Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Насыщенная, напряженная идейная атмосфера XIX в. заметно повлияла на литературу, театр, искусство.

Не случайно о театре XIX века. критики говорят, что в нем "идеи ходят по сцене".
Одним из главных аналитических задач творчества выдающихся литераторов, философов, художников, музыкантов становится познание человека и поиски выхода из трагической противоречия между личностью и социальной средой. В этом веке возникают и осознаются болезненные вопросы современности, как называли их русские литераторы. Человек изображается во всей ее сложности, проблема достойного существования каждого человеческого существа становится одной из главных коллизий произведений искусства.


Дело, думается, не в том, что мыслители и художники "прозрели" и увидели, что человек - это целый космос. Бальзак не был гениальнее за Шекспира, Данте, Гомера. Даже величайшие гении не могли обнаружить в человеке того, что в ней еще не сложилось, не вылилось в сущность. Естественно, из века в век росло мастерство, совершенствовались средства художественной выразительности. Но поднялась еще на одну ступень развития и сам человек - как представитель рода, а его внутренний мир эволюционировал в направлении большей утонченности душевных движений, большей восприимчивости, развития рефлексии и осознание своей отдельности, самоценности, ответственности и т.п.. Потому-то достоинство индивидуальности стала главным нервом духовного бытия эпохи, которая довольно быстро раскрыла противоречие (ощутимую еще просветителями) частного и общественного интереса, который проявляется двояко.


Во-первых, индивидуальность или цельная личность, которая имеет определенную особенность как целое, в системе буржуазного разделения труда становится лишь обломком целого. И целое не может существовать иначе, как разъединив индивидуумов и приковав их к отдельным специальных занятий (специальностей). Этот разделительный принцип подверг критике Ф. Шиллер: "Вечно приковано к отдельному малого отломка целого, человек сам становится отрывком; слыша вечный однообразный шум колеса, которое он приводит в движение, человек не способен развить гармонию своей сущности, и вместо того, чтобы выразить человечность своей природы, она становится лишь отражением своего занятия, своей науки ". Личность расколота, ее способности бы расщеплены на отдельные части и функционируют вне связи с целым.

Разделение труда рассекает, калечит индивидуума. Чувства и разум, созерцание и творчество, воображение, будучи разорванными, становятся враждебными друг другу. Шиллер при этом прекрасно понимал, что разделение труда - необходимый продукт истории, что это большое орудие культуры, однако, по его мнению, как выиграет цивилизация от разделения труда, нельзя отрицать, что индивидуумы, на которых он распространяется, терпят под гнетом этой мировой цели.


Свободная, целостная, гармоничная личность была идеалом всей немецкой классической философы - Канта, Гегеля, Шлегеля, Фихте. В разных аспектах мы наталкиваемся на размышления о ней у Гете, Гельдерлина, Гумбольдта. Во-вторых, противоречие между частным и общественным интересам сказывается антиномии реальных эгоистических интересов людей и идеальной сферы морально-должного, обычно оказывается в конфликте чувства и долга. Индивидуализм, который в буржуазных условиях стал ведущим моральным принципом, обеспечивал высокую продуктивность деятельности, необходимую для выживания и процветания, но не гарантировал гармонии личности. Кант говорил, что гармония человека, гармония человеческих способностей, интересов и чувств в мире человеческого опыта недостижима. Возможно лишь бесконечное приближение к этому идеалу. Правда, Кант считал: эгоистическую человеческую природу можно смягчить средствами воспитания, но полной уверенности в действенности воспитания Кант не имел.


В целом проблема воспитания - одна из тех, которые волновали многих выдающихся европейцев XIX в.
Диалектика Гегеля, эволюционная теория Дарвина внесли в картину мира идею постоянного движения, обновления, развития. Парадигма сознания XIX в. - Гидронимични образы: реки, течения, водоворотов, тиховодье. Так, роман - как литературный жанр - показывал течение человеческой жизни, которое имеет истоки, быстрины, водовороты, берега ... Близкие эти образы и теориям воспитания.


В поисках гармоничной личности мыслители этого века шли напрямую философией Просвещения, видевших в эстетической форме средство преодоления корыстолюбия, воспитания гражданских качеств, облагораживание и душ, и нравоучений.


Важная особенность - открытая связь творчества выдающихся художников из общественно-политической жизнью - характерна для культуры XIX в. И не случайно на главную роль претендуют литература и театр. Именно литература достигла огромного мастерства в изображении действительности и изображении духовного мира личности. Это век дал много блестящих писателей, каждый из которых - вершина, не упомянуть о котором невозможно и недопустимо.


Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 гг) принадлежит как XVIII, так и XIX веком. Его творчество известной степени связала собой литературу двух столетий и осталась ярким выражением не только своей эпохи, но и всей поэзии Нового времени.


На рубеже веков в духовной атмосфере западноевропейского общества началось определенное разочарование в тех идеалах, которые вдохновляли просветителей. Новое буржуазное общество было организовано гораздо лучше феодальное, но совсем не выглядело похожим на царство разума. Старые ценности утратили авторитет, новые не определились. Шли ожесточенные споры между сторонниками нового и старого. В этой общественной атмосфере возник романтизм, создавший целую эпоху в истории европейской культуры. В течение нескольких десятилетий господствовал в литературе, музыке, живописи.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии