Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Говоря о данную форму эстетической деятельности, подразумевается, во-первых, проектирование и промышленное изготовление спортивного оборудования - снарядов, одежды, обуви, снаряжения и т. д. В этом процессе важно не только художественно-конструктивное решение на основе традиционных форм и материалов.

Большое значение имеет применение новых материалов и их новое функциональное использование. Речь идет также и об организации места и условий проведения спортивных соревнований с применением соответствующей архитектуры спортивных сооружений, с использованием спортивного инвентаря, спортивной рекламы, визуальной информации и т.п.. То есть, эстетическая физкультурная и спортивная деятельность требует определенной организации условий - наличия специальных площадок, залов, стадионов и оборудования.

Спорт является колоссальной работой, но в то же самое время - он всегда праздничный и требует праздничной обстановки. Спортивная тренировка также требует соответствующего эмоционального и вместе с тем делового фона. Создается этот фон на основе точного представления о целях той или иной формы физкультурно-спортивной деятельности, а также в зависимости от характера отношения (и эстетического в том числе) конкретного общества к спорту.

Эстетическая организация спорта непосредственно связана с организацией дисциплинарной: строгий порядок занятий или тренировок, спортивная униформа, четкость строю, подходы к снарядам, нормы поведения в зале или на площадке - все это имеет глубокий организационно-эстетическое содержание.

Известно, относительно занятий спортом детей и подростков часто тянет не только игровой интерес, но и, значительным образом, спортивные аксессуары - форма, номера, эмблемы и т. п. Причем значение этих, для самого процесса игры якобы и второстепенных вещей, проявляется в юношеском спорте такое большое, что зачастую определяет само отношение к игре, влияет на ее интенсивность и результативность. Все эти факторы, однако, влияют только в том случае, когда спортивная деятельность приносит внутреннее удовлетворение. Как только спортивная деятельность приобретает форму принуждения, исчезает и ее привлекательность, ее эстетическая сторона.

Условия организации спортивной деятельности должны исключать монотонность, или, точнее, способствовать снятию монотонности, что может оказаться во время спортивных занятий, особенно учебных и тренировочных. Такая организация важна не только для субъекта спортивной деятельности, но и в не меньшей степени для зрителя. Поэтому необходимо учитывать не только организацию самого процесса игры, соревнования, спортивных атрибутов и аксессуаров, но и организацию внешней среды, элементом которого является, в частности, и зрительская масса.


Художественно-конструкторский подход к спортивному снаряжению обусловлен прежде видом и массовым характером его производства. Производство спортивных товаров, особенно массового назначения - инвентарь, туристское снаряжение, одежда, обувь, - еще совсем недавно находились в странах постсоветского пространства почти вне сферы внимания дизайнеров. Достаточно указать на традиционно самовитого вид тренировочных костюмов, палаток, гирь, эспандеров, байдарок, лодок и т. п. К сожалению, здесь до сих пор нередко встречается "функционализм" низкого технологического характера. Пока еще нельзя говорить и о комплексное проектирование спортивного оборудования. Как правило, каждая вещь существует сама по себе, обособленная от других. Правда, сейчас можно встретить, например, комплект туристского посуды или мебели для автотуристов, но видно, что дизайнер не участвовал в их проектировании.

Использования в спорте новых материалов позволяет не только модифицировать традиционные формы спортивных снарядов, но и проектировать совершенно оригинальное снаряжение, предназначенное для учебно-тренировочных занятий и отдыха.

Место, которое занимает спорт в культуре современного общества, постоянно требует эстетического подхода к его предметной атрибутики. В социальном плане это столь же ответственная задача, как и эстетическая организация быта, производственной сферы.

Спорт и его предметная атрибутика становятся неотъемлемыми и достаточно значительными элементами визуальной культуры. Так, спортивные программы занимают довольно большую часть телевизионного времени. Вопросы, связанные с изображением спортивных событий и их фона, стоят довольно остро (как в черно-белом, так и в цветном вариантах) и является чисто дизайнерскими - организация пространства и цвета.

В свое время никто особо не задумывался, например, над такими "мелочами", как цвет легкоатлетического ядра или боксерских перчаток. Но на Олимпиаде в Мюнхене ядра раскрасили в ярко-оранжевый цвет, и они стали четко выделяться на зеленой траве сектора метания. Это важно не только для судей, но и для массы зрителей на трибунах и тех, кто наблюдает соревнования у экрана телевизоров. Участие художников-конструкторе в в производстве спортивного оборудования не только делает спортивные снаряды более привлекательными, а спорт более зрелищным и, следовательно, втягивает в сферу спорта все большие массы людей, но и стимулирует развитие самого спорта. Точно так же в промышленном производстве деятельность художника-конструктора стимулирует повышение производительности труда.


Проведение крупных спортивных мероприятий со сложной и разнообразной программой и массовым участием ставят серьезные дизайнерские проблемы коммуникационного плана. Так, нуждаются в дизайнерских решениях средства массовой информации - различного рода табло, приборы и формы демонстрации оценок и результатов.

Современное градостроительства предъявляет ряд важных эстетических требований к архитектуре спортивных сооружений. Необходимо органично вписать спортивный комплекс в городской пейзаж и предусмотреть возможности дальнейшего пластического развития этого комплекса. Необходимо также добиться свободного и компактного размещения десятков, а то и сотен тысяч зрителей и участников соревнований, чтобы входы на спортивные сооружения имели максимум пропускной способности, а переходы требовали минимума времени.

В современном спорте важное значение имеет правильная организация пространства спортивного назначения: размещение площадок, секторов, различных участков спортивной действия с точки зрения соревновательно-функциональной обоснованности и наибольшего удобства для зрительского наблюдения. Известно, например, как трудно бывает порой разобраться в происходящем на легкоатлетических соревнованиях, через множество участников, стартов, потому что соревнования проходят одновременно во многих местах, внимание отвлекается награждением победителей и т.д.. Для того чтобы избежать этого, необходимо четкое вычленение элементов спортивной действия и четкая расстановка акцентов. Поэтому пространственная организация спортивной действия достаточно актуальной задачей.

Все это имеет отношение и к спортивному экстерьера. Удобство расположения служебных помещений, тренировочных и игровых площадок, трибун, комментаторских кабин, характер цветового решения множества элементов, представляющих общий спортивный комплекс - таков далеко не полный перечень сложных архитектурных и дизайнерских задач в области спортивного проектирования. К числу важных требований относится и необходимость создания единого стиля в архитектурно-дизайнерском решении спортивных сооружений различного функционального назначения, входящих в единый комплекс. Это требование особенно касается художественной стороны архитектуры спортивных зданий.

Существенным тенденцией развития современного спорта является его постепенный, но почти всеобщий переход от пользования природными площадками в закрытых помещений. Под крышу переходят на постоянное проживание хоккей, волейбол, баскетбол, почти все виды гимнастики. В закрытые помещения переносятся соревнования по легкой атлетике. На открытых же стадионах, спортплощадках широко используются искусственные материалы для покрытий, для изготовления спортивных снарядов. Это тартан и рикортанови покрытие, искусственный лед катков, другой раз даже снег на лыжне заменяют искусственным массой. Вместо традиционного дерева применяют фибергласс, делают нейлоновые покрытия скользящей поверхности лыж и т.д.. По поводу столь выраженного устремления спорта от среды, на лоне которого он сделал первые шаги в своем становлении, можно выражать или сострадание, или энтузиазм. Важно учитывать, что эта тенденция необходимо вытекает из развития современного спорта. Она - его сегодняшняя реальность. От наличия специальных сооружений прямо и непосредственно зависит и темп, и характер развития спорта. Так, например, существует прямая связь между распространением искусственных катков и развитием хоккея и фигурного катания на коньках.

Таким образом, для обеспечения желаемого уровня развития физической культуры и спорта в наше время необходимы, конечно, определенный масштаб и интенсивность строительства спортивных сооружений. Но вместе с этим чисто технической функциональной проблемой возникает и другая, хотя и подчинена первой, но никак не второстепенная, - проблема эстетической организации спортивного интерьера и экстерьера, поиск новых выразительных возможностей спортивной архитектуры на основе синтеза искусства и спорта.

Поскольку спортивный зал, стадион является школой не только физического, но и эстетического воспитания участников спортивных соревнований и зрителей, то вопрос эстетической организации пространства спортивных сооружений, создания здесь определенной эстетической обстановки оказываются чрезвычайно важными.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии