Жизнь новом художественном направления дала Германия, откликнувшись романтизмом на рубеже 1790-х и 1800-х
гг на революцию во Франции. Немецкий романтизм отличался подчеркнуто философским характером. Его эстетика состояла в "иенского кружке", возникший в конце XVIII ст. в маленьком городе Йене, близ Веймара. Главными теоретиками иенских романтиков стали братья Август-Вильгельм и Фридрих Шлегель. Опираясь на философское положение Ф. Шеллинга о раскованность, свободу человеческого духа, романтики считали нужным утверждения искусства с неограниченной свободой. Бегство от действительности в мир фантазий и выдумок не исключала интересов романтиков к окружающему миру. Но действительность жила в творениях немецкого романтизма, увиденная сквозь призму романтической иронии.
Романтизм сыграл значительную роль в развитии исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранним этапам национальной жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры. Важное значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого объективно "прекрасного" идеала, нормативным канонам классицизма романтики противопоставляли яркую индивидуальную и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств.
В основе искусства романтизма лежит противопоставление прозаического буржуазного миропорядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда - мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихией природы, стремление к далекому от современной цивилизации укладу жизни. Важное значение романтическая эстетика оказывала иронии как универсальному средству подъема над противоречием между идеалом и жизнью.
В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, стремление к необычному и экзотики (не-типичность обстоятельств) - и задушевность, лиризм, какое-то особое, до неизвестно литературе проникновения в глубины человеческой души. В. Гюго считал драму неинтересной, если, как простое плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть "зеркалом, которое концентрирует, преобразует мелькание на свет, а свет на пламя". Гюго не привлекал образ ни торговца - скряги и мошенника, ни буржуа - рассудительного и бездушного. Романтический герой был одиноким. Таковыми выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои "Восточных поэм" и "Манфреда"), Конрад Валленрод в Адама Мицкевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты в Эрнста.
Люди бурных титанических страстей, мятежники - герои Перси Биши Шелли (1792-1822 гг), вторая Байрона ("Восстание ислама", "Освобожденный Прометей"). Старший современник Байрона и Шелли Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа, который показал, что история создается людьми с живыми, горячими сердцами. Вальтер Скотт мастерски передал исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов, предоставляя им яркого романтического колорита.
С романтизмом связано обогащение литературных жанров, разрушение прежних представлений о границах и правила творчества. Основными жанрами романтической литературы стали драма, новелла, романтическая поэма, баллада, роман в стихах, где размывается грань между эпосом и лирикой, а также сказка лирико-философского или фантастического содержания.
В немецких романтиков сказка была одним из любимых жанров. Всемирной славы зажили народные сказки, записанные и опубликованные братьями Гримм - Якоб и Вильгельм. Почему же немецким романтикам не давали покоя "сказки старину"? Поэт Новалис (Фридрих фон Харденберг, 1772-1801 гг) в романе-сказке "Генрих фон Офтердинген" болезненно переживал крушение старых, феодальных устоев. Ему хотелось остановить время, сохранить навечно старинные замки, патриархальные обычаи.
Очень одаренный человек Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822 гг) создал причудливые, смешные и одновременно трагические повести и романы ("Золотой горшок", "Жизненная философия Кота Мурра ...", "Крошка Цахес"). Творчество этого писателя, которому не суждено стать музыкантом (а музыка была его страстью, чиновника по роду занятий), - не забава, а, как сказал Г. Гейне, "потрясающий вопль ужаса на девять томов". Гофман задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.
А сам Генрих Гейне (1797-1856 гг) - это и удивительно тонкая лирика ("Книга песен"), и едкая политическая сатира (книга прозы "Дорожные картины", поэма "Германия. Зимняя сказка"), и ирония, благодаря которой преодолен романтизм и взят новую главную тему - реальная жизнь.
В США романтика приключений, волевые, отважные и целеустремленные е ¬ рое, сюжеты индейских сказок и легенд нашли своего певца в лице Джеймса Фенимора Купера (1789-1851 гг) - это пятитомная эпопея о Кожаный Чулок.
Французские романтики - прежде Виктор Гюго (1802-1885 гг.) Теоретически обосновав основные принципы романтизма, писатель воплотил их в своих драмах и романах ("Эрнани", "Король забавляется", "Мария Тюдор", "Рюи Блаз", "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Труженики моря", " Человек, который смеется "), изобразив целый ряд незаурядных человеческих характеров, невероятных обстоятельствах, триумфов добра, которое побеждает зло.
Известная писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван-Дюпен, 1804 - 1876 гг) - страстная поклонница женского равноправия ("Индиана", "Валентина", "Консуэло"). М.Е. Салтыков-Щедрин отнес ее творчество к беллетристике идейной, героической, что зажигала сердца и волновала ум.
Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене различные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юноши, но одновременно пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С подъемом чувства личности, характерного для миропонимания человека нового буржуазного общества, связан культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов и жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтическая поэтика контрастов, требования "местного колорита" оказываются в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.
Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легитимистськои монархии, отчуждение его от демократических вкусов, его рутинность и косность, которые препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, присущие борьбе романтиков против классиков (работы Стендаля "Расин и Шекспир" , предисловие Гюго к его драме "Кромвель").
Французские театры еще долго оставались твердынями классицизма, не пропуская на сцену романтических пьес. Но романтическая драма в эти годы имела союзника в лице мелодрамы, утвердилась в репертуаре бульварных театров Парижа. Мелодраме присущ выбор героев, конечно отвергнутых обществом и законами, которые испытывают несправедливости: характер сюжетов, часто построенных на резком столкновении контрастно изображенных начал добра и зла. Этот конфликт в угоду демократической публике всегда решался наказанием порока, победой добра. Интересный сюжет, использование разнообразных сценических эффектов (смены декорации, музыки, шума, освещенности и т.д.) обеспечивали эмоциональное воздействие на зрителя.
В театральном репертуаре возникают новые темы, порожденные новыми условиями социального бытия. Тема богатства и бедности, например, которая трактуется как проблема личных человеческих качеств: богатство - награда за трудолюбие, бережливость и добродетельную жизнь, хотя некоторые драматурги пытались вызвать сочувствие к честной бедности и осуждали жестокость богачей. Характерна в этом позиция В. Гюго, который принес на театральную сцену не только ее художественное реформу, но и высокий гуманизм ("Марион Делорм", "Король забавляется", "Рюи Блаз"). Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец, 1802-1870 гг), автор классической приключенческой литературы, не сумел, однако, сохранить верность романтическим увлечением молодости и написал пьесу "Катилина", проникнутую буржуазным духом.
Настоящим вождем романтизма стал Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863 гг.) Уже его первая работа "Лодка Данте" вызвала огонь критики, но ее с восторгом воспринял Жерико. Фигуры грешников, которые цепляются за барку на фоне адского сияния огней, классически правильные, но в них чувствуется огромная внутренняя мощь, мрачность и страшная обреченность. Делакруа не считал себя романтиком. Романтизм критиковали за халатность рисунка и композиции, за отсутствие стиля и вкуса, за подражание грубой натуры подобное.
В Англии интересные достижения в живописи на рубеже веков связаны с пейзажем. Ярчайшим мастером этого жанра был Джон Констебл (1776-1837 гг), который отчасти продолжил традицию Т. Гейнсборо.Вин рисовал готические соборы, пейзажи городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, свою родную реку Стуре, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его "любимой старой зеленой Англии". Художник одним из первых начал создавать этюды на пленэре, благодаря чему в его картинах можно почувствовать силу ветра, прохладу тени, свежесть зелени. Сочетая зелень с белым, он умел передать ее влажность, на ней как сверкают капли росы. Констебл мастерски передавал меняющиеся эффекты освещения, нюансы жизни каждого предмета ("Собор в Солсбери из сада епископа", "Виз для сена" и др.).
Другой английский пейзажист этого периода - типичный романтик Джозеф Мелорд Уильям Тернер (1775-1851 гг.) Огромные яркие полотна, исполненные световых эффектов, море, насыщенный влагой воздух, продвижения облаков, взлет парусов, взбудораженные стихии - главные темы его произведений.
Национальной славы испанское искусство после "золотого возраста" приобрело вновь лишь с появлением Гойи (Франциско Хосе Гойя-и-Лусьентес, 1746-1828 гг.) Гойя с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало реалистическому живописи Нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для возникновения романтизма. Гойя откликнулся на вторжение французов в Испанию, которому очень мужественно противостоял маленький народ: "Восстание 2 мая 1808 года". Художник создал и другую графическую серию "Кошмар войны" - это настоящий документ героической борьбы испанского народа с Наполеоном. После его смерти Испания забыла своего выдающегося художника. И только молодая передовая Франция оценила великого испанца, интерес к которому не угасает до сих пор.