Вслед за образом героя, устойчивого в пассивном сопротивлении. Мильтон создал другой образ, более активен. Его Самсон, пережив жестокие искушения и овладев своими страстями, направил всю свою силу против врагов.
Только в конце 60-х годов сложились мысли автора о трагедии, изложенные в кратком предисловии к "Самсона-борца" - "О том род драматической поэзии, называется трагедией".
Трагедия Мильтона призвана была не только развлечь, но и поразить читателей (к постановке на сцене она не предназначалась), призвать их к борьбе против феодально-абсолютистской реакции.
В образе Самсона сочетались живые противоречивые черты удивительного человеческого характера. Герой полон осознание своей трагической вины: он призван освободить свой народ от угнетателей, не выполнил этой задачи и сам стал рабом. Осознание этой вины тем тяжелее для него, поскольку ответственность он возлагал только на себя. Самсон - воин, Самсон - избранный, Самсон - защитник своего народа. Вследствие этого он слишком требовательно относился к самому себе.
В последний трагедии Мильтона не было ни небес, ни ада. В этой земной и человеческой трагедии художник поставь над теологом. Образы ее значительной мере подсказаны актуальными политическими идеями, которыми жил автор.
Трагедия построена по принципу классических "единств": она разворачивалась в одном месте, в течение одного дня, в ней не было ни одной сцены, которая не имела бы прямого отношения к действию.
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности которого направлении представила творчество Дж. Мильтона?
2. Что характерно творческую личность Мильтона?
3. Как в творчестве поэта воплощалась библейская тематика?
4. В чем заключалась заслуга Мильтона в развитии и становлении литературного процесса XVII века?