Среди крупных оперных исполнителей первой половины XIX в. видное место принадлежит итальянскому тенору Джованни Баттиста Рубини (1794 или 1795 - 1854). Сын учителя музыки Джованни в детстве пел в церквях, был скрипачом в
театральных оркестрах. Сельский органист учил его гармонии, композиции. С двенадцати лет Дж.Рубини - хорист театра в Бергамо. На прослушивании в одном из миланских театров он потерпел неудачу, что заставило певца вступить в состав странствующей оперной труппы. Здесь он проходит суровую жизненную школу. Выступает в провинциальных городах, выполняя иногда и ведущие оперные партии. Нищета заставляют Дж.Рубини вместе с другом-скрипачом осуществить концертное турне по Италии. Но и это не спасло от нужды.
Наконец счастье улыбнулось девятнадцатилетний певцу: успешный ^ дебют в Павии в опере "Слезы вдовы" П.Дженерали (1814). Его приглашают принять участие в карнавале в Брешии (1815). В Венеции певец выступает в театре "San Moise", где встречается с всевластным импресарио театров Неаполя, Милана, а впоследствии и Вены Доменико Барбайя (1778-1841).
По контракту Рубини должен был выступать в неаполитанском театре "Фйорентина". Молодой тенор нравился слушателям, хотя большим успехом не пользовался. Дело дошло до разрыва контракта. Не желая оставлять Неаполь, певец согласился на уменьшенную оплату и начал брать уроки у известного тенора Андреа Ноццари.
Ученик Давида-отца, А.Ноццари (1775-1832) обладал тенором густого тембра, совершенной вокальной техникой, актерскими способностями. С появлением певцов типа Ноццари, П.Виганони, Давида-сына певцы-кастраты были вытеснены с оперной сцены. Ноццари прославился в новых реформаторских операх Россини - "Елизавета" (первый исполнитель партии Лейстера), "Отелло" (на его голос Россини написал партию Отелло), "Моисей" (Аменхотеп), "Дева озера" (Родриго), "Магомет" ( Ериццо), "Зельмира" (Антенор).
Занятия Рубини с Ноццари дали прекрасные результаты. Малоизвестный певец, потерялся в созвездии талантов труппы Барбайя, стал ее украшением. В течение следующих восьми лет он с большим успехом выступал в Неаполе, Риме, Палермо (особенно в операх Россини "Сорока-воровка", "Золушка", "Дева озера", "Отелло").
После ярких выступлений в Париже (1825) Рубини был признан "королем теноров".
В 1831 году закончился контракт певца с Барбайя. С тех пор (почти двенадцать лет) Рубини вместе с Дж.Гризи, АТамбурини, Л.Лаблашем постоянно выступал в итальянских оперных театрах, ездил на гастроли зимой в Париж, летом - в Лондон.
1843 Рубини вместе с Ф.Листа совершил успешную поездку по Голландии и Германии.
Весной 1843 Рубини приехал в Россию. Выступал с концертами в Петербурге и Москве В его оперном репертуаре были "Отелло", "Пират", "Сомнамбула", "Пуритане", "Лючия ди Ламмермур". Партнерами Рубини выступали российские певцы К.Семенова ("Сомнамбула") М.Степанов ("Пуритане", "Лючия ди Ламмермур"), О.Петров и украинских С.Гулак-Артемовский ("Пуритане"). Осенью того же 1843 Рубини еще раз приезжал в Россию с группой итальянских певцов. Этим было положено начало постоянному пребыванию итальянской оперной труппы в Петербурге, где она просуществовала до 1885 года. После 1885 году труппа перешла в разряд частных антреприз, одну из которых содержал миланский импресарио Угетт и в которой в 1898-99 и 1900 выступал Энрико Карузо.
Театральную карьеру Дж.Рубини завершил в 1845 году в Петербурге, выступив последний раз в опере "Сомнамбула".
Во время занятий по Ноццари Рубини совершенствовал свою вокально-сценическое мастерство на полных подвижности, темперамента, блеска оперных произведениях Россини. Дж.Россини заново переписал для Рубини вокальную партию Отелло, созданную сначала в расчете на низкий голос педагога.
Драму любви и ревности Отелло Рубини изображал не криком и жестами, к которым часто прибегали исполнители этой роли. В основе выполнения Рубини лежало творческое прочтение роли Отелло. Глубокое впечатление производил дуэт с Дездемоной в напряженном финале третьего действия, в котором композитором написана довольно длинная и сложная рулады. В ней, как писал критик, "мы могли оценить все искусство, все глубокие чувства Рубини. Казалось, что любая фиоритуры в пении ... должна охладить его действие, а получилось наоборот. Рубини сумел заключить в рулады столько силы, столько драматичности , что растрогал слушателей ".
Казалось, что стиль Россини лучше соответствует характеру одаренности певца. И встреча и знакомство с В.Беллини, его музыка открыли перед Рубини новые творческие горизонты. В период создания "Пирата" (премьера в Милане, 1827) Рубини все время находился рядом с композитором, выполнял, примеряя к своему голосу, все вокальные номера, которые только появлялись из-под пера автора. Тесное содружество двух творческих натур была для певца чрезвычайно полезной: прекрасный интерпретатор россинивських произведений, Рубини прокладывал русло беллинивського направления в вокальном искусстве, характеризовался большой искренностью и глубиной переживания. Большой успех имел Рубини и в операх Беллини - "Сомнамбула", "Пуритане".
Главным эпизодом в опере "Сомнамбула" для Рубини была ария из второго действия - "Все погибло" (тоска Эльвин по поводу измены его невесты). Трогательно, с большой экспрессией передавал певец драму преданного любви. Слова "Я всем сердцем проклинаю время, когда встретился с тобой", выполнены на премьере (Милан, 1831), заставили Амина - Дж.Пасту заплакать. Казалось, что нежные, трогательные мелодии Беллини - это истинная природа певца. Но и мелодическое дарование Доницетти было близким к естественному дару певца. На премьере "Анны Болейн" (1830), выполняя арию из второго действия, Рубини очаровал публику. Музыкальный критик писал: "Кто не слышал этого великого артиста в этом отрывке, полном грации, мечтательности и страсти, не может себе составить представление о возможностях вокального искусства".
Непревзойденным интерпретатором партии Эдгара выступал Рубини в "Лючии ди Ламмермур". В.Белинський, слушавший певца в Петербурге, делится своими впечатлениями: "... Сцена, в которой он срывает кольцо с Лючии и призывает небо в свидетели ее вероломства - страшна, ужасна. Я вспомнил Мочалова. Боже мой, что за рыдающий голос - столько чувства, такая огненная лава чувства, - от этого можно сойти с ума ".
Огромное впечатление производила финальная сцена Эдгара. "Каждый, кто был свидетелем этой сцены, пронесет воспоминания о ней через всю жизнь", - так отзывались о его творчестве современники.
В историю оперного искусства Рубини вошел как прекрасный интерпретатор оперных партий в произведениях Россини, Беллини, Доницетти. Были в его оперном репертуаре и произведения других композиторов, например, "Тайный брак" Д.Чимарозы, "Белая дама" Ф.Буальдье ...
Дж.Рубини покорял слушателей прежде волшебным голосом, грудной регистр которого охватывал от "ми"-малой октавы, доходя вверху до "си"-первой октавы, а фальцетным регистром певец достигал нот "фа" и "соль" второй октавы.
Славился Рубини мастерством в кантилене, лирической и патетической мелодии, с художественным совершенством выполнял разнообразные вокальные украшения своих опер. Он умел подчеркнуть контрасты между forte i piano, проникновенно исполнял речитативы.
Рубини первым применил новинку в практике вокалистов - прием, получивший название "рыдания" (piangendo). В будущем его начали широко использовать (и используют сейчас) не только итальянские певцы.
С именем Рубини связано еще одно понятие - "вибрато", - колебания голоса в 5-7 колебаний в секунду, что предоставляет голосовые драматичности, обогащает тембрально.
В отличие от Дж.Пасты, Рубини не в полной мере использовал средства актерской выразительности. Выразительность создания сценического образа была заложена в его голосовых возможностях. Известный Рубини и как педагог. Ему принадлежит книга "Двенадцать уроков пения" для тенора или сопрано. Занимался певец и композиторской деятельностью. Он автор сборника песен "Прощание". Рубини возглавлял знаменитый квартет солистов, в состав которого входили великие певцы - Джулия Гризи, Джованни Марио, Антонио Тамбурини, Луиджи Лаблаш. Это для них В.Беллини написал главные вокальные партии в опере "Пуритане". После выхода Рубини из квартета его сменил тенор Марио. В 1846 году квартет без Лаблаш превратился в трио, а впоследствии - в дуэт Гризи - Марио, о которых Гейне писал, что это "роза и соловей среди цветов, и соловей и роза среди птиц".
Джулия Гризи (1811, Милан - 1869, Берлин) училась пению в Болонье, Милане, брала уроки у Дж.Пасты. Дебют певицы состоялся в 1829 году в Болонье в опере Россини "Торвальд и Дорлиска". Гризи выступала во многих городах Поджигатели. С большим успехом дебютировала в Париже (1832) в опере "Семирамида". С 1834 года Гризи - солистка палийский оперы в Париже. Выступления в Париже, Лондоне (постоянно, до 1861 года), Петербурге (185 052), США (1854) принесли Дж.Гризи мировое признание.
Гризи владела сопрано широкого диапазона, что позволяло ей петь и меццо-сопрано партии. Для нее написаны оперные партии Джульетты ("Монтекки и Капулетти"), Эльвиры ("Пуритане"), Норин ("Дон Паскуале").
Старшая сестра Гризи - Джудитта Гризи (1805-1840) - меццо-сопрано, певица европейскую известность. Выступала на сценах Гталии, Парижа, Лондона, Вены, Мадрида. Для ее голоса Беллини написал партию Ромео ("Монтекки и Капулетти").
Загрузка...