Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Под давлением варваров упала в 476 г. только Западная Римская империя.

А Восточная - Византия, названная так по имени древнегреческой колонии, на месте которой был основан Константинополь, продолжала еще существовать в могуществе и славе, занимая обширную территорию, включавшую Балканы, Малая Азия, Сирия, Египет. Там, на берегу Босфора, в новой блестящей столицы, распоряжались прямые потомки античной культуры. Хотя византийская красота сложилась преимущественно как отрицание античной красоты с ее телесной роскошью, Византии суждено родить новую форму духовности, новое искусство.


В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего за сочетанием основ, которые казались несовместимы, потому что здесь скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, утверждалась, ставила перед искусством.
Константинополь вбирал в себя все - и абстрактный орнамент Востока, и то живет, что уцелело от тяжелой застывшей силы Рима, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма - словом, все поиски и все влияния , которые переплетались в многонациональном мире, - а затем постепенно переплавлял это в стройную художественную систему.


Гармония нового искусства проявляла себя в хоровом пении христианских церквей, в свете, который, благодаря особенностям найденной конструкции храма, пронизывало полностью его пространство и освещал все под его сводами. Недаром знаменитая из византийских церквей, Святая София, которая воплощала концепцию "Храм - земное Небо", была такой убедительной, что послы киевского князя Владимира почувствовали себя действительно "на Небе".


Чтобы храм вместил больше всего мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, разделены на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, что оказывал храму форму креста, получил название базиликального. Возник и другой тип храма с куполом в центре, обязанный появлением, наверное, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и отделки приобретали першоступеневого значение.

 Сорок окон "Святой Софии", прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшенное мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздники здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлый, золотистый фон мозаик, своего рода "каменного живописи", зажигал сердца и своим сиянием вызывало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как пространство и не как глубина, а как некий мир, сверхчувственный, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры как висят в невещественной, пронизанной светом среде.


Большее внимание к художественному оформлению интерьера, чем экстерьера храма, объяснялась представлением об идеальном человеке - скромную снаружи и насыщенную богатой внутренней жизнью.
Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке при императоре Юстиниане. Огромная империя была крупнейшей и сильнейшей державой Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной только столице в это время было построено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София появилась среди них первой. Для нее Рим поставлял колонны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колонны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редких пород. Известное и византийское серебро VI ст. - Богато украшенные кресты, чаши, ковши, блюда, отмеченные большим мастерством. Процветало в Византии резьбы по слоновой кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенне.

Очень интересный и диптих с изображением цирковых сцен, который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур зверей.
Еще одной выдающейся достопримечательностью Византии того времени еникийськи мозаики из церкви Успения в Никее (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овеянной эллинской красотой, что она могла бы испугать догматиков христианства.


Однако в VII в. византийская культура пережила длительный кризис, связанный с возникновением иконоборческого движения, представители которого считали изображение Бога в человеческом облике профанацией религии. Императорская власть, поддержав это движение, начала массово уничтожать иконы, вместо украшая церкви растительными орнаментами. Когда же в конце концов победили сторонники икон, они в свою очередь уничтожали эти орнаменты, не считаясь с их художественной ценностью. После некоторых колебаний художественное творчество целенаправленно выбрала свой путь. Юднак теперь мозаики, фрески и иконы должны были выражать глубокую духовность, чтобы не возникало сомнения в их праве передавать сущность божества. Спиритуализм становится преобладающим, фигуры теряют свою материальность, лица приобретают аскетический характер, пространство упрощается и схематизироваться. В искусстве вводятся суровые каноны, оно передает только духовную сущность мира и человека.


Мозаики монастырской церкви в Древние (возле Афин) - возможно, вершина зрелого византийского стиля XI-XII вв. - Второй период подъема византийского искусства] В это время происходит расцвет станковой живописи - иконописи с применением уже не восковых красителей, а яичной темперы. К сожалению, неизвестно, кто является автором одной из самых известных и самых прекрасных икон, что называется у нас Владимирской Богоматери. Уже в 1155 г. она была в Киеве, а сейчас находится в Москве. Есть в византийской культуре, кроме икон, мастерские декоративные филигранные заставки, книжные иллюстрации, образцы эмали.
В 1453 г., после долгих лет процветания и испытаний, Константинополь был захвачен турками-османами. По приказу турецкого султана Храм Святой Софии превращен в мечеть, и город стал столицей совсем другого государства.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии