Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Все отмеченные выше черты в полной мере присущи культуре Старо-древнего Египта

- первой цивилизации Древнего Востока. Существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации были уникальны и удивительно благоприятные природно-географические условия. Грандиозный контраст между лишенной жизни пустыней и цветущей оазисом нильской долины во многом определял мировоззрение древнего египтянина. Почва в долине и дельте Нила удивительно плодородную, и там издавна собирали по два урожая в год. Однако узкая полоса плодородной земли, которая тянется по течению Нила на север к дельтовой оазиса, составляет лишь 3,5% территории всего Египта, остальная же представляет собой бесплодную пустыню. В долине Нила и сейчас проживает 99,5% населения.


Важнейшей составной частью древнеегипетской культуры была религия, еще очень архаична, насыщенная магией и тотемистическими пережитками. Известными богами древнеегипетского пантеона были первоначально солнечный бог Ре (только одно из его многочисленных имен, поскольку он выступал во многих воплощениях, даже фараонах, которые держали некоторое время титул "сын Ре"), Озирис (Осирис, бог, который умирает и воскресает, и обладатель загробного мира), его сестра-жена Изида (Исида), сын Гор (Хор), брат и братоубийца Сет, Амон, Атон, Тот. Боги распоряжаются миром, точнее, обеспечивающих его упорядоченное существование на основе универсального понятия маьат ("правды, истины, равновесия, справедлвости"), воплощенного в образе богини Маьат (Муа). Люди благодаря наличию в них божественного начала да и посредничеству фараона (живого бога) были родственны с миром богов и должны жить в согласии с правилами.


В политическом отношении Древний Египет представлял собой типичную восточную деспотию с тотальной властью государства, образ которого в сознании человека сливался с сакральной фигурой фараона. Фараон был живым божеством, предметом всеобщего поклонения. Даже произносить его имя смертным запрещалось; вместо употребляли словосочетание "большой дом", что и является буквальным переводом термина "фараон".
Древнеегипетская государство возникло предположительно в последних веках IV тысячелетия до н.э. в результате покорения полулегендарным царем Верхнего (Южного) Египта Менес (Миной) Нижнего (Северного) царства, располагавшегося в основном в дельте.


Уже в эпоху Старого царства (около 2755-2255 гг до н.э.) за фараона Джосера его верховным сановником, гениальным архитектором, врачом и мудрецом Имхотепом была сооружена первая грандиозная царская усыпальница в форме ступенчатой пирамиды (раньше царские гробницы возводились в виде массивного удлиненного бруса с наклоненными к центру стенами, они своей формой напоминали арабам каменные скамьи и поэтому получили название. По фараонов Хуфу (Хеопса по древнегреческой традиции произношения), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) было осуществлено строительство величественных, так называемых правильных , пирамид Египта: высота пирамиды Хуфу достигала 146,5 м, длина стороны платформы - 230 м, состоит она примерно с 2 млн. 300 тыс. каменных блоков средним массой 2,5 тонны. Точность подгонки блоков поражает и сегодня - между ними невозможно просунуть лезвие бритвы, хотя это можно объяснить не только мастерством строителей, но и присадкой камня.


В Старом царстве формируется египетский канон. Каноническая художественного мышления чрезвычайно характерна для египетского искусства, обобщенные геометрические формы, фронтальная композиция, статичная поза, спокойно-холодный выражение лица представляли скорее абстрактный символ власти, чем образ реального человека. Человек, независимо от того, стоит она, сидит идет, изображена схематически, по твердой схеме неизменного канона: осанка, поза, жестикуляция, линии контуров: мужские статуи окрашивались красноватым (терракотовой) цветом, женские имели "кожу" белого или желтого цвета. На настенных росписях и рельефах метод представления человека был еще более необычным: голова и конечности в профиль, зато туловище и глаза - анфас.


Однако "жизненность" египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и связана с древнеегипетской концепцией смерти как временного развода души с телом, в которое она когда-нибудь вернется - вот чему следовало сохранять тело (отсюда идея мумификации) и по возможности производить его " дубликат ", который мог бы узнать ката часть человеческой души, в отличие от того - проявления божественного в каждом человеке, который после смерти взлетает на небо, - является" двойником "человека, обозначает ее индивидуальность и неразрывно связана с телом или его заменителем.


Эпоха Среднего царства (2134-1784 гг до н.э.) для Древнего Египта была периодом сложных испытаний. Политическая дезинтеграция государства, распад на номы с символической властью большинства династий, разбалансировка ирригационной системы, засухи, даже иногда голод и социальные волнения, наконец завоевания Египта иностранцами - все это не могло не внести коррективы в традиционную картину мира. В египетском искусстве эпохи Среднего царства новое мироощущение с присущими ему сомнениями и пессимизмом наиболее отчетливо воплощено и в изобразительном искусстве, и в литературе. Замечательным памятником этой эпохи является созданная в самом начале Среднего царства "Беседа разочарованного с его душой" (точнее, с ка), впервые отказывается от безоговорочной веры в загробное существование, которая была фундаментом мировоззрения в предыдущие века.


Сомнение побуждает искать новые формы знания, и эпоха Среднего царства дает выдающиеся научные достижения: вычисление поверхности шара - в математике, формирование представлений о роли мозга для человеческого организма - в медицине и т.д.. Строительство пирамид постепенно приходит в упадок, вместо камня используется недолговечная сирцева кирпич Сомнение побуждает искать новые формы знания, и эпоха Среднего царства дает выдающиеся научные достижения: вычисление поверхности шара - в математике, формирование представлений о роли мозга для человеческого организма - в медицине и т.д.. Строительство пирамид постепенно приходит в упадок, вместо камня используется недолговечная сырцовый кирпич. Но мощный из династий этого периода - Аменемхет III - наряду со своей новой столицей в Файюмском оазисе построил грандиозное сооружение с тысячей помещений, галерей и коридоров, которое поражало греков не менее, чем пирамиды, и получил от них название Лабиринта.


Впечатляющие успехи достигла в этот период скульптура. Отказавшись от канонической официальности, она представляла фараонов не как божеств, а как правителей, обеспокоенных судьбой своего государства и трона; взгляд направлен не на небо, а скорее на участников высшей государственной совета, на лицах - застывшая красноречивая скорбная улыбка. Такие же чувства улавливаются и на портретных изображениях сановников и низших администраторов, последовали новую традицию "художественного реализма".


Эпоха Нового царства, которая длилась примерно с 1570 до 1070 гг до н.э., была, особенно при фараонов 18-й династии, эпохой наивысшего подъема политической и военной мощи Древнего Египта. Одновременно усиливается власть жречества, прежде жрецов великого храма главного бога фиванских правителей - Амона - в городке Луксор.
Самобытным явлением в истории культуры этого периода была так называемый "древнеегипетская Реформация", связанная с именем фараона Аменхотепа IV. Стремясь свести весь политеистический пантеон к культу единого родового божества правящей династии - бога солнечного диска Атона, - Аменхотеп IV фактически вступил в борьбу со жречеством, так возведением всей сложной религиозной системы к культу единого бога лишал жрецов огромного влияния. Он взял новое официальное имя - Эхнатон ("желаемый Атону"), перенес столицу государства из Фив в построенный по собственному плану город Ахетатон (, перевел туда всю администрацию.


Благодаря реформам Эхнатона, что расшатали тысячелетию религиозную традицию, принципиально изменился и характер искусства: в нем появилась внимание к повседневной существования человека, зазвучали мотивы любования прелестью окружающего мира и даже некоторое гедонизм. Согласно новому художественным каноном изображения становятся более живыми, динамичными, теряют величавость предыдущих периодов (особенно предшественника Эхнатона - Аменхотепа III, чьи колоссальные статуи, из них два знаменитых "колоссы Мемнона", достигали 24 метров высотой). Прекрасными образцами нового видения человеческой натуры является, в частности, скульптурные портреты царицы Нефертити, самого Эхнатона и их семьи. Непревзойденной по своим эстетическим наполнением и до настоящего времени остается   посмертная золотая маска наследника Эхнатона - фараона Тутанхамона.


После правления фараонов 20-й династии (от которой остался, например, знаменитый вырубленный в скале храм Абу-Симбел с четырьмя 20-метровыми статуями Рамсеса II и храм Амона в Эль-Карнаке) около 1070 г. до н.э. наступает эпоха осени древнеегипетской культуры, за редкими исключениями, Египет находится под властью ливийских, кушитскими, ассирийских правителей, дважды входит в состав Персидской империи, пока в 332 г. до н.э. завоевания Египта македонским царем Александром Великим не включает эту уставшую от собственной древности культуру в пределы эллинистического мира.
Египетская культура за долгое время своего существования оказала вагоны влияние на развитие культуры целого ряда государств и народов.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии