Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рационалистическая картина мира и человека в идеологии. Просвещения и ее влияние на художественное творчество.

На смену феодальной идеологии пришла эпоха просветителей - философов, социологов, экономистов, литераторов Просвещения. Литература, музыка, театр достигают той художественной зрелости, которая характеризует живопись в XVI-XVII вв. Это романы Прево, Филдинга, Смолета, Стерна, "Кандид" Вольтера и "Страдания молодого Вертера" Гете. Это музыка Баха, Моцарта, Глюка, Гайдна.


Демократический характер философских учений был обусловлен доминирующим мировоззрением той эпохи. Отношение к старому режиму, несостоятельность которого была все более очевидной, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не за сословными привилегиями, христианская этика объединили мыслящих людей Франции. Так и во Франции, вслед за Англией, началась эпоха Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло.
Осознание зависимости обычаев от социальной среды, а также вера в то, что воспитанием народа можно добиться идеального общественного строя, были фундаментом новых идей. В эстетических учениях искусство рассматривалось как возможная рычаг исторических преобразований. Воспитание, и прежде эстетическое, понимали уже не просто как обучение искусству или подготовку к его восприятию - его трактовали как средство приобщения к культуре вообще, восстановление целостности человека, как способ избежать раскола личности и общества.


Выдающийся философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг) не разделял такого толкования культуры. Руссо - автор учения о народном государстве, равных и свободных людей - считал, что эстетическое подчиняется нравственному, что "прекрасное" и "добродетельная" всегда связаны между собой, но высшим критерием в вопросах искусства есть добродетель. Парадоксальная критика Руссо обнаружила иллюзии, свойственные просветителям, и в огромной степени повлияло на мировоззрение всего XVIII в.


Утверждение просветительских идей велось от имени третьего сословия, который вышел на арену общественной жизни. Это подтвердила Великая французская буржуазная революция. Дискуссия о просветительство в Национальных и Законодательном собрании обнаружила общую заботу всех ораторов - проблему всестороннего и гармоничного развития человека. Идеи образования и воспитания толковались в духе провозглашенных лозунгов свободы, равенства и братства. Утверждалось, что именно образование делает людей практически равны перед законом и обеспечивает реальную политическую равенство. Именно она дает человеку истинную свободу, освобождая ее от предрассудков, невежества, дикости и вооружая знаниями. Целью общественного воспитания провозглашается создание человека-художника, ибо "искусство" имело в то время широкое значение и включало также понятие ремесла, мореплавания, лечения и др..


Искусство символизировало высшую степень совершенства. Что касается собственно искусства и эстетического воспитания в современном смысле, то его роль определялась прежде служением искусству национальном благе.
В 70-е гг XVIII в. появляются первые симптомы кризиса просветительской эстетики в Германии. Возникает целый эстетико-литератур-ный движение, под названием драмы одного из писателей этого периода именуется "Буря и натиск". К движению примыкают такие художники и мыслители, как Гаманн, Ленц, молодой Гете, Гердер и др..
В Англию завоевания буржуазной революции пришли на века раньше Франции. В 1642 г. английский народ во главе с революционной буржуазией сбросил короля Карла И. Англия стала буржуазной республикой, возглавляемой "железным" Кромвелем. Но в результате становления буржуазно-конституционной монархии, которая провозгласила верховенство парламента, в Англии образовался союз буржуазии с дворянством, что не могло не сказаться на духовной жизни английского общества: английский культура, эстетические вкусы несут на себе черты умеренной демократизации. С конца XVI ст. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк были философами-материалистами, которые выступили против религиозной схоластики и расчистили путь для будущей науки от Исаака Ньютона до Чарлза Дарвина.


Английская философия фактически проложил дорогу французскому Просвещению относительно идей, которые французские философы XVIII в. Вольтер, Руссо, Дидро, д'Аламбер и другие сделали такими популярными: эти идеи первоначально зарождались в Англии.


Начиная с XVI в. благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него Англия - первая страна в области литературы, драматургии и театра.
Интересным "документом" эпохи стал роман "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо (около 1660-1731 гг.) В нем писатель выступил типичным идеологом буржуазии, ибо отстаивал самую ценность буржуазного сознания - образ человека, который "всем обязан самому себе". Надо было взорвать Робинзона, корабль которого потерпел крушение, на необитаемый остров и заставить его начать в буквальном смысле с нуля, чтобы достичь максимального эффекта и день за днем, шаг за шагом наблюдать его успехи в поисках приращение имущества и жизненного комфорта, в обеспечении безопасности . Затворнический разновидность нового типа человека-буржуа возник раз своевременно, в эпоху молодого капитализма и экспансионистской-колониальных аппетитов. Робинзон уходит в море, чтобы разбогатеть, и книга заканчивается осуществлением снов о золоте. Конечно, это делает Робинзона выразителем общих стремлений XVIII в., Но многое в книге, безусловно, выходит за рамки эпохи. ее идеал самодостаточности, борьба одинокого человека с природой - это вечные темы. Роман любят до сих пор, хотя слабая эстетическая культура его автора очевидна.


Современник Дефо - Джонатан Свифт (1677-1745 гг), хотя и носил рясу священника, не признавал никаких религиозных предрассудков (об этом свидетельствует его книга о церковников "Сказка бочки"). Будучи настоятелем большого собора в Ирландии, Свифт занимался не столько церковными делами, сколько политикой. Но имя его прославил роман "Путешествия Гулливера". В меткой, тем аллегорической форме Свифт высмеял все в современной ему английской действительности: политические порядки, враждующие религиозные лагеря и партии, "чистую науку", одичавших от жадности и корыстолюбия людей.
XVIII века в английской поэзии - это шотландский поэт Роберт Бернс, жизнерадостный, остроумный, иногда озорной. В театре царит комедия нравов, "веселая комедия".


Школа "веселой комедии" подготовила приход величайшего английского драматурга XVIII в. Ричарда Бринсли Шеридана (1751 - 1816 гг.) Все его комедии зажили успеха, и больше - "Школа злословия". В ней раскрыто главный нравственный порок тогдашнего английского общества - лицемерие.
В изобразительном искусстве этого столетия доминирует тенденция раскрытия нюансов чувств и настроений, лиризма и одновременно аналитической наблюдательности (время беспощадной). Конечно, это обогатило возможности искусства, но при этом была потеряна универсальная полнота изображения духовной жизни, как это видим у Рубенса, Веласкеса, Рембрандта.
Развитие изобразительного искусства в Англии долго сдерживался феодальными войнами и Реформацией. Пуританское движение XVII ст. с его иконоборческих идеями отнюдь не способствовал формированию собственной художественной традиции.


Английское Просвещение, как уже говорилось, шло первым по времени, его гуманистические идеи (хотя и не такие революционные, как во Франции), влияние на культуру, начиная с 40-х гг XVIII века.
Главное достижение английской живописи XVIII в. - Портретный жанр. Этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской Академии искусства - национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой (как первенец буржуазной культуры), чем европейские академии на континенте.
Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс (1723 - 1799 гг), живописец и теоретик, который отстаивал классицизм, хотя в работах тонко реагировал на веяния времени, увлекался колоритом Тициана и Рубенса, многое у них научился. Немало работ создал на исторические и мифологические сюжеты ("Младенец Геркулес, который душит змея" - картина заказана в 80-х гг Екатериной II, прославляет победы России).


Второй крупный портретист Англии XVIII в. - Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.) Если Рейнолдс показал рационалистическую сторону просветительской эстетики, то Гейнсборо - эмоциональную. Тонкое чувство природы, музыкальность художника определили одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость его персонажей.
Рост неоспоримого влияния буржуазии вызвало интерес к голландскому реализму. И художник Жан-Батист Симеон Шарден (1699 - 1779 гг), работая уже в русле новых эстетических идей, создал по сути новую систему живописи.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии