Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Выдающийся английский писатель Герберт Джордж Уэллс родился в 1866 году. Сын торговца и горничной, представитель той прослойки английского общества, напыщенные англичане самолюбиво называли «кокни», он принадлежал к людям, о которых говорят: «madeselfman», то есть человек, который сделал себя сам.

 

 

По молодости Герберт прошел школу трудовой выучки от кассира в мануфактурной лавки к учителю начальной школы. Восемнадцатилетний помощник учителя с таким рвением учил свои воспитанников, которые были отмечены на экзаменах, а его пригласили прослушать курс биологии в Нормальной школе наук в Лондоне у выдающегося профессора Томаса Хаксли, ученика Чарльза Дарвина. Свое будущее Уэллс видел в науке; совсем еще молодым, он выдвигает очень смелые научные концепции. В статье «Неподвижный вселенная» он опередил, хотя и в наивной форме, открытие Эйнштейна. Вторая статья Уэллса - «Новое открытие единичного» - была посвящена проблемам современной физики. По традициям старых университетов, в Нормальной школе существовало дискуссионный общество, своеобразный студенческий клуб. Уэллс сразу стал его активным членом. Он также вступил в Фабианского общества, пропагандировало реформистские идеи превращения капиталистического общества в социалистическое. Отрицая, как и другие фабианцы, идею революционного преобразования мира, Уэллс вскоре расходится с ними во взглядах на пути эволюции общества. Он разрабатывает теорию технократии, согласно которой будущее человечества определять техническая интеллигенция. Закончив в 1888 году Лондонский университет, Уэллс занимается наукой, публикует учебники по биологии и физическая география, выдает трехтомный популярную книгу «Наука и жизнь» (1930), регулярно пишет газетные очерки.

В 1887 году Герберт Уэллс напечатал свой первый рассказ. Идеал прогресса - нерв всей художественной и научной наследия Герберта Уэллса. Его переставало волновать вопрос о том, соотносится материальный прогресс с социальным и нравственным. Англия после многолетней стабильности викторианской эпохи на рубеже веков переживала период подъема активности общественных движений, культурных поисков. Интерес к общественной проблематике - характерная черта литературной деятельности Уэллса. Удивительный и неповторимый художественный мир Уэллса формировали и его юношеский бунт против духовной ограниченности своей семьи, и обучение в университете, и собственные научные исследования, и политические и социальные сдвиги в английском обществе. Жизненный опыт Уэллса определил его позицию в литературе: действенность, злободневность, чувство гражданской ответственности. «Жизнь всегда было мне очень интересно, захватывало чрезвычайно, наполняло меня образами и идеями, которые - я чувствовал - надо вернуть ему назад», - писал он.

Пассивность, созерцательность, изящная мастерство, формальные поиски были неприемлемыми для Уэллса. В полемическом запале он заявлял: «Я журналист ... Я отказываюсь притворяться художника ».

 

Не ставя под сомнение важность и необходимость писательского мастерства, Уэллс протестует «против педантичных и узких понятий о художественном совершенстве». Окрещенный критикой «большим смельчаком современной литературы», Уэллс действительно проявлял смелость и новаторство в своих творческих поисках, прежде всего по содержанию. Он соединил болезненные проблемы современности и вечные вопросы, реалистичное изображение и фантастические ситуации. Опыт научной работы определил своеобразие его художественной манеры. Человек, наука, общество - основные категории его творчества.

Прозе Уэллса присущи дисциплинированность мышления, математическая продуманность композиции и стройная размерность всех частей художественного произведения, интерес к точной и выразительной детали, лаконизм письма, отказ от литературного лишнего.

В 1894 году в статье «Популяризация науки» Уэллс так охарактеризовал свою творческую манеру: «Популяризатор науки должен руководствоваться теми же принципами, лежащими в основе« Убийства на улице Морг »Эдгара По и серии рассказов о Шерлоке Холмсе Конан Дойля. Сначала ставится проблема, затем шаг за шагом мы вместе с читателем идем к ее решению ».

Уже в ранних рассказах Уэллс проявляется писателем реалистической школы. Он не признавал ни эстетизма, ни натурализма. В рассказе-памфлете «Непостижимый художник» (1894), где изображен повар-эстет, которого каждый раз выгоняют с работы после изготовленного им «шедевра» вроде «свинина с клубникой под пивным соусом», писатель зло и остроумно высмеивает претензии создателей «искусства для искусства »:« Делайте так, как вам подсказывает вдохновение, говорю я, и не беспокойтесь о последствиях. Наше дело - создавать прекрасные творения гастрономии, а не угождать обжорам или быть жрецами здоровья ». Сам Уэллс воспринимал миссию писателя как создателя духовности.

Произведения Уэллса можно разделить на две группы: научно-во-фантаетични и социально-бытовые. Широкой общественности читателей Уэллс известен прежде всего как автор фантастических романов: «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899 ), «Первые люди на Луне» (1901). «Война в воздухе» (1908).

 

Уэллс продолжал традиции Жюля Верна, который проявлял повышенный интерес к практическому применению научных открытий, но отличался от своего предшественника в главном: его фантастические романах не столько научные, сколько социальные. Будущее интересует Уэллса том, что может помочь объяснить современные события и явления.

