Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Более широкие эстетические возможности в этом плане содержатся в массовых спортивных праздниках, которые предоставляют необходимые средства для реализации синтетических художественных задач: массовость участия, эмоциональную установку, возможность использования различных видов искусства - театра, кино, музыки

, живописи, монументального искусства, дизайна. Спортивные соревнования и праздники позволяют в широких масштабах воспитывать эстетические и художественные вкусы людей через раскрытие и акцентирование эстетического содержания и эстетических ценностей апорта. Мощность эстетического воздействия массовых спортивных мероприятий можно сравнить с силой воздействия кинематографа - и в плане воспитания эстетических вкусов, и в плане детерминации соответствующих ценностных ориентиров.

Но все это возможно при одном непременном условии - необходима соответствующая эстетическая организация этих спортивных соревнований и праздников. В противном случае эффект их действия может быть прямо противоположный.

Массовое спортивный праздник - область взаимопроникновения спорта и искусства. Организация массового спортивного праздника - это отрасль творчества, в которой ставятся большие художественные задачи, и решаются они нередко средствами-искусства. Эстетическая организация спортивных соревнований и праздников, как форма эстетической деятельности в сфере спорта, включает в себя множество разнообразных аспектов, вследствие чего он требует и специальной организации, и специальных знаний. Известно, например, какие сложности возникают при составлении программ таких важных, значительных соревнований, олимпийские игры, универсиады, спартакиады и т. п. Организаторам необходимо строить программу Так, чтобы зрители могли увидеть все, или по крайней мере самые важные и интересные ее номера, и чтобы различные виды спорта были представлены в этих программах наиболее удачно.

Необходимо также определить (это является одним из наиболее сложных задач) сам порядок соревнований, то есть этапы и моменты соревнования и их соотношение, так как в противном случае образуется хаос, накопления отдельных эпизодов, в котором трудно будет ориентироваться и участникам, и зрителям. А значит, соревнования сильно проигрывают в своей зрелищности.

Зрелищность спорта возникает на основе объективно действующих законов композиции спортивной борьбы, независимо от того, будь то борьба с противником или с предельной весом, высотой, скоростью. Закон спорта - "Побеждай или уступи сильном". Именно перипетии борьбы, ее далеко не формальная логика, ее обостренный характер составляют сущность композиционной структуры спорта и основу его зрелищности.

Непосредственными предпосылками являются композиции спортивной действия, стратегические и тактические планы, которые предварительно разрабатываются спортсменами и тренерами. Эти планы предусматривают основные линии поведения и основные приемы, равно как и технику их проведения для достижения определенного игрового результата, далеко не всегда означает непосредственный выигрыш. Известная общая схема построения спортивных действий: разведка, нейтрализация противника, проведения отработанного и высоко результативного приема. Но только наиболее полное и насыщенное активным действием развертки этой схемы создает наиболее зрелищные спортивные коллизии. Каждый из элементов имеет свою собственную логику, пространственно-временную структуру, разную, конечно, в различных видах спорта, некоторые общие моменты.


Эти законы важно учитывать и при составлении спортивных программ. Первая эстетическая требование к составлению такой программы - четкое определение ее основных этапов и обеспечения логических переходов от одного этапа к другому.

Программа спортивного зрелища должна быть построена также по таким принципам, которые бы гарантировали сохранение и развитие спортивной формы участников соревнований и учитывали законы восприятия зрителей. Должны быть акцентированы и соответствующим образом обставлены наиболее важные ответственные моменты. До сих этапов соревнований, зритель должен быть подготовлен, чтобы воспринимать их с определенным настроением и повышенным вниманием. Именно так поступают, например, в фигурном катании, выпуская на лед спортсменов по порядку в соответствии с занимаемых ими мест. В результате внимание зрителей постоянно рос, хотя нельзя и не заметить, что такой порядок несколько снижает самостоятельность оценки зрителей. Умение предвидеть узловые моменты спортивных событий и на этом основании создавать для них оптимальные условия - важнейшее требование современного спорта к организаторам и менеджеров "Проблема зрелищности спортивных программ особенно остро стала в связи с развитием телевидения, непосредственно нуждается в профессиональной операторской и режиссерской организации большого разнообразия спортивного материала. Многие виды спорта обязаны телевидению своей популярностью, а значит, во многом - и своему успешному развитию. К таким видам спорта относятся: хоккей, фигурное катание на коньках, ручной мяч и многие другие. Именно телевизионная камера открыла для миллионов зрителей красоту полета лыжника-прыгуна, захватывающий сюжет прохождения слаломной трассы, драматизм марафонского бега.

Телевизионная камера, популяризируя спорт, привела на стадион и нового зрителя, уже привык (или приучен) до того, что центральные события от него не могут ускользнуть. Это еще больше увеличивает и без того большую ответственность организаторов за такое построение программы, такое представление стартов, финишей, определение победителей, способов расположения мест проведения соревнований, чтобы зритель действительно свободно ориентировался в спортивных событиях, происходящих.

Особое место в составлении спортивных программ занимают торжественное открытие и закрытие соревнований, награждение победителей, разного рода развлекательные мероприятия. Эти моменты должны быть тем более красочные и впечатляющие, что они имеют и важное пропагандистское, моральное значение. Традиции способствуют не только развитию физической культуры и спорта, но и служат делу приобщения широких масс к миру культурных ценностей. И широкая пропаганда физкультурных традиций - одно из насущных задач физкультурного движения.

Традиции получают свое воплощение в спортивных ритуалах. Ритуалы советского спорта раскрывали традиции социалистического образа жизни, отражали ценности социалистического общества, социалистического гуманизма. Ритуалы современного спорта более ориентированы на отражение национальной принадлежности или на репрезентацию профессиональных, клубных интересов. По сути, весь комплекс спортивных действий и отношений выступает как знак той социальной общности, в которой он сложился. Эта функция спорта наиболее отчетливо проявляется в его ритуалах.


Система спортивных ритуалов включает в себя как элементы различного рода церемонии - парады, подъемы флагов, награждения, поздравления, обмен вымпелами и т.п. Ритуальные действия, обращенные к самой игры, указывают на определенные принципы поведения в соревновании, подготавливают к нему. Примерами могут служить олимпийская клятва, зажжения олимпийского огня. В значительной степени это - условные знаки, функция которых - подчеркнуть социальную значимость спортивных действий и вызвать (или усилить) чувство сопричастности у спортсменов и зрителей. Действенность спортивных ритуалов связана и с тем, что они выражают и развивают в новой форме национальные традиции, приобщают к ним участников спортивных отношений. Это весьма существенно, поскольку вносит немаловажный вклад в национальную культуру, вне которой невозможно формирование гармонично развитой личности.

Ритуал - это торжественное действие. Он подчеркивает праздничность и значимость происходящего. Поэтому важнейшее значение имеет эстетическая сторона ритуала. Открытие олимпийских игр, например, - суровая и продуманная в деталях церемониальная действие, имеет чрезвычайную эстетическую выразительность. Парад участников, вынесения олимпийского флага, факел с олимпийским огнем, клятва - все это создает не только необходимый психологический настрой, но и необходим эстетический климат соревнований, создает ощущение человеческой общности и исторической преемственности.

Проблему эстетической организации спортивных соревнований и праздников невозможно решить, не оформив соответствующим образом и их "декоративный узор". Яркие цветовые пятна костюмов участников, спортивных площадок, снарядов, флагов и вымпелов, транспаранты и плакатов, лозунгов - элементы, из которых, он состоит. Недостаточно одеть спортсменов в различную форму. Цвет этой формы должен возбуждать положительные эстетические эмоции. Цвета также должны четко выделять участников в игровом пространстве. Тусклый и невыразительный цвет формы вредит спортивном соревнованию, не говоря уже о раздражении, что он вызывает у зрителей.

Большое значение костюм имеет в фигурном катании на коньках, где ему уделяется огромное внимание. В меньшей степени это учитывается в других видах спорта, например в футболе и хоккее, где иногда соперники выходят чуть ли не в одинаковой форме (или она кажется такой на экранах телевизоров). В таком случае зрителям сложно ориентироваться в игровой ситуации, а соответственно, снижается зрелищность встречи. Все это имеет прямое отношение и к таким видам спорта, как легкая атлетика, конькобежный и лыжный спорт и др.. Яркие цвета, цвета и формы предметов и участников спортивного события, четко различающихся, хорошо "прочитываются" в пространстве, создают звонке, радостную, возвышенную обстановку.

Важное декоративное значение имеют и знаковые атрибуты спорта. Сюда мы относим спортивную геральдику, рекламу и сувениры. Это та область, где спорт не может обойтись без средств художественного выражения, без языка искусства. Учитывая значение спорта в современном обществе, его массовость, необходимо признать, что эта его эстетическая функция заслуживает большого внимания.

Под спортивной геральдикой мы понимаем символы (цвета, гербы и знаки) спортивных клубов и обществ, а также кубки, медали, значки, жетоны, спортивные флаги и вымпелы; Спортивная геральдика - одно из важнейших средств сохранения и развития традиций, в русле которых она обычно И формируется. Это заставляет достаточно ответственно относиться к разработке и использованию спортивных знаков. Спортивная геральдика используется также для оформления спортивных интерьеров и экстерьеров, и это напрямую связывает ее с монументальным искусством.

Говоря о спортивной рекламу, мы имеем в виду не только анонсы и афиши о соревнованиях, но и программы, проспекты соревнований, спортивный плакат, товарные знаки предприятий, выпускающих спортивный инвентарь. Спортивное соревнование есть в высшей степени эмоционально насыщенным явлением и нуждается в соответствующей, особенно выразительной рекламе. К сожалению, можно констатировать, что этой стороне дела не всегда уделяется достаточное внимание.

Промежуточное место между геральдикой и рекламой занимают эмблемы соревнований, которые, как правило, представляют собой знаки-индексы, частично воспроизводят в образной форме характер соревнований (например, скрещенные клюшки, мяч над сеткой, боксерская перчатка и т.д..). В эмблемах применяются вербальные и изобразительные знаки, которые в своей совокупности должны указывать на характер, ранг соревнований, а также на место и время. Можно отметить достаточно устойчивую тенденцию использования в спортивных эмблемах разнообразных аксессуаров спорта - снарядов, очертания, площадок, а также фигур спортсменов. Разнообразие и выразительность видов спорта оказывает здесь поистине неисчерпаемые художественные возможности.

Изготовление спортивных сувениров - это целая отрасль художественной промышленности. В этой области должны работать специалисты, глубоко знающие специфику спорта и законы его развития.

Таким образом, эстетическая организация спортивных соревнований и праздников имеет огромное значение в деле пропаганды и развития спорта. Именно безличное, формальное оформление той или иной спортивного события, а порой и полное отсутствие его вообще, особенно на уровне массового спорта, является той причиной, по которой спорт недосчитывает многих своих участников и зрителей.

Для развития массового спорта нужны не только грамотные тренеры. Необходимы также сценаристы и режиссеры, способные превратить спортивные соревнования в увлекательное и красочное зрелище. К сожалению, в настоящее время слабо обобщается опыт наиболее удачной организации и эстетического оформления спортивных мероприятий, отсутствует и специальная подготовка работников этого профиля.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии