Клаудио Монтеверди - композитор, певец, вокальный педагог. Он знал специфику певческого голоса и безупречно владел им. Воспитал целую плеяду прекрасных певцов. Требовал от учеников не только хорошего певческого тона, но и
выразительных интонаций, способных передавать разное эмоциональное состояние, четкость и ясность текста. К.Монтеверди справедливо называли автором психологического реализма. Его речитативы насыщенные мелодией и написаны в "stile concitato" ("взволнованный стиль"), который К.Монтеверди сознательно противопоставлял однообразному речитатива флорентийцев.
Музыка К.Монтеверди сосредоточено на раскрытии внутреннего состояния человеческого чувства. Сначала подчиняясь и доверяясь поэту, он постепенно закрепил в опере господство музыки и пошел не столько по словам текста, сколько за эмоциями. Его оперы насыщенные большими страстями и сильными характерами.
К.Монтеверди совершил стилистическое разграничение текста передает содержание пьесы, от текста передает внутреннее состояние. В сольном пении, в мелодической фразе он достиг чрезвычайной драматической выразительности конкретного характера, страсти, сильного внутреннего волнения. Эта выразительность достигается богатым гармоничным колоритом, гибким использованием диссонансов, а также исключительно богатой ритмикой при использовании коротких нот. К.Монтеверди любит нарастания, секвенции, которые идут вверх, для него естественное отражение нарастающего чувства. I здесь он будто подслушал природу: человеческий голос проявляет стремление вверх параллельно внутреннего волнения, также нарастает.
Остроте и силе выразительности, достигнутой К.Монтеверди в сольном пении, в значительной мере помогает тесная связь пения с инструментальным сопровождением. Состав оркестра К.Монтеверди - исключительный. Он впервые использует как основу оркестра группу струнных инструментов рядом со старинными, усиливая их духовыми (в зависимости от сценической ситуации). Ыструментовка достигла, по тем временам, необычайной силы звучания и разнообразия. Стремясь выделить певческий голос, он будто замедляет оркестр, в вокальном ансамбле уделяет меньшую роль и одновременно выставляет оркестр как самостоятельную художественную силу ("Орфей" - первая опера, имеющая увертюру и множество самостоятельных инструментальных эпизодов).
Единственный отрывок "Плач Ариадны" ("Lamento"), сохранившийся со второй оперы К.Монтеверди "Ариадна" (1608, Мантуя) на текст О.Ринуччини, - шедевр редкой красоты и чрезвычайной трогательности. Героиня драмы выполняет его в тот момент, когда рыбаки спасли ее от смерти. Ариадна, вероломно и коварно оставлена Тезеем, не благодарит своих спасителей, а отвечает им глубоко печальным обращением: "Lasciatemi morire" ("оставьте меня умереть"). Жалоба Ариадны страстная, отчаянная, в опустошенную душу приходит прозрение. "Lamento" Ариадны стало образцом сольной музыки, на который ссылались и использовавшийся при изображении глубокого душевного терзания и горя.
Постепенно К.Монтеверди отходит от пасторальной драмы и мифологической трагедии, ищет более человечное искусство, вводит реалистическую форму - историческую оперу, наиболее значительная из которых "Коронация Поппеи" (1643, Венеция) на либретто Фр.Бузенелло. Три действия оперы напряженно-динамические, со сценами острых ситуаций и столкновений, с просторными монологами и лаконичными ариозо, с выразительными речитативами и дуэтами. Каждое действующее лицо наделено индивидуальным характером. Партии Нерона и Оттона написанные для кастратов-сопрано, Поппеи и Октавии - для альтов. Венецианцы любят альтовые голоса и поныне.
Отдельные эпизоды "Коронации Поппеи" принадлежат к прекрасным образцам мировой оперы. Начало оперы - монолог Оттона - по выразительности равнозначен "lamento" Ариадны. Однако жалоба Оттона элегически благородная, трогательная, это плач души, которая покорно воспринимает свое горе.
Вокальная характеристика Нерона очень метко подчеркивает жестокость, смесь театральной величества с самодурством, которое передано выразительными крикливыми короткими нотами (шестнадцатые) на фоне выдержанных аккордов.
По К.Монтеверди идут представители венецианской оперной школы - Ф. Кавалли, М.А.Чести и другие.