Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Стиль модерн в короткий срок захватил искусство всех цивилизованных стран

и оставил после себя заметный след в каждой национальной культуре. Эпоха модерна просуществовала недолго: 20-30 лет в разных странах, но влияние модерна на все виды искусства впечатляющий. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре и живописи, в монументальном искусстве, книжной графике, плакате, рекламе, дизайне и одежде.


Причиной появления стиля модерн называют демократизацию общественной жизни в конце века. Бурный рост городов за счет сельского населения приводит к появлению в городах массового потребителя, который хочет овладеть высшими достижениями искусства, но в образовательном, духовном плане не готов к этому. Появляется также потребность в возведении зданий, архитектурных сооружений в городах, которые рассчитаны на обслуживание широкого круга потребителей: доходные дома, вокзалы, банки, театры и т.п.. Доступность красоты для общественности становится лозунгом времени. Возникает "красота для бедных", что несет в себе много признаков большой красоты стиля.


В модерне исключительное и массовое не совпадали, но массовое склонялось к уникально-личностного, в результате чего индивидуальное сразу же становилось достоянием общественности. Стиль частного дома, что, казалось бы, учитывает все изысканные прихоти заказчика, его индивидуальность, одновременно позволяет выявить своеобразную манеру архитектора, становится стилем доходного дома. Мастера модерна, настойчиво пытаясь сделать быт искусством, а искусство бытом, создали некую универсальную пластическую систему, выразительные средства которого характерны и для монументального панно и для фасона платья, для живописного полотна и ложки или вилки на столе. Мастера модерна пытались удовлетворить массовую художественную сознание. Сложилась иллюзия все всеобщности художественных интересов и вкусов всего общества. В этой ситуации возникла проблема массовой культуры. Немалую роль в этом сыграло сближение искусства и промышленности, что обеспечивало изготовление художественных изделий в неслыханно большом объеме, неизвестном предыдущим эпохам.


На возникновение модерна повлиял также конфликт между возвышенными идеалами (неоромантизм) и буржуазной прозой жизни, который чрезвычайно обострился в конце века. Модерн искал решение этого конфликта во внешних контактах между искусством и жизнью с неизбежным акцентом на утилитарно-прикладной, декоративной функции творчества.


Объясняют возникновения модерна и "волевыми усилиями нескольких художников", плачущим "по стилю" и создали его: А. Гауди, X. ван де Вельде, Ф. Шехтель, О. Бердсли, Г. Климт и другие. Они мечтали сделать быт человека красивым и стильным. Они пытались выйти на улицы, возвести новые здания, расписать стены невиданными ранее фресками, украсить мозаикой. И это им удалось. Стиль модерн получает распространение во всех странах Европы, но в разных странах он имеет свое название. На Украине и в России - «стиль модерн»: Ф. Шехтель, В. Городецкий, М. Врубель, М. Нестеров, М. Бе-НУА, Г. Нарбут, М. Жук, во Франции и Бельгии Морис Дени, П "Премьер Боннар, П. Серюзье, Е. Вюйар, П. Рансон, в Германии: А. Бьоклин, Ф. Штук, А. Хофман, в Австрии: Климт. Представители этого стиля считали, что они направлены в будущее и будто порывают с традициями XIX века, а прежде всего - с бытовым реализмом и салонным классицизмом. Стиль модерн - сочетание традиций восточного и западноевропейского искусства.


Своеобразие стиля модерн во многом обусловила заинтересованность Востоком, вновь активизируется в Европе в конце XIX века. В настоящее время Европа "открывает" Восток гораздо глубже, чем романтики. Появляются первые научные переводы восточных философских и религиозных трактатов. Вивекананда в начале века вел колоссальную работу в Америке и Европе с целью, чтобы снять с йоги мистификацию, которой ее окружили англичане. Таким образом он дал импульс реальной йогической традиции в Европе.


На рубеже восточных и западных учений возникают эзотерические и теософские системы. Европейские философы начинают употреблять такие понятия, как нирвана, карма, йога и т.д.. Многие поэты и прозаики бе ¬ Руть темы для своих произведений "из жизни Востока". К. Станиславский после знакомства с принципами Раджа-Йоги понял, что это именно та конструктивная психологическая основа, необходимая для обновления актерского ремесла. Большую часть упражнений в книге "Работа актера над собой" К. Станиславский взял с известной работы "Раджа-Йога" в изложении Рамачараки.


Настоящий переворот в сознании некоторых молодых художников вызвали японские гравюры, впервые появились в Париже в виде оберточной бумаги для восточных безделушек. Они даже начали смотреть на мир сквозь призму этих гравюр. Например, известная "Волна" Хокусая просто перекочевала в графических листов некоторых европейских художников (Билибина). Г. Климт для своих произведений брал готовые орнаменты из японских шаблонов для тканей.


Но главное не в прямых цитатах, а в том, что было понятно и принято сам принцип восточного живописи и графики: плоскостность, декоративность, орнаментальность.
Плоскостная декоративность является отражением внутреннего строения бытия. Несмотря на то, что все вещи объемные, мы не видим этот объем, потому что не можем смотреть на предмет сразу со всех сторон. Мы можем лишь "распознавать" объем с помощью света и тени, то есть с помощью какого источника света. Но с точки зрения восточного художника свет и тени являются случайными явлениями, не отражают суть вещей, а также затемняют ее, источник света непостоянна. Дерево который освещает солнце утром, днем и вечером, выглядит по разному: то темным, то светлым, то полутемным или полусветом (объемным).

В основе любой вещи лежит нечто, что не зависит от внешних условий - строение этого. В основе же строения лежит ритмичность и симметричность, т.е. декоративность. В этом смысле все вокруг декоративное и орнаментальное. Все есть лишь игрой линий, плоскостей, цвета, но оно не материальное в смысле объемной наполненности. Декоративность - это ритмическое чередование структур, линий, цветов, в основе которого лежит принцип гармонии (симметрии, наконец содержит в себе и асимметрию). Все эти арабески, узоры, взаимопроникают линии и формы не являются выражением простого стремления к абстрактной формальной красоты, а представляют собой отражение жизни как на макро, так и на микроуровне. Художники модерна ничего не знали о глубинной сущности восточного искусства, но они каким-то интуитивным образом испытали сущность именно как художники.


В стиле модерн соединились европейские и восточные традиции культуры - такие, как романтизм, чувственность, твердая линейно-структурная основа, плоскостная декоративность. Первые три черты унаследованы из традиций Европы, последняя - из Азии. Но даже европейские традиции (романтизм, чувственность) приобретают в европейских художников орнаментального характера, ближе к восточной эротизма.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии