11 - 04 - 2014
ПОДПИШИСЬ!


Добавить свое объявление
Загрузка...

Культурология - рефераты, шпаргалки, семинары, конспекты, лекции

Культуротворческая роль христианства

Фундаментом средневековой культуры является христианство - религиозная система, возникшая в I в. н.э.

благодаря переосмыслению теологических основ иудаизма и распространению веры в "живого бога" - Иисуса Христа, а в V в. стало господствующей формой религии в Средиземноморском регионе, получило четкой церковной организации и официального признания.

К этому же времени трудами раннехристианских философов-теологов (так называемых "отцов Церкви") на основе позднеантичного неоплатонизма были разработаны основы христианского мировоззрения. Поэтому христианская религия стала не только системой богослужебных обрядов (посвященных Христу, позже - Богоматери, святым) и формой идеологии, но и универсальной системой ценностей средневековой культуры. После 395 г. в Восточной Римской империи со столицей Константинополем начала складываться первая христианская сверхдержава, "империя христиан и для христиан", позднее получила историческое название Византийской империи.

В Западной Европе все формы культуры складывались в условиях борьбы за верховенство между светской властью и властью церкви, превратилась в мощную транснациональную феодальную структуру. И хотя христианство возникло в Средних Веков и продолжает существовать в современном мире, только в средневековую эпоху оно стало единственной общепринятой системой представлений о мире и человеке, которая организовывала сознание европейцев и наконец определила облик средневековой культуры.


Византия, последовала Рима на Востоке, была первым крупным и стабильным государственным образованием средневековой эпохи. Народы Западной и Центральной Европы, переживали в IV-VII веках период интенсивных географических передвижений (так называемое "Великое переселение народов"), требовали немалого времени для формирования более-менее стабильных государственных и культурных учреждений, потому переходный период завершился здесь лишь на рубеже VIII -IX вв. символическим событием императорской коронацией 800 г. короля франков Карла Великого в Риме папой Львом III.


В условиях неусталеною государственности и многовековой смуты в западноевропейских землях (в отличие от восточных) христианская Церковь с центром в Риме на протяжении веков была единственной объединяющей и цивилизующего силой, постепенно приобретала общеевропейских признаков и амбиций и стала называть себя католической, то есть вселенской. Возникновение государства Карла Великого - первой империи на Западе Европы - положило начало соперничеству Византии и западноевропейского культурно-политического ареала за право преемственности от Римской империи, то есть за право быть центром единого христианского мира.

Это соперничество положило начало "Великой схизме" - раскола в 1054 г. христианской церкви на восточную (православную, во главе с константинопольским патриархом) и западную (католическую, возглавляемую римским епископом вроде патриарха стал называться папой), между которыми оказались существенные различия в догматике, обрядности, организационной структуре.

Византия была источником христианизации Киевской Руси в конце X в. по православному образцу, а после падения Византии 1453 Московское царство в XV-XVI вв. приняло на себя миссию быть центром православного христианства в мире, "Третьим Римом". История развития христианского сознания двух типов (православного и католического) отражает различие исторического опыта и традиций европейских народов восточной и западной частей континента. Влияние этих различий ощущается и сейчас, но основы миропонимания можно считать более-менее общими для всего мира средневековой культуры.


Добавить свое объявление
Загрузка...
Учебные материалы
Методические материалы