Этой земле, лежащей к западу от Месопотамии узкой полосой между Средиземным морем и Ливанских хребтов
, между Синайским полуостровом и рекой Иорданом, была уготована значительная, а возможно, и уникальная роль в мировой культуре. Географическое расположение Палестины обусловило чрезвычайное разнообразие культурных влияний и взаимовлияний: страну окружали Египет, Финикия, Ассирия, Хеттское царство. Значительное влияние на культуру Палестины совершила уже упомянутая крито-микенская цивилизация.
До XIII века до н.э. земли Ханаана (древнее название Палестины - "земли филистимлян") населяют земледельческие народы: Хананеи, моавитяне, амореи и др.. С XIII века до н.э. в эти земли начинают вторгаться, вытесняя прежнее население, скотоводческие племена семитского происхождения - предки еврейского народа. Пропущенные сквозь призму мифа исторические события почти трех столетий, с XIII до X в. до н.э., когда евреи окончательно осели на территории Палестины, составили огромную часть текста Ветхого Завета, значение которого в истории мировой культуры трудно переоценить. Переход к земледелию и оседлому образу жизни ускорил процесс распада родоплеменной организации и переход к классовому обществу и становления государства, что также отразилось в библейских текстах. Древнееврейский государство в различных формах (светской время жреческом и теократической) просуществовала почти тысячу лет, с X в. до н.э. по 70 г. н.э., когда Палестина была окончательно захвачена Римом и превращена в одну из провинций Римской империи.
Эпоха монархии и является временем формирования иудейского корпуса Библии (Ветхого Завета). Именно этот культурный текст является уникальным источником информации о древнееврейский культуру и вместе с тем важным фактором ее развития.
Формирование Библии способствовало развитию литургической и светской поэзии, обогащению жанровых форм (гимнов, молитв благодарности, ламентаций - просьба, обращений к богу и т.п.) Литургическая (богослужебные) поэзия сочеталась с музыкой, прежде хоровым пением, которое было введено в богослужебную практику царем Давидом, певцом и музыкой. Светская поэзия вошла в Библию циклом любовной лирики - Песней Песен, авторство которой приписывается царю Соломону, хотя времена создания Песни Песней и царствование Соломона разделяют несколько веков. В любовно эротической поэзии Песни Песней исследователи усматривают влияние эллинизма, т.е. восточной культуры, сложившейся прежде всего под знаком античной (греческой) культуры времен Александра Македонского. Однако тот факт, что великих царей - основателей еврейского государства - миф наделяет художественными вкусами и способностями, свидетельствует об особой роли искусства в мировоззрении древних евреев.
Возникает и такой литературный жанр, как поучительная проза - например, библейская Книга Новая, содержащий элементы различных литературных жанров: поэмы, лирической драмы и философского трактата, осмысливает неразрешимые противоречия бытия .. По своему характеру эта литература в основном светская и космополитическая, обращенная ко всем людям всех наций, независимо от конфессионального самоопределения.
Напоследок так называемого периода Второго храма (536 г. до н.э.-70 г. н.э.) в древнееврейском литературе формируется новеллистического и историографическая литература. Последняя несет в себе несомненные признаки влияния греко-античной традиции, прежде греческой историографии.
В этот период заявляет о себе изобразительное искусство. Возникновение еврейского изобразительного искусства связано с появлением синагог как в самой Палестине, так и в странах рассеяния евреев (диаспоры). Синагога становится здесь не только религиозным, но и общественным центром еврейских общин, послужив образцом организации культа для христианства и ислама. Еврейское изобразительное искусство, начало которого недавно датировался XVII-XVIII веками, оказалось, таким образом, значительно старше и тесно связанным с античными традициями.
Последние века эпохи Второго храма были отмечены усилением влияния эллинизма на культуру древних евреев, особенно в середзем-ского диаспоре, прежде всего в ее центре - египетской Александрии, столице эллинизированной династии Птолемеев. В новую культурную эпоху Средневековья - эллинистические традиции в еврейской культуре были в значительной мере истреблены. Культуры Древнего Востока представляют собой характерные образцы каждого из указанных вариантов. Изоляционизм древнеегипетской культуры, что на протяжении тысячелетий не претерпела значительных влияний извне и не стремилась к этому, в конце концов привел к окончательной потере политической самостоятельности после завоеваний Александра Македонского и Юлия Цезаря и постепенного, незаметного даже для себя исчезновения с лица земли в условиях господства греко- римской античной и впоследствии христианской культурных традиций.
В Месопотамии этнокультурные контакты, в основном приводили к кровопролитным войнам, ассимиляционные процессы, преимущественно насильственные, имели столь интенсивный характер, что основная масса культур того времени была уничтожена и даже само уничтожена и существует сейчас только в виде материальных остатков. Зато еврейская культура, чья слава в далеком прошлом была не слишком громкой по сравнению с Египтом, Ассирией, Мидией, Вавилоном, Персией, оказалась способной гармонизировать изоляционные и интеграционные тенденции в собственной культуре и в условиях многочисленных культурных заимствований (из древнеегипетской, вавилонской, эллинистической, арабской , христианской культур) сохранить традиции культурного наследования и преемственности, а заодно донести до нас много бесценных свидетельств о тех же исчезнувшие "мировые империи" Древнего Востока.