Сюжеты басен Лафонтена основном общие, большинство из них берут свое начало от прозаических басен полулегендарного греческого баснописца Эзопа.
Политические басни отнюдь не безобидны. Они достаточно язвительные и в них ощутимые демократические симпатии. Для примера рассмотрим басню "Звери во время чумы".
Неслыханная беда страхи наслала ярости.
Дабы смертью покарать грехи земные,
И непростительные, и страшные,
Чума набросилась за поступки забыты,
Против зверей начала войну,
Сгоняла в ад любой зверей.
Пропал аппетит, нет в зверей сна:
Смирные горлицы грызут друг друга,
Куда делась любовь и дружба, и доверие?
Лев зверей поскликав
И им такое сказал:
- Пришла беда на зверя,
Пришло наш смертный час.
История учит нас:
Найти, кто виноват, -
И умереть тот должен,
Покрыть смертью грех,
И друзей тем урятувать своих.
О себе расскажу я правду, дорогие друзья
Ох достаточно натворил грехов -
Многие баранов разодрал на лугу,
Загрыз невинных пастухов.
Как скажете, за эти проступки
Готов лечь в гроб.
Пусть каждый из вас, у кого совесть есть,
Тяжелый грех публично признает!
- Господин!
- Лиса низко гнется,
- О чем там речь идет?
- Для баранов, гладких и молчаливых,
- Да кара - пожалуйста с неба;
- А пастухов глупых Наказывать всегда надо.
- Скажу то счастье есть
- Нести тебе к ногам свою жизнь ...
- Все слушатели тот язык поздравили
- И дружно зааплодировали.
Не смели в Тигра грех найти;
Медведя решили обойти;
Псов - сторожей на совете
Не осудил никто в общине
- За службу им и слава, и хвала ...
- Вот очередь подошла и к Осла.
- Покорно признает Осел вину:
- Когда-то, в беде
- Брив лугами монаха,
- Схватил пучок сенца (Черт, видимо, соблазнил!).
- Осел прощения просил,
И ученый Волк речью палкой Доказал:
Скар Осла наказанием тяжелым.
- Теперь известно, откуда зло
К нам пришло,
Почему умирают честные друзья:
Траву жрал Осел в ченцевим лугу! ..
- Осел был всеми Обвиняемый,
Безжалостно казнен.
Бессилен ты - тебе сожалению нет!
"Суд судить по тому, могуч ты иль бессилен, В зависимости от того, тебя объявят иль правым иль виновным!" - Заключает свою басню Лафонтен.
Доминанты творчества Лафонтена:
- Народность;
- Философичность;
- Предметом байки часто выступают не только недостатки людей, но и психологические наблюдения;
- Наличие литературных имен, используемых в качестве общих названий.