Возникновение оперы связано с деятельностью группы энтузиастов искусства, известной под названием "флорентийского кружка" (Camerata Fiorenta), организованного по инициативе мецената графа Джованни Барди (1534-1614 или 1615).
Деятели кружка поставили перед собой цель возродить античную трагедию и найти в музыке такие средства выразительности, при которых поэтический текст хранил свое первоначальное значение и не искажался (не перекручивался). Средневековому искусству контрапункта - музыкальной "готике" с накоплением голосов, имитациями тем, повторением слов противопоставлялась конечно, простая музыка греков. Однако деятельность флорентийцев не могла возродить античного театра и прежде всего потому, что представление о месте музыки в классической трагедии давности была преувеличена и судить о ней они могли только по высказываниям древних авторов. К тому же процесс разложения феодализма и первоначального капиталистического накопления заметно усиливал роль светского начала, что вызвало необходимость формирования новых музыкальных жанров.
Тенденции развития широкой певческой мелодии, выполнение многоголосных произведений одним голосом певца-солиста, наблюдавшихся еще в эпоху Возрождения, значительно усиливаются в XVII в. Поэтому практика флорентийцев породила совершенно новый вид синтетического искусства - оперу, названную ими "драмой для музыки" (dramma per musica).
Новый музыкально-декламационный стиль был назван "изобразительным" (stile rappresentativo) или "повествовательным" (stile recitativo), в основе которого - одноголосный пение аккордовым инструментальным сопровождением.
Придерживаясь взглядов Платона, флорентийцы считали, что в основе музыки прежде всего должна быть слово, затем ритм и, наконец, звук. Это было нечто среднее между языком и пением - своеобразная певческая речитация, в которой отсутствует динамическое нюансировка, преобладают узкие интервальные соотношения, имитирующие спокойную плавную рассказ. Написанная флорентийцами кантилена при выполнении должна была оставаться в основном неизменной, благодаря чему длинные пассажи в тексте постепенно исчезали, хотя от фиоритуры не отказались, оставив их как одно из средств выразительности. Основное внимание флорентийцы сосредоточили на мелких украшениях: ескламации, трели, групетто и других Мелизмы, которые употребляются и в современной музыке.
Первым произведением нового стиля считается "Дафна" композитора Якопо Пери на текст Оттавио Ринуччини, представлена в доме Якопо Корси в 1597 г. Музыка ее утрачена, сохранились лишь два отрывка.
В 1600 году во Флоренции во дворце Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции, была поставлена вторая "музыкальная драма" Я.Пери - О.Ринуччини - "Эвридика". Партитура оперы сохранилась. Это первая из многих опер на сюжет, посвященный Орфею и Евридици.
Якопо Пери (1561-1633) - композитор и певец, талантливый, разносторонний музыкант. Ученик Кристофано Мальвецци. При дворе Медичи занимался музыкантами и музыкой. Славился прекрасным голосом (тенор) и "нежно-сладкой манере исполнения", которая вызвала восхищение современников. О нем писали, что рожденный новый стиль можно в полной мере оценить только тогда, когда теноровых партию Аполлона ("Дафна") и Орфея выполняет сам автор.
Оттавио Ринуччини (1563-1621) - выдающийся поэт, ученик и последователь великого Торквато Тассо. На тексты Ринуччини написаны первые оперы Я.Пери, Дж.Каччини, К.Монтеверди. Служил при дворе Медичи во Флоренции и при дворе Генриха IV.
Для первых оперных композиторов поэт был не только либреттиста в современном понимании этого слова. Считая, что музыка должна подчиняться поэзии и усиливать ее эмоциональное воздействие, поэту принадлежала главная роль в поиске синтеза поэзии, драмы и музыки. Поэтому первые оперы так и назывались - "dramma per musica".
"Эвридика" О.Ринуччини и Я.Пери - музыкальная драма в форме пасторали. Обстоятельства заставили авторов изменить античный сюжет и внести в него счастливый конец. Она написана и предназначена для солистов пяти-Шестигласная мадригальная хора и струнного ансамбля тихих инструментов (клавесин, лира, басовые лютня и гитара) с флейтами соло (сопровождение пения флейтами считался приемом, присущим античности). Такой оркестр составляет полный квартет инструментов гармоничного типа. Оркестр играл за сценой, был невидимым и таким оставался в течение первого периода становления оперы как жанра. "Эвридика" не увертюры, как и все первые оперы. Трубные фанфары служили сигналом к началу представления. Для создания настроения выполняется заимствован из античного театра Пролог - образ Трагедии, которой поручено семь строф. Они поются под одну и ту же мелодию, которая завершается коротким ритурнели.
В партитуре оперы есть отдельные мелодично развитые номера: Пролог, канцона Орфея "Non piango e non sospiro". Но абсолютно преобладает stile recitativo - монотонное интонирование нот короткой длины, простое движение мелодии по тонах трезвучия в медленном темпе, затихания голоса на нижних нотах, внезапное чередование мажора и минора. Показательным образцом этого стиля является рассказ Дафны.
В партитуре инструментальное сопровождение намечен как цифрований бас. Во введении композитор обращает особое внимание на гармонию. Принцип гармонизации: голос певца находится в сфере одного и того же аккорда до тех пор, пока значительная логическая или драматическая причина не заставит изменить гармонию.
Первыми исполнителями оперы "Эвридика" были: Орфей (тенор) - Якопо Пери Эвридика (сопрано) - Виттория Аркилеи Аминта (тенор) - Франческо Рази Арчетри (тенор) - Антонио Бранди Плутон (бас) - Мельхиор Палантротти Дафна - мальчик с Лукки Якопо Джусти . Среди первых исполнителей отмечают Я.Пери и первую исполнительницу партии Эвридики Витторию Аркилеи, которая владела голосом, который заставлял плакать слушателей. Певица поражала публику блестящей техникой и способностью к импровизации.
Почти одновременно с Я.Пери написал на то же либретто свою "сказку-пастораль" "Эвридика" и Джулио Каччини.