В лекции «Открытие будущего» (1902) Уэллс так обосновал теоретические предпосылки своей фантастики: «Теперь, в начале XX века, человечеству необходимо видеть свое будущее с особой ясностью, исследовать все возможные его варианты, добиваться осуществления благоприятных из них».

Уже в первом своем романе «Машина времени» Уэллс использовал прием, который станет главным признаком всех его фантастических произведений: научные предположения и социальные ситуации доводятся до логического завершения, благодаря чему отчетливо и выпукло предстает то, чего, по его узвичаенисть, не замечают современники, хотя оно требует серьезного осмысления. Такое освещение современного нередко сопровождается появлением сатирических красок на писательской палитре Уэллса. Среди своих учителей Уэллс называл Джонатана Свифта, подчеркивая социальный и философский характер сатиры, присущий его фантастике.

 

Творческое наследие Уэллса очень велика. Он написал почти сорока романов, несколько сборников рассказов, многие научно-публицистических статей. В 1920 году Г. Уэллс под влиянием впечатлений от пребывания в послереволюционной России написал книгу «Россия во мгле».

Герберт Уэллс всю жизнь отстаивал право на свободу слова и свободу мнений, его имя, по словам Карела Чапека, «никогда не будет принадлежать только истории литературы, а такой же, а возможно, еще в большей степени, войдет в историю человеческого прогресса».

 

В размышления о будущем. У первого романа Герберта Уэллса «Машина времени» долгая предыстория. «Играть» этой темой, как он сам говорил, писатель начал еще в студенческие годы. Одним из первых Уэллс высказал гениальную догадку о существовании пространственно-временных связей и об относительности времени. Правда, эта идея на рубеже веков носилась в воздухе. До открытия Альберта Эйнштейна оставалось почти десять лет. Освоив проблему как ученый (статья «Жестокий Вселенная», вводный раздел «Машины времени»), Уэллс долго искал художественные формы для ее воплощения. Сначала было несколько вариантов повести «Аргонавты хроноса», затем - роман «Машина времени», в котором Уэллс сразу же проявил себя зрелым мастером. Художественной целостности было достигнуто, когда писатель соединил в романе вымысел и реальность. «Сама по себе фантастическая находка - это ничто, - писал Уэллс, - и когда за это род литературы берутся неумелые писатели, которые не понимают этого главного принципа, у них получается невероятная чушь и несколько экстравагантное. Каждый может придумать человек наизнанку, антигравитации или мир вроде гантелей. Интерес возникает тогда, когда обо всем этом говорится языком повседневности, а все остальные чудеса совершенно отвергаются. Тогда повествование становится человечным ».

 

Композиция «Машины времени» соответствует тому принципу, который, вслед за Эдгаром По и Артуром Конаном Дойлом, придерживался Уэллс: сначала заявить тему, а затем исследовать обстоятельства.

 

... В лондонской гостиной беседуют уважаемые джентльмены: Путешественник во времени Психолог Молодая Человек, Провинциальный Мэр, Медик и другие. Отсутствие собственных имен - это удачный прием, благодаря которому вся дальнейшая рассказ от единичного события переводится в плоскость общего, всемирного, на мифологический уровень. В этом плане Уэллс выступил как первооткрыватель, он умел превратить факт в символ, миф, не теряя материальной природы этого факта. Мифотворческие тенденции стали характерной чертой литературы XX века (творчество Томаса Манна, Франца Кафки, Михаила Булгакова, Габриэля Гарсиа Маркеса, Чингиза Айтматова и др.)..

 

В первой и второй главах романа речь идет о принципе путешествия во времени, а с третьего раздела начинается рассказ путешественника во времени о его научный эксперимент. Композиционно роман построен по законам художественного монтажа: сочетаются разные временные пласты - прошлое (Англия конца XIX века) и будущее (802701 год).

 

В отличие от утопических романов, которых будущее представало как реализованная мечта человечества о «золотом веке», зарисовки из истории человеческой цивилизации в Уэллса очень пессимистичны. И название раздела - «В золотом веке» - ироническая. Раздел «Закат человечества» дает вариант ответа на вопрос, что больше всего волновало Уэллса: какими будут социальные последствия технического прогресса и как они скажутся на судьбе человечества? Фантастическая ситуация романа «Машина времени» обостряет, доказывает, через гиперболу и гротеск, до логического завершения мысль о паразитизм правящей элиты и животное существование людей, которые их обслуживают.

 

Человечество, которым его застает Путешественник во времени, разделилось на два мира: наземный и подземный, на две касты - элоев и морлоков. Хрупкие, изящные, маленькие элои - это выродившиеся представители элитарного мира. Уэллс подчеркивает болезненный, «чахоточный» характер красоты этих беспомощных существ. В элоев не только детская, игрушечная, кукольная внешность, их ум - также на уровне развития пятилетнего ребенка:

«Я думал, что люди восемьсот второй тысячи лет непременно опередят нас в областях науки, в области искусства, и вообще - во всем Тут один из них ... спросил, не свалился я с Солнца во время молнии! Волна разочарования пронзила меня ».

Ламм не только инфантильные, в них отсутствуют элементарные знания, они ничем не интересуются, ленивы и пассивны. Хотя в обществе будущего нет частной собственности, а существуют коллективные формы быта («Коммунизм» - констатирует Путешественник во времени), все дальнейшее повествование обнаруживает истинную сущность того, что было в реальной жизни.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии