Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Возникновение оперы связано с деятельностью группы энтузиастов искусства, известной под названием "флорентийского кружка" (Camerata Fiorenta), организованного по инициативе мецената графа Джованни Барди (1534-1614 или 1615).

Деятели кружка поставили перед собой цель возродить античную трагедию и найти в музыке такие средства выразительности, при которых поэтический текст хранил свое первоначальное значение и не искажался (не перекручивался). Средневековому искусству контрапункта - музыкальной "готике" с накоплением голосов, имитациями тем, повторением слов противопоставлялась конечно, простая музыка греков. Однако деятельность флорентийцев не могла возродить античного театра и прежде всего потому, что представление о месте музыки в классической трагедии давности была преувеличена и судить о ней они могли только по высказываниям древних авторов. К тому же процесс разложения феодализма и первоначального капиталистического накопления заметно усиливал роль светского начала, что вызвало необходимость формирования новых музыкальных жанров.

 

Тенденции развития широкой певческой мелодии, выполнение многоголосных произведений одним голосом певца-солиста, наблюдавшихся еще в эпоху Возрождения, значительно усиливаются в XVII в. Поэтому практика флорентийцев породила совершенно новый вид синтетического искусства - оперу, названную ими "драмой для музыки" (dramma per musica).

 

Новый музыкально-декламационный стиль был назван "изобразительным" (stile rappresentativo) или "повествовательным" (stile recitativo), в основе которого - одноголосный пение аккордовым инструментальным сопровождением.

 

Придерживаясь взглядов Платона, флорентийцы считали, что в основе музыки прежде всего должна быть слово, затем ритм и, наконец, звук. Это было нечто среднее между языком и пением - своеобразная певческая речитация, в которой отсутствует динамическое нюансировка, преобладают узкие интервальные соотношения, имитирующие спокойную плавную рассказ. Написанная флорентийцами кантилена при выполнении должна была оставаться в основном неизменной, благодаря чему длинные пассажи в тексте постепенно исчезали, хотя от фиоритуры не отказались, оставив их как одно из средств выразительности. Основное внимание флорентийцы сосредоточили на мелких украшениях: ескламации, трели, групетто и других Мелизмы, которые употребляются и в современной музыке.

 

Первым произведением нового стиля считается "Дафна" композитора Якопо Пери на текст Оттавио Ринуччини, представлена в доме Якопо Корси в 1597 г. Музыка ее утрачена, сохранились лишь два отрывка.

 

В 1600 году во Флоренции во дворце Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции, была поставлена вторая "музыкальная драма" Я.Пери - О.Ринуччини - "Эвридика". Партитура оперы сохранилась. Это первая из многих опер на сюжет, посвященный Орфею и Евридици.

 

Якопо Пери (1561-1633) - композитор и певец, талантливый, разносторонний музыкант. Ученик Кристофано Мальвецци. При дворе Медичи занимался музыкантами и музыкой. Славился прекрасным голосом (тенор) и "нежно-сладкой манере исполнения", которая вызвала восхищение современников. О нем писали, что рожденный новый стиль можно в полной мере оценить только тогда, когда теноровых партию Аполлона ("Дафна") и Орфея выполняет сам автор.

 

Оттавио Ринуччини (1563-1621) - выдающийся поэт, ученик и последователь великого Торквато Тассо. На тексты Ринуччини написаны первые оперы Я.Пери, Дж.Каччини, К.Монтеверди. Служил при дворе Медичи во Флоренции и при дворе Генриха IV.

 

Для первых оперных композиторов поэт был не только либреттиста в современном понимании этого слова. Считая, что музыка должна подчиняться поэзии и усиливать ее эмоциональное воздействие, поэту принадлежала главная роль в поиске синтеза поэзии, драмы и музыки. Поэтому первые оперы так и назывались - "dramma per musica".

 

"Эвридика" О.Ринуччини и Я.Пери - музыкальная драма в форме пасторали. Обстоятельства заставили авторов изменить античный сюжет и внести в него счастливый конец. Она написана и предназначена для солистов пяти-Шестигласная мадригальная хора и струнного ансамбля тихих инструментов (клавесин, лира, басовые лютня и гитара) с флейтами соло (сопровождение пения флейтами считался приемом, присущим античности). Такой оркестр составляет полный квартет инструментов гармоничного типа. Оркестр играл за сценой, был невидимым и таким оставался в течение первого периода становления оперы как жанра. "Эвридика" не увертюры, как и все первые оперы. Трубные фанфары служили сигналом к началу представления. Для создания настроения выполняется заимствован из античного театра Пролог - образ Трагедии, которой поручено семь строф. Они поются под одну и ту же мелодию, которая завершается коротким ритурнели.

 

В партитуре оперы есть отдельные мелодично развитые номера: Пролог, канцона Орфея "Non piango e non sospiro". Но абсолютно преобладает stile recitativo - монотонное интонирование нот короткой длины, простое движение мелодии по тонах трезвучия в медленном темпе, затихания голоса на нижних нотах, внезапное чередование мажора и минора. Показательным образцом этого стиля является рассказ Дафны.

 

В партитуре инструментальное сопровождение намечен как цифрований бас. Во введении композитор обращает особое внимание на гармонию. Принцип гармонизации: голос певца находится в сфере одного и того же аккорда до тех пор, пока значительная логическая или драматическая причина не заставит изменить гармонию.

 

Первыми исполнителями оперы "Эвридика" были: Орфей (тенор) - Якопо Пери Эвридика (сопрано) - Виттория Аркилеи Аминта (тенор) - Франческо Рази Арчетри (тенор) - Антонио Бранди Плутон (бас) - Мельхиор Палантротти Дафна - мальчик с Лукки Якопо Джусти . Среди первых исполнителей отмечают Я.Пери и первую исполнительницу партии Эвридики Витторию Аркилеи, которая владела голосом, который заставлял плакать слушателей. Певица поражала публику блестящей техникой и способностью к импровизации.

 

Почти одновременно с Я.Пери написал на то же либретто свою "сказку-пастораль" "Эвридика" и Джулио Каччини.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии