Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Жизнь новом художественном направления дала Германия, откликнувшись романтизмом на рубеже 1790-х и 1800-х

гг на революцию во Франции. Немецкий романтизм отличался подчеркнуто философским характером. Его эстетика состояла в "иенского кружке", возникший в конце XVIII ст. в маленьком городе Йене, близ Веймара. Главными теоретиками иенских романтиков стали братья Август-Вильгельм и Фридрих Шлегель. Опираясь на философское положение Ф. Шеллинга о раскованность, свободу человеческого духа, романтики считали нужным утверждения искусства с неограниченной свободой. Бегство от действительности в мир фантазий и выдумок не исключала интересов романтиков к окружающему миру. Но действительность жила в творениях немецкого романтизма, увиденная сквозь призму романтической иронии.


Романтизм сыграл значительную роль в развитии исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранним этапам национальной жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры. Важное значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого объективно "прекрасного" идеала, нормативным канонам классицизма романтики противопоставляли яркую индивидуальную и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств.


В основе искусства романтизма лежит противопоставление прозаического буржуазного миропорядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда - мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихией природы, стремление к далекому от современной цивилизации укладу жизни. Важное значение романтическая эстетика оказывала иронии как универсальному средству подъема над противоречием между идеалом и жизнью.


В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, стремление к необычному и экзотики (не-типичность обстоятельств) - и задушевность, лиризм, какое-то особое, до неизвестно литературе проникновения в глубины человеческой души. В. Гюго считал драму неинтересной, если, как простое плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть "зеркалом, которое концентрирует, преобразует мелькание на свет, а свет на пламя". Гюго не привлекал образ ни торговца - скряги и мошенника, ни буржуа - рассудительного и бездушного. Романтический герой был одиноким. Таковыми выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои "Восточных поэм" и "Манфреда"), Конрад Валленрод в Адама Мицкевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты в Эрнста.


Люди бурных титанических страстей, мятежники - герои Перси Биши Шелли (1792-1822 гг), вторая Байрона ("Восстание ислама", "Освобожденный Прометей"). Старший современник Байрона и Шелли Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа, который показал, что история создается людьми с живыми, горячими сердцами. Вальтер Скотт мастерски передал исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов, предоставляя им яркого романтического колорита.
С романтизмом связано обогащение литературных жанров, разрушение прежних представлений о границах и правила творчества. Основными жанрами романтической литературы стали драма, новелла, романтическая поэма, баллада, роман в стихах, где размывается грань между эпосом и лирикой, а также сказка лирико-философского или фантастического содержания.


В немецких романтиков сказка была одним из любимых жанров. Всемирной славы зажили народные сказки, записанные и опубликованные братьями Гримм - Якоб и Вильгельм. Почему же немецким романтикам не давали покоя "сказки старину"? Поэт Новалис (Фридрих фон Харденберг, 1772-1801 гг) в романе-сказке "Генрих фон Офтердинген" болезненно переживал крушение старых, феодальных устоев. Ему хотелось остановить время, сохранить навечно старинные замки, патриархальные обычаи.
Очень одаренный человек Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822 гг) создал причудливые, смешные и одновременно трагические повести и романы ("Золотой горшок", "Жизненная философия Кота Мурра ...", "Крошка Цахес"). Творчество этого писателя, которому не суждено стать музыкантом (а музыка была его страстью, чиновника по роду занятий), - не забава, а, как сказал Г. Гейне, "потрясающий вопль ужаса на девять томов". Гофман задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.


А сам Генрих Гейне (1797-1856 гг) - это и удивительно тонкая лирика ("Книга песен"), и едкая политическая сатира (книга прозы "Дорожные картины", поэма "Германия. Зимняя сказка"), и ирония, благодаря которой преодолен романтизм и взят новую главную тему - реальная жизнь.
В США романтика приключений, волевые, отважные и целеустремленные е ¬ рое, сюжеты индейских сказок и легенд нашли своего певца в лице Джеймса Фенимора Купера (1789-1851 гг) - это пятитомная эпопея о Кожаный Чулок.


Французские романтики - прежде Виктор Гюго (1802-1885 гг.) Теоретически обосновав основные принципы романтизма, писатель воплотил их в своих драмах и романах ("Эрнани", "Король забавляется", "Мария Тюдор", "Рюи Блаз", "Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Труженики моря", " Человек, который смеется "), изобразив целый ряд незаурядных человеческих характеров, невероятных обстоятельствах, триумфов добра, которое побеждает зло.
Известная писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван-Дюпен, 1804 - 1876 гг) - страстная поклонница женского равноправия ("Индиана", "Валентина", "Консуэло"). М.Е. Салтыков-Щедрин отнес ее творчество к беллетристике идейной, героической, что зажигала сердца и волновала ум.


Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене различные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юноши, но одновременно пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С подъемом чувства личности, характерного для миропонимания человека нового буржуазного общества, связан культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов и жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтическая поэтика контрастов, требования "местного колорита" оказываются в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.


Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легитимистськои монархии, отчуждение его от демократических вкусов, его рутинность и косность, которые препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, присущие борьбе романтиков против классиков (работы Стендаля "Расин и Шекспир" , предисловие Гюго к его драме "Кромвель").


Французские театры еще долго оставались твердынями классицизма, не пропуская на сцену романтических пьес. Но романтическая драма в эти годы имела союзника в лице мелодрамы, утвердилась в репертуаре бульварных театров Парижа. Мелодраме присущ выбор героев, конечно отвергнутых обществом и законами, которые испытывают несправедливости: характер сюжетов, часто построенных на резком столкновении контрастно изображенных начал добра и зла. Этот конфликт в угоду демократической публике всегда решался наказанием порока, победой добра. Интересный сюжет, использование разнообразных сценических эффектов (смены декорации, музыки, шума, освещенности и т.д.) обеспечивали эмоциональное воздействие на зрителя.
В театральном репертуаре возникают новые темы, порожденные новыми условиями социального бытия. Тема богатства и бедности, например, которая трактуется как проблема личных человеческих качеств: богатство - награда за трудолюбие, бережливость и добродетельную жизнь, хотя некоторые драматурги пытались вызвать сочувствие к честной бедности и осуждали жестокость богачей. Характерна в этом позиция В. Гюго, который принес на театральную сцену не только ее художественное реформу, но и высокий гуманизм ("Марион Делорм", "Король забавляется", "Рюи Блаз"). Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец, 1802-1870 гг), автор классической приключенческой литературы, не сумел, однако, сохранить верность романтическим увлечением молодости и написал пьесу "Катилина", проникнутую буржуазным духом.
Настоящим вождем романтизма стал Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863 гг.) Уже его первая работа "Лодка Данте" вызвала огонь критики, но ее с восторгом воспринял Жерико. Фигуры грешников, которые цепляются за барку на фоне адского сияния огней, классически правильные, но в них чувствуется огромная внутренняя мощь, мрачность и страшная обреченность. Делакруа не считал себя романтиком. Романтизм критиковали за халатность рисунка и композиции, за отсутствие стиля и вкуса, за подражание грубой натуры подобное.


В Англии интересные достижения в живописи на рубеже веков связаны с пейзажем. Ярчайшим мастером этого жанра был Джон Констебл (1776-1837 гг), который отчасти продолжил традицию Т. Гейнсборо.Вин рисовал готические соборы, пейзажи городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, свою родную реку Стуре, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его "любимой старой зеленой Англии". Художник одним из первых начал создавать этюды на пленэре, благодаря чему в его картинах можно почувствовать силу ветра, прохладу тени, свежесть зелени. Сочетая зелень с белым, он умел передать ее влажность, на ней как сверкают капли росы. Констебл мастерски передавал меняющиеся эффекты освещения, нюансы жизни каждого предмета ("Собор в Солсбери из сада епископа", "Виз для сена" и др.).


Другой английский пейзажист этого периода - типичный романтик Джозеф Мелорд Уильям Тернер (1775-1851 гг.) Огромные яркие полотна, исполненные световых эффектов, море, насыщенный влагой воздух, продвижения облаков, взлет парусов, взбудораженные стихии - главные темы его произведений.
Национальной славы испанское искусство после "золотого возраста" приобрело вновь лишь с появлением Гойи (Франциско Хосе Гойя-и-Лусьентес, 1746-1828 гг.) Гойя с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало реалистическому живописи Нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для возникновения романтизма. Гойя откликнулся на вторжение французов в Испанию, которому очень мужественно противостоял маленький народ: "Восстание 2 мая 1808 года". Художник создал и другую графическую серию "Кошмар войны" - это настоящий документ героической борьбы испанского народа с Наполеоном. После его смерти Испания забыла своего выдающегося художника. И только молодая передовая Франция оценила великого испанца, интерес к которому не угасает до сих пор.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии