Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Поль Верлен родился под знаком Сатурна. И первую свою сборку он назвал «Сатурнические поэзии». По представлениям астрологов, Сатурн - демоническая планета, вызывает у людей склонность к пессимизму, тоски, меланхолии.

В одном из сонетов сборник «Сатурнические поэзии» Поль Верлен писал: «... моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество двадцатидвухлетнего поэта полностью подтвердилось его жизнью, в которой были и попытка добропорядочного семейного существования, и порыв к борьбе за свободу, и годы заключения, и поиски Бога, и беспризорность, и злидарювання и медленное угасание поэтического дара, и падения на дно парижской богемы.

Личностный в большого художника во многом определяется эпохальным, собственные катастрофы - катаклизма-ми суток. Надрывное ощущение «конца века» найдет свое воплощение в творчестве и Верлена, и не всех выдающихся лириков Франции конца XIX - начала XX века. Это ощущение не только окрасит в сумеречные тона исповедальни стихи, но и определит судьбы художников, их душевное беспокойство, «проклятисть», как скажет об этом сам Поль Верлен, который чувствовал пасынком судьбы.

 

Поль Верлен изложил в своих стихах историю собственной души. Стихи начал писать еще в школьные годы, когда пытался быстрее усвоить «взрослые» привычки: начал курить и потреблять абсент (алкогольный напиток), хотя это не помогло ему сравниться с окружением. Поль Верлен так и не получил основной привычки взрослого человека - вкуса к службе, к казенной деятельности. Он любил только поэзию, увлекался стихами Шарля Бодлера - поэта с трагическим мировосприятием, сосредоточенного на собственной судьбе и своей внутренней жизни. Однако в поэтической технике Верлен пошел не только дальше, но и в несколько ином направлении, чем Бодлер.

Уже в первой своей сборнике «Сатурнические поэзии» (1866) Верлен - зрелый поэт-живописец, поэт-музыкант.

 

Ровесники Верлена, также поэты, ввели его в круг литераторов, сотрудничавших в журнале будущего коммунара Луи Ксавье Рикара «Обзор прогресса». Верлен поверил в идеалы, в этом доме жила: свобода, равенство, братство, необходимость борьбы с несправедливостью поэтическим словом. Поверил, как верить и в будущем, и не раз слепо отдавать свою душу и свой мозг, свой талант и свое сердце тем, кому поверил. Это была одна из самых существенных и роковых черт личности Верлена - способность попадать в зависимость от воли других людей. Верлен Не столько шел по жизни сам, сколько его несло по нему вихревым водоворотом, как написал он в «Осенней песне».

 

Накануне франко-прусской войны Поль Верлен попал в группы литераторов, которые собирались в салоне скрипачки Нины где Каллиас. Среди них были Анатоль Франс, Вилье де Лиль-Адан, Франсуа Конни. Здесь царил культ XVIII века с его изящным искусством, и Верлен окунулся в мир культуры прошлого. Он издает поэтический сборник «Изысканные праздники» (1869), в которой демонстрирует чрезвычайную раскованность души и стиха и искусство звукописи.

Исполненный страстной веры в возможность земного счастья, Верлен признается в любви Матильде Моте, обычной девушке из буржуазной семьи. В ожидании счастливой супружеской жизни он плодотворно работает и издает сборник стихов «Добрая песня» (1870). Эта книга не имела аналогов в прошлом, не будет и после появления на свет. Однако жизнь разрушило надежды на счастье. Знак «проклятие» тяготел над поэтом. Во времена Парижской коммуны Верлен сотрудничает с коммунарами, называет себя красным республиканцем. После поражения Коммуны Верлен не претерпел непосредственных репрессий, однако недоброжелательное отношение к нему как к человеку, который стоял на стороне Коммуны, определило его дальнейшую судьбу.

Целое десятилетие, до 1882 года, Верлен не мог печататься. Только редактор газеты «Трибуна народа» Э. Лепеллетье, друг Верлена, издал в провинции небольшую сборник его стихов «Романсы без слов» (1874).

В 1872 году Верлен познакомился с Артюром Рембо. Юноша из провинции направил Верлену собственные стихи и исповедательно рассказал о своих душевных терзаний и идеалы. Стихи Рембо были такими оригинальными и одновременно такими близкими Верлену, уже известный поэт протянул руку младшему и еще не знакомому: «Приезжайте, великая душа, зову Вас жду Вас ...» Хотя Рембо было всего семнадцать лет, двадцятисемирич-ный Верлен подвергается влиянию чужого идеала.

В Рембо с его целостной и мощной натурой сложилась своя теория бытия: нужно быть «сыном Солнца», свободным от каких-либо предубеждений общества. Верлен, который потерпел катастрофическое поражение в борьбе за свободу, буквально ухватился в идею поэтического свободы.

 

Под влиянием друга он оставляет дом, жену, маленького сына и становится бродягой. Верлен и Рембо попадают в Бельгию, затем в Англию. Оба поэта много пишут, и произведения этих времен сделали их имена бессмертными.

В 1873 году Рембо отказывается от поэзии, круто меняет свою жизнь.

С Верленом он начинает вести себя отстраненно, высокомерно, вызывающе, а мягкий и слабый духом Верлен страдает, испытывает глубокое раскаяние перед женой и ребенком. Сложные отношения между друзьями завершились ссорой, во время которой Рембо заявил, что оставляет Верлена. В отчаянии Верлен стреляет в Рембо из револьвера, и пуля попадает ему в руку. Суд приговорил Верлена к двум годам заключения.

Пребывание в тюрьме душевно сломало поэта. Под влиянием системы католической пропаганды в темнице в Монсе Верлен возвращается к христианской вере. Бывший «сын Солнца» решил стать сыном Божьим. Он мечтает о жизни крестьянина, в непосредственной близости к природе творить стихи, которые прославляли Бога. Происходит перерождение гуманистического символизма в религиозный, что и находит свое воплощение в сборнике «Мудрость» (1881). Но впоследствии Верлен пришел к выводу, что вера не соответствует его поискам гармонии и целостности. Он начинает писать светские стихи, а о религии говорит как об этапе, который прошел («Я был католиком недавно ...»).

В конце 70-х - начале 80-х годов Верлен несколько лет живет преимущественно в деревне. Он приобрел с помощью матери небольшой участок земли, однако попытки хозяйничать были безуспешными, и поэт с горя снова начал пить.

Вторично получить признание Верлену удалось благодаря серии литературных очерков «Проклятые поэты» (1884). Успех этих очерков, которые ознакомили читателя с творчеством Рембо, а также привлекли внимание к поэзии Стефана Малларме, был безусловным. Верлена печатают охотно и часто. Литературная публика уважает в нем выдающегося представителя символизма. Но пик его творчества уже в прошлом.

 

Лишения и алкоголизм разрушают здоровье Верлена. Он часто болеет и должен лечиться в больницах для нищих. Все это снова и снова толкает Верлена в «объятия зеленой феи абсента».

Творческий достояние поэта с конца 70-х годов по 1896 количественно превосходит все, что было написано ранее. Но стихи, которые появляются после сборника «Мудрость», уже свидетельствуют о деградации защиты поэта. К тому же, в 1883 году от тифа умирает его приемный сын. Все это заставило Верлена говорить о своей обреченности на катастрофы и несчастья (поэма «Люсьен Летинуа»).

 

Последние годы жизни Верлен провел в кафе, в компаниях молодых художников и поэтов. В 1891 году он был провозглашен королем поэтов.

В 1896 году Верлен умер.

В Париже в Люксембургском саду есть аллея, в которой стоят увековечены в памятниках поэты. Среди них - памятник Верлену. Это мраморная скульптурная группа: лысая голова Верлена, напоминающий и голову Сократа, и голову Фавна1, а под ней три символические фигуры - мальчика, молодой женщины и старой матери. По замыслу скульптора, они должны были символизировать «три души» Верлена - детскую, чувственную и религиозную. Но душа у человека - одна, даже если это великая душа «проклятого поэта».

 

«ЛЮБЫ ОТТЕНОК и полутона». Верлен принадлежал к тем поэтам, которые воспринимают мир через звуки (к ним относятся, в частности, Афанасий Фет, Александр Блок, Павел Тычина). Отсюда и девиз поэта: «Прежде всего - музыка в слове». Восприятие музыкальной стихии как первоосновы жизни и искусства - одна из основных доктрин символизма.

Поэзия символизма не желает выражать себя логическим языком понятий, она возникает «духа музыки», передает лирическое настроение через звуки. Отсюда - мелодичный характер лирики символистов. Слово для них - прежде всего музыка, а не содержание. Одна из сборников Верлена имеет парадоксальное название - «Романсы без слов». В 1885 году поэт и теоретик «искусства для искусства» Теодор де Банвиль так писал в письме к Верлена: «Иногда Вы плаваете так близко от границ поэзии, рискуете попасть к музыке! Кто знает, возможно, Вы и правы ».

Музыкальность поэзии Верлена - это не просто виртуозный звукопись или искусство аллитерации, это - музыкальная стихия. Для него важно не столько зримо-пластический образ, сколько звук, который передает и переживания автора, и явления внешнего мира.

Художественный метод Верлена возник на перекрестке различных направлений: он утвердил импрессионизм и стал общепризнанным мэтром символизма, хотя сам и не признавал за собой такой чести.

 

Свое понимание природы поэтического творчества Верлен изложил в стихотворении «Поэтическое искусство», написанном в 1874 году, но опубликованном лишь в 1882-м. За эти восемь лет выросло новое поколение поэтов. Молодые символисты (Жермен Нуво, Тристан Карбьер, Жюль Лафарг) восприняли стихотворение Верлена как манифест своего поэтического направления. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что стихотворение Верлена выражал также творческую программу импрессионизма, а сам поэт просил считать свое знаменитое произведение только песней и добавлял: «Я не собирался теоретизировать».

 

Термин «импрессионизм» возник в французской живописи и был перенесен на родственные явления в литературе и музыке. (Иmpression в переводе с французского означает «впечатление».) «Романсы без слов» Верлена создано именно тогда, когда художники-импрессионисты шли к своей первой выставки - «Салона тех, кого отреклись» (сравните с «проклятыми поэтами»). Верлен пытался передать в стихотворении ощущение быстротечности жизни, впечатление от момента, так же как художники-импрессионисты, живописью которых он интересовался, пытались передать на своих полотнах впечатление от момента жизни.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии