Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства, поскольку именно в XVII в
. сформировалась единая французское государство, а во второй его половине Франция стала могущественной абсолютистской государством Западной Европы. Основой теории классицизма стал рационализм, опиравшийся на философскую систему Рене Декарта. Предметом искусства в классицизме провозглашалось только прекрасное, возвышенное. Этическим и эстетическим идеалом выступала античность.
Классицизм - искусство героической гражданственности. В основе его поэтики лежат принципы философского рационализма, ярко проявились в подходе к явлениям общественной жизни и природы. Прекрасное выступает в ней как четкое, разумное, логическое начало, без каких-либо сложностей и противоречий, присущих реальной жизни. Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированных абстрактных образов, провозглашало принцип изображения "замечательной", "облагороженной" природы; основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые включают в себя словно абсолютную за историческую эстетическую норму.
В истории театра славу великого реформатора комедии получил Мольер. Он дал этому жанру глубокий общественный смысл, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр высокой комедии. Мольер (Жан Батист Поклен 1622-1673 гг) начал с простых мошеннических сюжетов в духе народного фарса. Выступал со своей труппой во многих городах Франции. После выступления в Лувре перед Людовиком XIV и его двором труппа Мольера была удостоена стать третьим парижским театром, который нанес удар претензионном (изысканно аристократическом, чопорном) искусству.
Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве была художественная речь Жоржа де Латура (1593-1652 гг): точность, выразительность, четкость композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, высокого.
Настоящим создателем классического направления в живописи Франции стал Никола Пуссен (1594-1665 гг.) Темы его полотен: мифология, история, Ветхий и Новый Заветы. Изображаемые герои - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Этому искусству соответствует и определенный язык: степень и порядок, композиционная уравновешенность, плавный, четкий линейный ритм прекрасно передают суровую величавость идей и характеров. Колорит строится на созвучии сильных, глубоких тонов.
Лучшее в Пуссена - его пейзажи. Пуссен - создатель классического идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж - это не реальная природа, а природа "улучшенная", придуманная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. В последние годы Пуссен создал великолепный цикл картин "Времена года", которые символически воссоздают периоды земного человеческого существования.
Вторая половина XVII в. - Время длительного правления Людовика XIV, "короля-солнца», вершина французского абсолютизма. "Большое века" - крупное прежде по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм.
Восточный фасад Лувра застраивается колоннадой Клода Эрроу с ее рациональной простотой ордера, математически выверенным равновесием масс, статичностью, навевающий чувство покоя и величия.
Главное творение второй половины XVII ст. - Версальский дворец и парк (архитекторов в этот период интересует проблема соотношения ансамбля дворца и парка). В довольно пустынной местности, в восемнадцати километрах от Парижа, вырос сказочный дворец (1668 - 1669 гг) »В безводном поле заструмилы фонтаны, вырос гигантский парк. От огромного площади перед дворцом отходят три проспекта - три дороги на Париж, Сен-Клу и Со (тоже резиденции короля).
Дворец, фасад которого тянется на полкилометра, имеет три этажа: первый - основа, опора, второй - главный, парадный и поэтому высокий, третий, который венчает здание, легкий. Экстерьер здания классически точное, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Пышное декоративное убранство, особенно в интерьере. Ни сутки, ни одна эпоха не давала такого синтеза искусств, как Версальский дворец. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, кульминацией роскошного наряда которых должна спальня короля, где начинался и заканчивался его день и где происходили аудиенции. Роскошью поражала и зеркальная галерея (73 метра длиной, 10 метров шириной) между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, которые выходят в сад, с одной стороны, и зеркалами, в которых вечером в свете многочисленных свечей множилось, дробилось отражение нарядной придворного толпы, с другой. Версальский парк, как и весь ансамбль, - это программное произведение. Это регулярный парк, потому что в нем все выверено, расчерчен на аллее, определены места для фонтана и скульптур.
Со второй половины XVII в. Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика XIV в искусстве возникают новые черты, и искусству XVIII в. уже принадлежит развиваться в другом направлении.
Загрузка...