В современной науке существует несколько точек зрения относительно термина "Возрождение".
В широком смысле этот термин означает этнокультурное подъем, вспышка национального самосознания, активизацию развития национальной культуры (например, "процесс национального Возрождения в Украине"). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в основном европейской, культуры в период с конца XIII века (Италия) в начале XVII века (в некоторых европейских странах - Англии, Португалии, Польше, Украине - чуть позже), в течение которого большинство европейских стран проявили в своих национальных культурах признаки типологической общности, которые позволяют определить их как ренессансные.
Именно такое значение термина "Возрождение" ("Ренессанс" - от франц. Кепаиззапсе) принято в этом разделе учебного пособия.
Следует заметить, что культура Возрождения отнюдь не необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического - первобытно-античного или теоцентрического - средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности Ренессанса как необходимого звена в культурном процессе.
Всего существуют три основные парадигмы интерпретации этого культурно-исторического феномена:
• эпоха Возрождения является вполне самостоятельным, качественно новым этапом в истории европейской культуры, следует Средневековью, но при этом остается ментальной противоположностью последнего как культурно-исторический феномен, родственный греко-римской античностью;
• Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего производимого и осознанного европейской культурой за десять средневековых веков (выдающийся голландский культуролог И. Хейзинга называет Ренессанс "осенью Средневековья");
• Ренессанс - эпоха перехода от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому "мосту" противоречиями, непоследовательностью, регрессивными проявлениями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции и т.п.).
Сам термин "Возрождение" для характеристики эпохи XIV-XVI вв. был введен ее современниками - итальянскими гуманистами. Генетически связанный с религиозно-нравственным понятием «восстановление», этот термин приобретает в указанный период принципиально иного содержания: восстановление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их длительного упадка в Средние Века.
Так, эпоху Возрождения следует воспринимать как период в истории европейской культуры, главным XIV-XVI вв., Характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни. Эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, прежде всего в области пластических искусств (живописи, скульптуры), кристаллизацией на основе церковной латыни и местных народных говоров национальных языков и становлением национальных литератур, формированием национальных государств на основе королевских доменов как формы феодальных владений, торгово-экономическим развитием , а на его основе развитие городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией (развитием светской культуры) и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.