Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Среди крупных оперных исполнителей первой половины XIX в. видное место принадлежит итальянскому тенору Джованни Баттиста Рубини (1794 или 1795 - 1854). Сын учителя музыки Джованни в детстве пел в церквях, был скрипачом в

театральных оркестрах. Сельский органист учил его гармонии, композиции. С двенадцати лет Дж.Рубини - хорист театра в Бергамо. На прослушивании в одном из миланских театров он потерпел неудачу, что заставило певца вступить в состав странствующей оперной труппы. Здесь он проходит суровую жизненную школу. Выступает в провинциальных городах, выполняя иногда и ведущие оперные партии. Нищета заставляют Дж.Рубини вместе с другом-скрипачом осуществить концертное турне по Италии. Но и это не спасло от нужды.

 

Наконец счастье улыбнулось девятнадцатилетний певцу: успешный ^ дебют в Павии в опере "Слезы вдовы" П.Дженерали (1814). Его приглашают принять участие в карнавале в Брешии (1815). В Венеции певец выступает в театре "San Moise", где встречается с всевластным импресарио театров Неаполя, Милана, а впоследствии и Вены Доменико Барбайя (1778-1841).

 

По контракту Рубини должен был выступать в неаполитанском театре "Фйорентина". Молодой тенор нравился слушателям, хотя большим успехом не пользовался. Дело дошло до разрыва контракта. Не желая оставлять Неаполь, певец согласился на уменьшенную оплату и начал брать уроки у известного тенора Андреа Ноццари.

 

Ученик Давида-отца, А.Ноццари (1775-1832) обладал тенором густого тембра, совершенной вокальной техникой, актерскими способностями. С появлением певцов типа Ноццари, П.Виганони, Давида-сына певцы-кастраты были вытеснены с оперной сцены. Ноццари прославился в новых реформаторских операх Россини - "Елизавета" (первый исполнитель партии Лейстера), "Отелло" (на его голос Россини написал партию Отелло), "Моисей" (Аменхотеп), "Дева озера" (Родриго), "Магомет" ( Ериццо), "Зельмира" (Антенор).

 

Занятия Рубини с Ноццари дали прекрасные результаты. Малоизвестный певец, потерялся в созвездии талантов труппы Барбайя, стал ее украшением. В течение следующих восьми лет он с большим успехом выступал в Неаполе, Риме, Палермо (особенно в операх Россини "Сорока-воровка", "Золушка", "Дева озера", "Отелло").

 

После ярких выступлений в Париже (1825) Рубини был признан "королем теноров".

 

В 1831 году закончился контракт певца с Барбайя. С тех пор (почти двенадцать лет) Рубини вместе с Дж.Гризи, АТамбурини, Л.Лаблашем постоянно выступал в итальянских оперных театрах, ездил на гастроли зимой в Париж, летом - в Лондон.

 

1843 Рубини вместе с Ф.Листа совершил успешную поездку по Голландии и Германии.

 

Весной 1843 Рубини приехал в Россию. Выступал с концертами в Петербурге и Москве В его оперном репертуаре были "Отелло", "Пират", "Сомнамбула", "Пуритане", "Лючия ди Ламмермур". Партнерами Рубини выступали российские певцы К.Семенова ("Сомнамбула") М.Степанов ("Пуритане", "Лючия ди Ламмермур"), О.Петров и украинских С.Гулак-Артемовский ("Пуритане"). Осенью того же 1843 Рубини еще раз приезжал в Россию с группой итальянских певцов. Этим было положено начало постоянному пребыванию итальянской оперной труппы в Петербурге, где она просуществовала до 1885 года. После 1885 году труппа перешла в разряд частных антреприз, одну из которых содержал миланский импресарио Угетт и в которой в 1898-99 и 1900 выступал Энрико Карузо.

 

Театральную карьеру Дж.Рубини завершил в 1845 году в Петербурге, выступив последний раз в опере "Сомнамбула".

 

Во время занятий по Ноццари Рубини совершенствовал свою вокально-сценическое мастерство на полных подвижности, темперамента, блеска оперных произведениях Россини. Дж.Россини заново переписал для Рубини вокальную партию Отелло, созданную сначала в расчете на низкий голос педагога.

 

Драму любви и ревности Отелло Рубини изображал не криком и жестами, к которым часто прибегали исполнители этой роли. В основе выполнения Рубини лежало творческое прочтение роли Отелло. Глубокое впечатление производил дуэт с Дездемоной в напряженном финале третьего действия, в котором композитором написана довольно длинная и сложная рулады. В ней, как писал критик, "мы могли оценить все искусство, все глубокие чувства Рубини. Казалось, что любая фиоритуры в пении ... должна охладить его действие, а получилось наоборот. Рубини сумел заключить в рулады столько силы, столько драматичности , что растрогал слушателей ".

 

Казалось, что стиль Россини лучше соответствует характеру одаренности певца. И встреча и знакомство с В.Беллини, его музыка открыли перед Рубини новые творческие горизонты. В период создания "Пирата" (премьера в Милане, 1827) Рубини все время находился рядом с композитором, выполнял, примеряя к своему голосу, все вокальные номера, которые только появлялись из-под пера автора. Тесное содружество двух творческих натур была для певца чрезвычайно полезной: прекрасный интерпретатор россинивських произведений, Рубини прокладывал русло беллинивського направления в вокальном искусстве, характеризовался большой искренностью и глубиной переживания. Большой успех имел Рубини и в операх Беллини - "Сомнамбула", "Пуритане".

 

Главным эпизодом в опере "Сомнамбула" для Рубини была ария из второго действия - "Все погибло" (тоска Эльвин по поводу измены его невесты). Трогательно, с большой экспрессией передавал певец драму преданного любви. Слова "Я всем сердцем проклинаю время, когда встретился с тобой", выполнены на премьере (Милан, 1831), заставили Амина - Дж.Пасту заплакать. Казалось, что нежные, трогательные мелодии Беллини - это истинная природа певца. Но и мелодическое дарование Доницетти было близким к естественному дару певца. На премьере "Анны Болейн" (1830), выполняя арию из второго действия, Рубини очаровал публику. Музыкальный критик писал: "Кто не слышал этого великого артиста в этом отрывке, полном грации, мечтательности и страсти, не может себе составить представление о возможностях вокального искусства".

 

Непревзойденным интерпретатором партии Эдгара выступал Рубини в "Лючии ди Ламмермур". В.Белинський, слушавший певца в Петербурге, делится своими впечатлениями: "... Сцена, в которой он срывает кольцо с Лючии и призывает небо в свидетели ее вероломства - страшна, ужасна. Я вспомнил Мочалова. Боже мой, что за рыдающий голос - столько чувства, такая огненная лава чувства, - от этого можно сойти с ума ".

 

Огромное впечатление производила финальная сцена Эдгара. "Каждый, кто был свидетелем этой сцены, пронесет воспоминания о ней через всю жизнь", - так отзывались о его творчестве современники.

 

В историю оперного искусства Рубини вошел как прекрасный интерпретатор оперных партий в произведениях Россини, Беллини, Доницетти. Были в его оперном репертуаре и произведения других композиторов, например, "Тайный брак" Д.Чимарозы, "Белая дама" Ф.Буальдье ...

 

Дж.Рубини покорял слушателей прежде волшебным голосом, грудной регистр которого охватывал от "ми"-малой октавы, доходя вверху до "си"-первой октавы, а фальцетным регистром певец достигал нот "фа" и "соль" второй октавы.

 

Славился Рубини мастерством в кантилене, лирической и патетической мелодии, с художественным совершенством выполнял разнообразные вокальные украшения своих опер. Он умел подчеркнуть контрасты между forte i piano, проникновенно исполнял речитативы.

 

Рубини первым применил новинку в практике вокалистов - прием, получивший название "рыдания" (piangendo). В будущем его начали широко использовать (и используют сейчас) не только итальянские певцы.

 

С именем Рубини связано еще одно понятие - "вибрато", - колебания голоса в 5-7 колебаний в секунду, что предоставляет голосовые драматичности, обогащает тембрально.

 

В отличие от Дж.Пасты, Рубини не в полной мере использовал средства актерской выразительности. Выразительность создания сценического образа была заложена в его голосовых возможностях. Известный Рубини и как педагог. Ему принадлежит книга "Двенадцать уроков пения" для тенора или сопрано. Занимался певец и композиторской деятельностью. Он автор сборника песен "Прощание". Рубини возглавлял знаменитый квартет солистов, в состав которого входили великие певцы - Джулия Гризи, Джованни Марио, Антонио Тамбурини, Луиджи Лаблаш. Это для них В.Беллини написал главные вокальные партии в опере "Пуритане". После выхода Рубини из квартета его сменил тенор Марио. В 1846 году квартет без Лаблаш превратился в трио, а впоследствии - в дуэт Гризи - Марио, о которых Гейне писал, что это "роза и соловей среди цветов, и соловей и роза среди птиц".

 

Джулия Гризи (1811, Милан - 1869, Берлин) училась пению в Болонье, Милане, брала уроки у Дж.Пасты. Дебют певицы состоялся в 1829 году в Болонье в опере Россини "Торвальд и Дорлиска". Гризи выступала во многих городах Поджигатели. С большим успехом дебютировала в Париже (1832) в опере "Семирамида". С 1834 года Гризи - солистка палийский оперы в Париже. Выступления в Париже, Лондоне (постоянно, до 1861 года), Петербурге (185 052), США (1854) принесли Дж.Гризи мировое признание.

 

Гризи владела сопрано широкого диапазона, что позволяло ей петь и меццо-сопрано партии. Для нее написаны оперные партии Джульетты ("Монтекки и Капулетти"), Эльвиры ("Пуритане"), Норин ("Дон Паскуале").

 

Старшая сестра Гризи - Джудитта Гризи (1805-1840) - меццо-сопрано, певица европейскую известность. Выступала на сценах Гталии, Парижа, Лондона, Вены, Мадрида. Для ее голоса Беллини написал партию Ромео ("Монтекки и Капулетти").



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии