В 410 г. Рим был разгромлен вестготами.
Они захватили Пиренейский полуостров, большая часть которого вскоре была завоевана арабами. В 493 г. в Италии основали свое королевство остготы, сделав центром Равена. В 555 г. остготские королевство было разрушено Византией. После того как римские легионеры ушли из Британии, местное кельтское население завоевали германские племена англов и саксов.
Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторглись и в Англию. На территории Галлии V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме - возникла первая средневековая империя. С нее и на основе ее выделились впоследствии Франция, Германия и Италия.
X в. было тяжелым для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу отправились норманны, с востока - венгры, от Средиземноморья - арабы. Культурная жизнь замерла. Знаменательно, что самой популярной книгой становится Апокалипсис - Откровение евангелиста Иоанна, которое пророчит гибель человечеству за его грехи.
В конце X в. король Оттон коронуется в Риме, положив начало "Священной Римской империи германской нации". На ее землях строится много неприступных монастырей. Монастыри стали посы ¬ лено строить мосты, дороги, гостиницы, госпитали.
В культовой архитектуре романского периода дерево вытеснил камень. Камень заменил дерево также и в крепостных стенах, окружавших замок феодала. Тип феодального замка сложился именно в эту эпоху: он стоял на возвышении, в удобном для наблюдения и обороны месте и был символом власти феодала над окружающими землями.
Сложился стиль романской архитектуры. Строгость, простота гладких стен (резьба лишь на капителях колонны) - в Оверни, избыток внешнего декора - в Пуатье, величественные храмы в Нормандии и Бургундии. Церкви, построенные на пути к "святым местам", были огромные по размерам, рассчитанные на большое количество пилигримов и местных прихожан.
XI-XIII вв. - Время расцвета монументального искусства: как живописи, так и скульптуры. Росписи укрывали стены и своды храмов, скульптура была и в интерьере, и наружу. Дискуссии в отрасли теологии, возникновения ересей (против одного папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход) и другие. - Все это привело к тому, что искусство по требованию церкви должно было не только воспитывать и наставлять, а застрашувати. Отсюда обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения, ордалии, история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - страдальцев за веру. Возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства.
Развивается книжная миниатюра, которая представляет собой живой и яркий рассказ (заглавная буква, инициал разрастались в целую картину). Яркие краски, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в ценную вещь. Книги переписывали монахи в специальных мастерских - скрип-ториях (особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей). Отдельного внимания заслуживает каролинзька рукописная книга. В каролингском империи (конец VIII - первая половина IX в.) Возникло несколько крупных центров изготовления книг.
Романский период - это время наивысшего расцвета средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театра, в котором ставят и мистерии, и светские фарсы; музыки, где на смену унисона пришло многоголосие церковных хоровых гимнов.
Средневековый героический эпос представлен такими литературными достопримечательностями, как французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах", армянская поэма "Давид Сасунский" и др.. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", составленный очевидно между 1200-1210 гг придворным шпильманов (как называли бродячих поэтов, актеров и музыкантов), основанный на событиях и легендах раннего средневековья - эпохи великого переселения народов, в частности на легендах, связанных с завоеванием Европы гуннами во главе с Аттилой (Етцелем) в V в.
Именно в период средневековья окончательно складывается образ рыцаря (рыцаря) как образца, который олицетворяет ряд непременных - соответственно ценностей эпохи - достоинств. Обычно рыцарь должен происходить из хорошего рода, но иногда в рыцари посвящали за исключительные воинские подвиги. Впоследствии - и все чаще по мере развития городов - можно было купить эту привилегию.
Рыцарь должен быть сильным, иначе не смог бы носить доспехи весом 60-80 килограммов. В одной из северных легенд ее герой Беовульф, который прибыл издалека, чтобы освободить датчан от чудовища, которое пидкрадалося ночью и убивало славных рыцарей, становится на поединок против него и при этом бросает все свое оружие, чтобы показать силу, которая позволит ему свернуть чудовищу мышцы голыми руками. Рыцарь должен неустанно заботиться о славе, а слава требует все новых испытаний и время невероятных.
Славу добывала не столько победа, сколько поведение в бою. Гибель становилась хорошим завершением биографии, потому рыцарю было трудно примириться с ролью немощного старца. "Правила игры", обязательные в бою, диктовались уважением к противнику, "игровым" отношением к жизни, гуманностью и предоставлением противнику равных шансов.
Эмоциональная жизнь средневекового простолюдина тяготело бы к двум полюсам - христианской литургии (она питала чувственный мир человека возвышенными, религиозными мотивами) и карнавальной, смеховой стихии.
Карнавальные, как вообще все обрядово-зрелищные формы, организованные на основании смеха. Прежде всего - это святая карнавального типа на площадях: многодневные, со сложными действами и походами на площадях и улицах. Важное место в них то, что карнавал - не зрелище, в нем живут все, ибо по природе своей он всенародный. Пока карнавал длится, для одного человека нет другой жизни, кроме карнавального, от него никуда не денешься, потому карнавал не знает границ.
В течение карнавала живут по законам карнавальной свободы
Постоянное раздвоение жизни на религиозное и мирское лучше иллюстрируется ситуацией со средневековым театром, в котором эти два начала постоянно соревнуются. Среди источников средневекового театра также находим литургию и карнавальную стихию - это баллады и танцевальные песни трубадуров, представления сельских шутников и танцоров, которые постепенно становятся профессиональными затейниками-Гистрионы.
Чтобы не лишиться услуг театра (не будучи в состоянии покорить его), церковные власти выводят литургическую драму из-под свода храма на паперть. Рождается напивлитургична драма (середина XII в.). Но теперь уже городская толпа диктует ей свои вкусы, заставляя показывать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников, давать бытовое толкование библейским сюжетам.