Не менее важное место в истории мировой культуры заняла и Древняя Месопотамия
("Междуречье" в переводе с древнегреческого), т.е. междуречье Тигра и Евфрата, расположенное к востоку от Египта. Здесь с начала IV тысячелетия до н.э. формируется еще один ближневосточный эпицентр древнейшей цивилизации, представленной в этом регионе такими культурно-политическими образованиями, как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирийская империя, Ново-Вавилонская держава. В отличие от монотонно-циклической модели существования древнеегипетской культуры, Месопотамия как культурно-исторический и естественно-географический регион отличалась чрезвычайно напряженной динамикой событий; непредвиденные наводнения вследствие неудержимой поведения Тигра и Евфрата, ураганы, смерчи, суховеи из Арабской пустыни и сирийского степи вместе с бесконечными войнами, калейдоскопическими вторжениями десятков племен, насильственными переселениями целых народов создали в течение нескольких тысячелетий сложнейшую, пеструю и мозаичную картину культурного развития.
Древнейшая культура Месопотамии - шумеро-аккадский (от названия двух частей территории южной и северной). Пришлое с юго-востока племя шумеров повлекло быстрый подъем поселений так называемой убейдськои культуры (от названия археологического памятника вблизи поселка Эль-Убейд), из которых возникли древнейшие города на планете - Эриду, Ур, Киш, Урук, Шуруппак.
Многочисленные исторические источники свидетельствуют о высоких достижениях шумеров - этого загадочного народа, язык которого до сих пор не знает аналогов, несмотря на стремление лингвистов их отыскать - в различных областях культуры: архитектуре, астрономии, математике. Именно шумеры изобрели колесо и гончарный круг, построили первую в мире ступенчатую пирамиду, они авторы древнейших календарных систем (солнечных, лунных, которые соотносились друг с другом в 19-летнем цикле), рецептурного справочника, библиотечного каталога. Шумеры разработали и клинописную систему письменности, что, в отличие от египетской иероглифики, легко приспосабливалась к потребностям разных языков, и поэтому стала универсальной.
Именно клинописи развился финикийский алфавит, а впоследствии и древнегреческий - основа большинства алфавитных систем мира. В Шумере возникает настоящая литература - древнейшая на земле эпическая поэма "Сказание о Гильгамеше" ("друга, познал все"). Герой поэмы, на две трети бог, на треть человек, преодолевает многочисленные опасности и врагов.
В конце III тысячелетия до н.э. шумеры вовсе исчезают из палитры месопотамской истории, успев в относительно короткий период 3-й династии города Ура подарить человечеству первый в мире юридический кодекс царя урнами. Новая волна переселенцев-завоевателей эламитов (с эламских гор в Персии-Иране) основала могущественную Вавилонскую государство, на время объединила области Шумера и Аккада и унаследовала культурные достижения древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия при царе Хаммурапи (годы правления 1792-1750), который сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор второго кодекса законов, в котором не только было констатировано знаменитый принцип "око за око, зуб за зуб" (хотя и жестокую и большей частью теоретическое, но все же идею правового равенства всех членов общества), но и утверждалась необходимость заботы о вдов и сирот.
Иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях о мировом устройстве, в свою очередь воплощается в памятниках искусства: храмах, пирамидах-зиккурат (также сооружениях культового назначения и по совместительству древними обсерваториями жрецов-астрологов), на стелах с рельефами и надписями.
Ориентация на земные ценности (к тому же не только позитивные) еще больше проявилась в культуре Ассирии, которая отличается поразительной даже для не слишком гуманных времен грубостью и жестокостью, крайне милитаризованным характером. Даже царь здесь - не столько сакральная фигура, сколько военачальник, который совершенно не видит разницы между понятиями "война" и "политика". Основная тема ассирийского искусства - охоты, сражения, расправы над пленными и побежденными врагами, воплощенные с жестким, даже отталкивающим натурализмом, но одновременно с поражающими воображение лаконизмом и выразительностью. Мировой популярность приобрели, например, изображения шеду - крылатых быков с человеческими лицами, которые стояли внизу лестницы царского дворца. Древний скульптор блестяще решает в них проблему соответствия реальности: быки имеют по пять ног, расположенных таким образом, что, откуда бы не смотрел на них зритель, спереди или сбоку, он видит грозных стражей входа четвероногими. Таким образом, проблема соотношения реальности и условности в искусстве осознается уже в искусстве древней Ассирии.
Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, а в VI в. до н.э. стал столицей Нововавилонского царства, или Халдейской государства (от названия господствующего этноса - халдеев), был огромным (более миллиона жителей) восточным городом, горделиво именовал себя "пупом земли". Вошли в пословицу "стены Вавилона", "висячие сады Семирамиды", "Вавилонская башня" и другие.
Вавилоняне подарили мировой культуре позиционную систему чисел, точную систему измерения времени (первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд), научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же "изобретенной" семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил в секторах зодиакальных созвездий. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.
Загрузка...