В 53 года Дж. Мильтон написал поэму "Потерянный рай". Через три года - "Возвращенный рай" и драму "Самсон-борец".
Еще в Кембридже он мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Сначала думал написать религиозное произведение. Только опыт 50-60 лет помог ему создать поэму, ведь замысел приобрел более конкретного национального характера.
Произведение состояло из 12 песен и содержал около 11 тысяч стихов. Поэма утверждала, что путь страдания человечества приводит к его прогресса. В центре - борьба сатаны, падших ангелов против Бога - небесного "авторитета".
Сатана вынужден покинуть небеса и поселиться в Аду, где очень трудно дышать. Но он непобедимы ангелы не остановились и готовились продолжить борьбу против Бога. Сатана решил нанести свой удар на лучшее, что было создано Богом, - Рай Земной, в котором жили первые люди-Адам и Ева. Далее сюжет разворачивался в соответствии с библейской легендой.
Заслуга Мильтона заключалась в том, что он первым в мировой литературе осветил образ Сатаны.
Краткие и сдержанные строки Священного Писания поэт наснажив свободным дыханием живой жизни с Его яркими красками, волшебными звуками и движениями - от мощных катаклизмов небесной битвы ангелов и сатанинского войска, создании земли и всемирного потопа до нежных прикосновений и движений в раю. Эта барокково-мистериальных насыщенность динамикой движений, звуков, цветов, пространственными эффектами передалась и Хэтэуэй "Фаусту".
Традиционные персонажи средневековой мистерии-Бог, Адам, Ева, дьявол, ангелы - получили у Мильтона новое звучание. Грехопадения первых людей он изобразил почти как акт прометеизма. Ева и Адам одержимы стремлением к самостоятельному знания. Высшая сущность человека, в отличие от неразумной природы, могла оказаться только в свободной воле (типовая ренессансная мысль), которая выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра и зла (типичная барочная мнение). Так, Ева пришла к выводу, что сама ее человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с древа познания. Эта жажда познания, осознание права на независимое и свободное знание сделали Адама и Еву посредниками персонажей просветительской литературы, и не в последнюю очередь - Фауста из произведения Гете.
Мильтон ввел в материального плана своего произведения идею провиденциализма - мотив, распространенный в сутки укрепления ренессансных государств. В таком произведении описывалась решающая историческое событие прошлого, приводила мир (общество) к современному его состояния. Провиденциальной план поэмы автор резко развел исходную точку событий как причину (грехопадения Адама и Евы) и точку зрения поэта-наблюдателя как исторический следствие. В отличие от "будничных пороков" в Дантов поэме, грехопадения прародителей определяло судьбу всего человечества на земле.
Мильтона, как барочного мыслителя, больше увлекала проблема человеческой совести и самосознания. Подобно Дайте, который с точки зрения гуманности счел грешниками в аду право на страсти, Мильтон также оправдал Адама и Еву из высокой позиции. Это позиция барочного индивидуализма, сущностью которого было право личности утверждать себя в самостоятельном мышлении и принятии решения.
Поэтому понятно, почему так нетрадиционно для мистерий воплотил Мильтон образ сатаны. В этом персонаже немало черт ренессансного титанизма. Он вызвал в памяти шекспировских персонажей, которые в своих монологах выражали глубокую обиду на судьбу, что воспрепятствовала их стремлением, и готовность их преодолеть ее решительным и дерзким поступком. Зависимость Сатаны от Бога сковывала его свободную волю в то время, как он стремился к самостоятельному решению. Этим объяснялся его бунт, направленный против принуждения и насилия над личностью в любых формах. Это бунт самоопределение - фактически проявление барочного индивидуализма.
Став одиноким, Сатана обрек себя на трагическую одиночество и на страдания одинокой души. Ему не просто примириться с мыслью, что ради самоутверждения он должен поднять руку на красоту, юность, счастье. Он не хотел вызывающе разрушить светлую гармонию и безмятежный покой первых людей в раю. Просто он не мог смириться с тем, что эта гармония рабского самоослеплении и покой бездумной покорности возводили людей до уровня неживой природы и хранили, высшую власть источник вечной неравенства. Сатана вызвал у читателя не только осуждение, ай симпатию и сочувствие. Такое раскрытие образа Сатаны было весьма далеким от материального канона.
Сложность нерешенной диалектики произведения Мильтона заключалась в следующем. Поэт склонялся к признанию свободной воли человека, которая проявлялась в самостоятельно принятом решении на основе индивидуального мышления, и здесь он выступал как последователь Возрождения. Однако как барочный мыслитель Мильтон склонен к признанию зависимости всего сущего от неизменного и вечного мирового порядка и высшей воли.
В поэме символом мирового порядка, гармонии, незыблемых законов Вселенной Бог. Он создатель, суть его творчества - красота. Бог воплотил в поэме античный (и ренессансный) идеал прекрасного и гармоничного судьбы. Однако Мильтон не в состоянии примирить индивидуальную свободную волю и барочный рок. Дало его произведению барочной напряженности, трагедийности.
Поэту принадлежали пальма первенства в разработке нового жанра - так называемой барочной поэмы.
Барокко решительно вводило в литературу проблему морали. Раскрывая мир в состоянии бурного движения и становления, искусство барокко раскрывало в человеке мучительную внутреннюю борьбу, которая разворачивалась, как правило, между двумя равнозначными мотивами.
Доминантой поэмы была коллизия равнозначных мотивов. Мильтон раскрывал борьбу мотивов в душе Адама и Евы. По своим нравственным содержанием эти мотивы равнозначны и характеризовали вуза человеческую сущность: преданность и благодарность (в данном случае - Богу, который создал человека) и ум и любовь; однако они приходили в трагическое столкновение между собой.
Ева рассуждала так: если Бог сотворил их как живых людей, то есть выделил из неживой природы, то их человеческая сущность может выразиться только в свободной воли. Свободная воля человека выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра, зла. Так Ева пришла к выводу, что сама ее человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с древа познания.
Далее подавалось сложное мотивировка поступка Адама. Его побудили разделить грех Евы верность и сострадание. Эти лучшие человеческие чувства, вместе с мышлением, также присущи человеческой природе.
Мильтон пытался снять трагедийность написанием второй (к сожалению, незавершенной *) части поэмы "Возвращенный рай". Новым ее героем стал Иисус Христос, а главным содержанием - попытка Сатаны соблазнить Иисуса.
Искушение грехом - существенный сторону мистерии. Средневековый человек именно так представляла жизнь - как искушение.
Сатане в этой поэме противостоит Иисус. Его образ был абстрактным воплощением идеи поэта.
Он - воплощение разума, уже победил, это готовая идеальная фигура. Интерес поэта к духовному миру человека, к противоречиям, жившие в ней и боролись, еще раз уступил место теологической догматике, которая отчетливо проявилась в "Возвращенные раю", чем в первой поэме.
Усилилась и классицистическая тенденция. По сравнению с "Потерянным раем" черты персонажей теперь уже резко разграничены. Сатана, прежде всего, - искуситель; Иисус-то кого соблазняли. Все прочие душевные качества покорены этим двум главным.
Второстепенные персонажи поэмы лишь намечены. Композиция поэмы сжата и ограничена, отсутствуют лирические отступления, сохранялись лишь то, что необходимо для развития основной линии повествования.