Рационалистическая картина мира и человека в идеологии. Просвещения и ее влияние на художественное творчество.
На смену феодальной идеологии пришла эпоха просветителей - философов, социологов, экономистов, литераторов Просвещения. Литература, музыка, театр достигают той художественной зрелости, которая характеризует живопись в XVI-XVII вв. Это романы Прево, Филдинга, Смолета, Стерна, "Кандид" Вольтера и "Страдания молодого Вертера" Гете. Это музыка Баха, Моцарта, Глюка, Гайдна.
Демократический характер философских учений был обусловлен доминирующим мировоззрением той эпохи. Отношение к старому режиму, несостоятельность которого была все более очевидной, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не за сословными привилегиями, христианская этика объединили мыслящих людей Франции. Так и во Франции, вслед за Англией, началась эпоха Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло.
Осознание зависимости обычаев от социальной среды, а также вера в то, что воспитанием народа можно добиться идеального общественного строя, были фундаментом новых идей. В эстетических учениях искусство рассматривалось как возможная рычаг исторических преобразований. Воспитание, и прежде эстетическое, понимали уже не просто как обучение искусству или подготовку к его восприятию - его трактовали как средство приобщения к культуре вообще, восстановление целостности человека, как способ избежать раскола личности и общества.
Выдающийся философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг) не разделял такого толкования культуры. Руссо - автор учения о народном государстве, равных и свободных людей - считал, что эстетическое подчиняется нравственному, что "прекрасное" и "добродетельная" всегда связаны между собой, но высшим критерием в вопросах искусства есть добродетель. Парадоксальная критика Руссо обнаружила иллюзии, свойственные просветителям, и в огромной степени повлияло на мировоззрение всего XVIII в.
Утверждение просветительских идей велось от имени третьего сословия, который вышел на арену общественной жизни. Это подтвердила Великая французская буржуазная революция. Дискуссия о просветительство в Национальных и Законодательном собрании обнаружила общую заботу всех ораторов - проблему всестороннего и гармоничного развития человека. Идеи образования и воспитания толковались в духе провозглашенных лозунгов свободы, равенства и братства. Утверждалось, что именно образование делает людей практически равны перед законом и обеспечивает реальную политическую равенство. Именно она дает человеку истинную свободу, освобождая ее от предрассудков, невежества, дикости и вооружая знаниями. Целью общественного воспитания провозглашается создание человека-художника, ибо "искусство" имело в то время широкое значение и включало также понятие ремесла, мореплавания, лечения и др..
Искусство символизировало высшую степень совершенства. Что касается собственно искусства и эстетического воспитания в современном смысле, то его роль определялась прежде служением искусству национальном благе.
В 70-е гг XVIII в. появляются первые симптомы кризиса просветительской эстетики в Германии. Возникает целый эстетико-литератур-ный движение, под названием драмы одного из писателей этого периода именуется "Буря и натиск". К движению примыкают такие художники и мыслители, как Гаманн, Ленц, молодой Гете, Гердер и др..
В Англию завоевания буржуазной революции пришли на века раньше Франции. В 1642 г. английский народ во главе с революционной буржуазией сбросил короля Карла И. Англия стала буржуазной республикой, возглавляемой "железным" Кромвелем. Но в результате становления буржуазно-конституционной монархии, которая провозгласила верховенство парламента, в Англии образовался союз буржуазии с дворянством, что не могло не сказаться на духовной жизни английского общества: английский культура, эстетические вкусы несут на себе черты умеренной демократизации. С конца XVI ст. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк были философами-материалистами, которые выступили против религиозной схоластики и расчистили путь для будущей науки от Исаака Ньютона до Чарлза Дарвина.
Английская философия фактически проложил дорогу французскому Просвещению относительно идей, которые французские философы XVIII в. Вольтер, Руссо, Дидро, д'Аламбер и другие сделали такими популярными: эти идеи первоначально зарождались в Англии.
Начиная с XVI в. благодаря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него Англия - первая страна в области литературы, драматургии и театра.
Интересным "документом" эпохи стал роман "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо (около 1660-1731 гг.) В нем писатель выступил типичным идеологом буржуазии, ибо отстаивал самую ценность буржуазного сознания - образ человека, который "всем обязан самому себе". Надо было взорвать Робинзона, корабль которого потерпел крушение, на необитаемый остров и заставить его начать в буквальном смысле с нуля, чтобы достичь максимального эффекта и день за днем, шаг за шагом наблюдать его успехи в поисках приращение имущества и жизненного комфорта, в обеспечении безопасности . Затворнический разновидность нового типа человека-буржуа возник раз своевременно, в эпоху молодого капитализма и экспансионистской-колониальных аппетитов. Робинзон уходит в море, чтобы разбогатеть, и книга заканчивается осуществлением снов о золоте. Конечно, это делает Робинзона выразителем общих стремлений XVIII в., Но многое в книге, безусловно, выходит за рамки эпохи. ее идеал самодостаточности, борьба одинокого человека с природой - это вечные темы. Роман любят до сих пор, хотя слабая эстетическая культура его автора очевидна.
Современник Дефо - Джонатан Свифт (1677-1745 гг), хотя и носил рясу священника, не признавал никаких религиозных предрассудков (об этом свидетельствует его книга о церковников "Сказка бочки"). Будучи настоятелем большого собора в Ирландии, Свифт занимался не столько церковными делами, сколько политикой. Но имя его прославил роман "Путешествия Гулливера". В меткой, тем аллегорической форме Свифт высмеял все в современной ему английской действительности: политические порядки, враждующие религиозные лагеря и партии, "чистую науку", одичавших от жадности и корыстолюбия людей.
XVIII века в английской поэзии - это шотландский поэт Роберт Бернс, жизнерадостный, остроумный, иногда озорной. В театре царит комедия нравов, "веселая комедия".
Школа "веселой комедии" подготовила приход величайшего английского драматурга XVIII в. Ричарда Бринсли Шеридана (1751 - 1816 гг.) Все его комедии зажили успеха, и больше - "Школа злословия". В ней раскрыто главный нравственный порок тогдашнего английского общества - лицемерие.
В изобразительном искусстве этого столетия доминирует тенденция раскрытия нюансов чувств и настроений, лиризма и одновременно аналитической наблюдательности (время беспощадной). Конечно, это обогатило возможности искусства, но при этом была потеряна универсальная полнота изображения духовной жизни, как это видим у Рубенса, Веласкеса, Рембрандта.
Развитие изобразительного искусства в Англии долго сдерживался феодальными войнами и Реформацией. Пуританское движение XVII ст. с его иконоборческих идеями отнюдь не способствовал формированию собственной художественной традиции.
Английское Просвещение, как уже говорилось, шло первым по времени, его гуманистические идеи (хотя и не такие революционные, как во Франции), влияние на культуру, начиная с 40-х гг XVIII века.
Главное достижение английской живописи XVIII в. - Портретный жанр. Этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской Академии искусства - национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой (как первенец буржуазной культуры), чем европейские академии на континенте.
Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс (1723 - 1799 гг), живописец и теоретик, который отстаивал классицизм, хотя в работах тонко реагировал на веяния времени, увлекался колоритом Тициана и Рубенса, многое у них научился. Немало работ создал на исторические и мифологические сюжеты ("Младенец Геркулес, который душит змея" - картина заказана в 80-х гг Екатериной II, прославляет победы России).
Второй крупный портретист Англии XVIII в. - Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.) Если Рейнолдс показал рационалистическую сторону просветительской эстетики, то Гейнсборо - эмоциональную. Тонкое чувство природы, музыкальность художника определили одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость его персонажей.
Рост неоспоримого влияния буржуазии вызвало интерес к голландскому реализму. И художник Жан-Батист Симеон Шарден (1699 - 1779 гг), работая уже в русле новых эстетических идей, создал по сути новую систему живописи.