) - это не отражение жизни в условной системе выразительных средств, а сама непосредственная действительность.

Итак, в основе эстетического оформления спортивного движения лежит не логика создания образа, не его характеристика, а логика соединения необходимых элементов спортивной программы.

Спорт, как специфическая область эстетической деятельности, требует и своей собственной речи выражения и определения собственных критериев эстетической значимости своих феноменов. В связи с этим нередко встречается ошибочное отождествление артистизма спортсмена (как результат достигнутой им эстетического совершенства в выполнении движений) с артистизмом актера в театре, как и вообще спорта с театром.

В организации спортивного зрелища должно предусматриваться решения двоякого рода задач. Одни из них связаны с организацией оптимальных условий для проведения самого спортивного соревнования (исходя из интересов спортсменов), а другие - с созданием лучших условий для наблюдения за соревнованиями (исходя из интересов зрителей). Ведущее значение при этом имеет организация спортивной борьбы, тогда которую театре все подчинено именно зрелищной стороне дела.


Конечно, не следует забывать и о том, что существует целый ряд феноменов в области спорта, где зрелищная сторона является главной, и поэтому акцент переносится на вторую из указанных нами группу задач. Таковы разного рода показательные выступления, спортивные цирки, спортивные праздники (манифестации, парады и т. п.).

Здесь спортивной борьбы в собственном смысле нет. Вместо нее чаще демонстрируется поставлена режиссером действие, что имитирует соревнования или выражает в определенной символике ценности спорта. Отсутствие спортивного конфликта замешивается конфликтом, искусственно созданным по законам драматургии. Главной движущей силой действия в этом случае является не логика спортивной борьбы, а сюжет, замысел постановщика. Главным действующим лицом выступает не спортсмен, а актер, или, точнее, атлет, выполняющий предложенную ему роль или линию поведения.

Поскольку такого рода явления не имеют прямого отношения к спорту, но реализуются в форме спортивной действия, их можно назвать параспортивнимы (псевдоспортивного). Смешивание спортивных явлений с параспортивнимы и приводит к переоценке роли зрелищности в спорте.

Интересно отметить, что не любой вид спорта можно превратить в шоу. Так, лыжный спорт, альпинизм, марафон, легкая атлетика и многие другие виды не позволяют сместить акцент с соревновательной составляющей на зрелищную. Известно, например, что попытка организовать ледяной цирк, где выступали бы конькобежца-профессионалы, закончилась неудачей. Но это вовсе не означает, что данные виды спорта не является зрелищными. На спортивных соревнованиях по коньков трибуны всегда полны.

Спорт представлен большим количеством видов, но при всем их разнообразии - он единственный. Следовательно, и общие принципы спорта справедливые для каждого его вида, при всей внешней непохожести принадлежат к единому классу явлений. И напротив, при полном внешнем идентичности фехтования и сценического фехтовального поединка, соревнований фигуристов и выступлений балета на льду, гимнастики и цирковой акробатики, они - явления различных областей, разного происхождения, подчиняются разным принципам построения, законам функционирования и развития.

Вопросы соотношения спорта и искусства в принципе имеет два аспекта:

Первый - спорт как субъект искусства - сфера художественного творчества.

Второй - спорт как объект искусства - объект художественного отображения.

Выше мы стремились показать, что в точном смысле слова, спорт не может быть субъектом искусства. Каждый раз, когда спортивное состязание, спортивная деятельность трактуются как художественная деятельность, законы спортивной борьбы неизбежно подменяются законами сценического действия, на первый план выдвигаются режиссерские (организация действия) и исполнительские задачи. Тогда внимание атлета должна быть ориентирована на зрителя, а не на спортивный результат. 1 при этом главным оказывается не столько этот результат, сколько выявление драматизма, эмоциональной напряженности спортивной действия, соревнования или выполняемого трюка. Эстетическое воздействие на зрителя подчиняет себе все остальные элементы программы. Это и является основной чертой таких традиционных "спортивных" жанров искусства, как цирк, коррида, акробатические номера на эстраде или более молодой по сравнению с ними балет на льду.

Таким образом, спортивную борьбу нельзя заменить отношением партнеров по сценическом действии. Когда спорт пытаются трактовать как непосредственное художественное творчество, теряется сама суть и специфичность спорта.

Другой, не менее важный аспект темы "Спорт и искусство", к которому мы теперь обратимся в связи с обсуждаемым вопросом о формах эстетической деятельности, связанных со спортом - это отражение спорта в искусстве.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии