Поль Верлен родился под знаком Сатурна. И первую свою сборку он назвал «Сатурнические поэзии». По представлениям астрологов, Сатурн - демоническая планета, вызывает у людей склонность к пессимизму, тоски, меланхолии.
В одном из сонетов сборник «Сатурнические поэзии» Поль Верлен писал: «... моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество двадцатидвухлетнего поэта полностью подтвердилось его жизнью, в которой были и попытка добропорядочного семейного существования, и порыв к борьбе за свободу, и годы заключения, и поиски Бога, и беспризорность, и злидарювання и медленное угасание поэтического дара, и падения на дно парижской богемы.
Личностный в большого художника во многом определяется эпохальным, собственные катастрофы - катаклизма-ми суток. Надрывное ощущение «конца века» найдет свое воплощение в творчестве и Верлена, и не всех выдающихся лириков Франции конца XIX - начала XX века. Это ощущение не только окрасит в сумеречные тона исповедальни стихи, но и определит судьбы художников, их душевное беспокойство, «проклятисть», как скажет об этом сам Поль Верлен, который чувствовал пасынком судьбы.
Поль Верлен изложил в своих стихах историю собственной души. Стихи начал писать еще в школьные годы, когда пытался быстрее усвоить «взрослые» привычки: начал курить и потреблять абсент (алкогольный напиток), хотя это не помогло ему сравниться с окружением. Поль Верлен так и не получил основной привычки взрослого человека - вкуса к службе, к казенной деятельности. Он любил только поэзию, увлекался стихами Шарля Бодлера - поэта с трагическим мировосприятием, сосредоточенного на собственной судьбе и своей внутренней жизни. Однако в поэтической технике Верлен пошел не только дальше, но и в несколько ином направлении, чем Бодлер.
Уже в первой своей сборнике «Сатурнические поэзии» (1866) Верлен - зрелый поэт-живописец, поэт-музыкант.
Ровесники Верлена, также поэты, ввели его в круг литераторов, сотрудничавших в журнале будущего коммунара Луи Ксавье Рикара «Обзор прогресса». Верлен поверил в идеалы, в этом доме жила: свобода, равенство, братство, необходимость борьбы с несправедливостью поэтическим словом. Поверил, как верить и в будущем, и не раз слепо отдавать свою душу и свой мозг, свой талант и свое сердце тем, кому поверил. Это была одна из самых существенных и роковых черт личности Верлена - способность попадать в зависимость от воли других людей. Верлен Не столько шел по жизни сам, сколько его несло по нему вихревым водоворотом, как написал он в «Осенней песне».
Накануне франко-прусской войны Поль Верлен попал в группы литераторов, которые собирались в салоне скрипачки Нины где Каллиас. Среди них были Анатоль Франс, Вилье де Лиль-Адан, Франсуа Конни. Здесь царил культ XVIII века с его изящным искусством, и Верлен окунулся в мир культуры прошлого. Он издает поэтический сборник «Изысканные праздники» (1869), в которой демонстрирует чрезвычайную раскованность души и стиха и искусство звукописи.
Исполненный страстной веры в возможность земного счастья, Верлен признается в любви Матильде Моте, обычной девушке из буржуазной семьи. В ожидании счастливой супружеской жизни он плодотворно работает и издает сборник стихов «Добрая песня» (1870). Эта книга не имела аналогов в прошлом, не будет и после появления на свет. Однако жизнь разрушило надежды на счастье. Знак «проклятие» тяготел над поэтом. Во времена Парижской коммуны Верлен сотрудничает с коммунарами, называет себя красным республиканцем. После поражения Коммуны Верлен не претерпел непосредственных репрессий, однако недоброжелательное отношение к нему как к человеку, который стоял на стороне Коммуны, определило его дальнейшую судьбу.
Целое десятилетие, до 1882 года, Верлен не мог печататься. Только редактор газеты «Трибуна народа» Э. Лепеллетье, друг Верлена, издал в провинции небольшую сборник его стихов «Романсы без слов» (1874).
В 1872 году Верлен познакомился с Артюром Рембо. Юноша из провинции направил Верлену собственные стихи и исповедательно рассказал о своих душевных терзаний и идеалы. Стихи Рембо были такими оригинальными и одновременно такими близкими Верлену, уже известный поэт протянул руку младшему и еще не знакомому: «Приезжайте, великая душа, зову Вас жду Вас ...» Хотя Рембо было всего семнадцать лет, двадцятисемирич-ный Верлен подвергается влиянию чужого идеала.
В Рембо с его целостной и мощной натурой сложилась своя теория бытия: нужно быть «сыном Солнца», свободным от каких-либо предубеждений общества. Верлен, который потерпел катастрофическое поражение в борьбе за свободу, буквально ухватился в идею поэтического свободы.
Под влиянием друга он оставляет дом, жену, маленького сына и становится бродягой. Верлен и Рембо попадают в Бельгию, затем в Англию. Оба поэта много пишут, и произведения этих времен сделали их имена бессмертными.
В 1873 году Рембо отказывается от поэзии, круто меняет свою жизнь.
С Верленом он начинает вести себя отстраненно, высокомерно, вызывающе, а мягкий и слабый духом Верлен страдает, испытывает глубокое раскаяние перед женой и ребенком. Сложные отношения между друзьями завершились ссорой, во время которой Рембо заявил, что оставляет Верлена. В отчаянии Верлен стреляет в Рембо из револьвера, и пуля попадает ему в руку. Суд приговорил Верлена к двум годам заключения.
Пребывание в тюрьме душевно сломало поэта. Под влиянием системы католической пропаганды в темнице в Монсе Верлен возвращается к христианской вере. Бывший «сын Солнца» решил стать сыном Божьим. Он мечтает о жизни крестьянина, в непосредственной близости к природе творить стихи, которые прославляли Бога. Происходит перерождение гуманистического символизма в религиозный, что и находит свое воплощение в сборнике «Мудрость» (1881). Но впоследствии Верлен пришел к выводу, что вера не соответствует его поискам гармонии и целостности. Он начинает писать светские стихи, а о религии говорит как об этапе, который прошел («Я был католиком недавно ...»).
В конце 70-х - начале 80-х годов Верлен несколько лет живет преимущественно в деревне. Он приобрел с помощью матери небольшой участок земли, однако попытки хозяйничать были безуспешными, и поэт с горя снова начал пить.
Вторично получить признание Верлену удалось благодаря серии литературных очерков «Проклятые поэты» (1884). Успех этих очерков, которые ознакомили читателя с творчеством Рембо, а также привлекли внимание к поэзии Стефана Малларме, был безусловным. Верлена печатают охотно и часто. Литературная публика уважает в нем выдающегося представителя символизма. Но пик его творчества уже в прошлом.
Лишения и алкоголизм разрушают здоровье Верлена. Он часто болеет и должен лечиться в больницах для нищих. Все это снова и снова толкает Верлена в «объятия зеленой феи абсента».
Творческий достояние поэта с конца 70-х годов по 1896 количественно превосходит все, что было написано ранее. Но стихи, которые появляются после сборника «Мудрость», уже свидетельствуют о деградации защиты поэта. К тому же, в 1883 году от тифа умирает его приемный сын. Все это заставило Верлена говорить о своей обреченности на катастрофы и несчастья (поэма «Люсьен Летинуа»).
Последние годы жизни Верлен провел в кафе, в компаниях молодых художников и поэтов. В 1891 году он был провозглашен королем поэтов.
В 1896 году Верлен умер.
В Париже в Люксембургском саду есть аллея, в которой стоят увековечены в памятниках поэты. Среди них - памятник Верлену. Это мраморная скульптурная группа: лысая голова Верлена, напоминающий и голову Сократа, и голову Фавна1, а под ней три символические фигуры - мальчика, молодой женщины и старой матери. По замыслу скульптора, они должны были символизировать «три души» Верлена - детскую, чувственную и религиозную. Но душа у человека - одна, даже если это великая душа «проклятого поэта».
«ЛЮБЫ ОТТЕНОК и полутона». Верлен принадлежал к тем поэтам, которые воспринимают мир через звуки (к ним относятся, в частности, Афанасий Фет, Александр Блок, Павел Тычина). Отсюда и девиз поэта: «Прежде всего - музыка в слове». Восприятие музыкальной стихии как первоосновы жизни и искусства - одна из основных доктрин символизма.
Поэзия символизма не желает выражать себя логическим языком понятий, она возникает «духа музыки», передает лирическое настроение через звуки. Отсюда - мелодичный характер лирики символистов. Слово для них - прежде всего музыка, а не содержание. Одна из сборников Верлена имеет парадоксальное название - «Романсы без слов». В 1885 году поэт и теоретик «искусства для искусства» Теодор де Банвиль так писал в письме к Верлена: «Иногда Вы плаваете так близко от границ поэзии, рискуете попасть к музыке! Кто знает, возможно, Вы и правы ».
Музыкальность поэзии Верлена - это не просто виртуозный звукопись или искусство аллитерации, это - музыкальная стихия. Для него важно не столько зримо-пластический образ, сколько звук, который передает и переживания автора, и явления внешнего мира.
Художественный метод Верлена возник на перекрестке различных направлений: он утвердил импрессионизм и стал общепризнанным мэтром символизма, хотя сам и не признавал за собой такой чести.
Свое понимание природы поэтического творчества Верлен изложил в стихотворении «Поэтическое искусство», написанном в 1874 году, но опубликованном лишь в 1882-м. За эти восемь лет выросло новое поколение поэтов. Молодые символисты (Жермен Нуво, Тристан Карбьер, Жюль Лафарг) восприняли стихотворение Верлена как манифест своего поэтического направления. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что стихотворение Верлена выражал также творческую программу импрессионизма, а сам поэт просил считать свое знаменитое произведение только песней и добавлял: «Я не собирался теоретизировать».
Термин «импрессионизм» возник в французской живописи и был перенесен на родственные явления в литературе и музыке. (Иmpression в переводе с французского означает «впечатление».) «Романсы без слов» Верлена создано именно тогда, когда художники-импрессионисты шли к своей первой выставки - «Салона тех, кого отреклись» (сравните с «проклятыми поэтами»). Верлен пытался передать в стихотворении ощущение быстротечности жизни, впечатление от момента, так же как художники-импрессионисты, живописью которых он интересовался, пытались передать на своих полотнах впечатление от момента жизни.