Личность Антуана де Сент-Экзюпери необычна: граф по происхождению, авиатор (гражданский и военный летчик) по специальности, он является одним из самых известных писателей XX века.
Сент-Экзюпери - поэт и философ действия. «Прежде чем писать, надо жить», - таким был его девиз. Когда в 1939 году Экзюпери спросили, что для него важнее - летать или писать, он ответил: «Не понимаю, как можно делить эти вещи, тем более противопоставлять их. Для меня летать и писать - одно и то же. Главное - действовать, главное - найти себя. Авиатор и писатель сливаются. Оба одинаково познают мир ».
Хотя Сент-Экзюпери рос без отца (он умер, когда мальчику было четыре года), его детство было хорошим, светлым. Память о доме и детстве становиться ярче с годами, через недовольство жизнью он создавать миф об огромном край детства, откуда приходит каждый человек. Экзюпери писал: «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны ». У него нет ни одной книги, в которой он не писал бы о детстве. Он был сильным, веселым, открытым мальчиком. В 12 лет впервые взлетел в воздух (самолет вел известный французский летчик Жюль Ведрия).
Наибольшее его страсть с детства - техника. Слаженная работа механизмов завораживает Экзюпери, как поэзия, как музыка. Телефон, радио, самолет, все приборы, которые помогают общению людей, всегда интересуют его. Он изобрел самолет-велосипед, мастерил различные механизмы. В 30-х годах Сент-Экзюпери запатентовал более десятка усовершенствований авиамоторов и приборов пилотирования. Он был наделен гениальным исследовательской интуицией.
После прекрасного детства Сент-Экзюпери увидел повседневную жизнь и долго искал себя в нем. Романтическое мировосприятие побудило его стать морским офицером (карьера военного моряка - традиция французской аристократии). Юный Антуан начинает посещать светские салоны, однако серьезность его стремлений, любовь к действию, творчестве преобладают над прелестями светской жизни. Потерпев неудачу на экзаменах в военно-морское училище, Сент-Экзюпери пытается найти себя в архитектуре. Но на архитектурном отделении Академии художеств он проучился всего чуть больше года. Поняв, что эта профессия не для него, Сент-Экзюпери подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска.
Сент-Экзюпери пришел в гражданской авиации в героическую ее время, когда летать было опасно. Он прокладывал новые трассы, испытывал новые машины, осваивал ночные полеты. С ним случались опасные аварии в горах и в пустыне. Ему нужна была вера, и он поверил в авиацию с ее героическим рыцарским кодексом, культом мужества, дружбы, верности долгу.
Авиация была в 20-х годах вовсе не обжитой воздушной стихией, которую и призван воспеть Сент-Экзюпери. Он летал над тремя континентами, и самолет стал для него орудием познания мира, дал ему возможность по-новому увидеть планету людей. Профессия летчика помогла ему понять неповторимые переживания человека, оторванного от земли, уединенной в небе, и сильнее почувствовать связь человека с человеком, ответственность за все, что происходит в мире.
Именно авиация дала Сент-Экзюпери то, чего так не хватало ему в повседневной жизни: остроту переживаний, ощущение постоянного риска, возможность проверить свою способность быть личностью. Именно такой стиль жизни устраивал Сент-Экзюпери больше, чем другой.
Пренебрежение обыденности, однообразия оказалась и в женитьбе Сент-Экзюпери: его женой стала вдова испанского писателя Гомеса Карильо - Консуэла. Это была эксцентричная, но обаятельная и грациозная женщина, исполненная внутренней поэзии и красоты. Непростые их отношения нашли впоследствии эхо в некоторых произведениях писателя, например в «Маленьком принце».
Душевный беспокойство привел Сент-Экзюпери в авиации, которая утолила «первый голод» души, но только первый. Ступив на путь поисков не смысл жизни, а самой жизни, деятельного и активного, Сент-Экзюпери не мог остановиться и, отталкиваясь от пережитого, шел к открытию важных для него нравственных принципов. Он никогда не был просто зрителем, а всегда был участником происходившего: «Быть человеком - раз и значит быть ответственным». В письме к другу в 1939 году он признавался: «Если мне не удастся воевать, я буду морально совершенно больным. Я многое сказать по поводу происходящего, но сказать я смогу об этом только как боец, а не как турист. Это единственная возможность, чтобы я когда-либо заговорил ... Нельзя говорить «мы», если отделяешь себя от других. И если ты тогда говоришь «мы», то ты просто негодяй! .. Я хочу участвовать в войне во имя любви, во имя неписаной религии, которую я исповедую ».
Добровольно взяв на себя ответственность за все, что происходит в мире, Сент-Экзюпери действует: он дважды побывал в республиканской Испании, где шла гражданская война, посетил Нью-Йорк и Москву, поехал в Берлин, чтобы собственными глазами увидеть, что такое фашизм и какой тип человека вырастает из этой идеологии.
Мир, его Сент-Экзюпери хотел видеть наполненным смыслом и солнцем, жизнью и счастьем, - этот мир с какой-то фатальной обреченностью катился в пропасть второй мировой войны. Сент-Экзюпери покидает Испанию, охваченный желанием объясниться с миром, открыть людям духовный смысл жизни - вне идеологическими постулатами и политическими страстями. Так, Сент-Экзюпери всегда держался в стороне от политики, не принадлежал ни к одной из политических партий или организаций. В «Планете людей» он поставит этот вопрос как планетарно значительно: «Зачем спорить о идеологий?» Все современные ему доктрины писатель оценивал с точки зрения их способности объединять людей.
После испанских событий писатель почувствовал настоятельную потребность раскрыть социальный и нравственный смысл этой страшной драмы XX века. Писатель-гуманист отстаивал право каждого человека на жизнь, считая, что гибель отдельной личности приводит к гибели целых миров. «Планета людей», появившаяся в год начала второй мировой войны, прозвучало для современников как страстная художественная проповедь всечеловеческого братства.
Сент-Экзюпери не раз, рискуя собственной жизнью, спасал своих товарищей и проявлял большое мужество и волю к жизни во время собственных аварий (в 1935 году в пустыне Сахаре, в 1938 году в Гватемале).
Когда фашисты напали на его родину, Сент-Экзюпери становится военным летчиком. После поражения Франции и объявленной демобилизации в 1940 году он эмигрирует в Америку. В 1944 году возвращается в армию - заместителем командующего 31-й эскадрильи средних бомбардировщиков. Его называли «самым летчиком второй мировой войны». Свое сорокачотирьох-летия Экзюпери отметил боевым вылетом. За два дня до его последнего вылета полковник Шассена сказал Екзюнери: «Вы за три месяца сделали столько, сколько молодым вашим коллегам не удается и за год. Вы теперь право говорить. И поэтому у вас уже нет больше права рисковать жизнью ». Но писатель твердо решил, что останется в авиации до конца.
31 июля 1944 майор Антуан де Сент-Экзюпери полетел на боевое задание - и не вернулся. Обстоятельства его гибели остались невыясненными. Сама его смерть стала легендой, которая определила совершенно особое место в литературе этого писателя, признанного во Франции национальным героем. Осваивая небеса Сент-Экзюпери лучше понимал жизни на Земле. Он таким и остался: человеком неба и земли, большим романтиком, который стремился счастью для людей в реальной жизни.
«ИЩИТЕ МЕНЯ В ТОМ, ЧТО Я ПИШУ». Творчество Антуана де Сент-Экзюпери, его жизнь и работа связаны между собой очень тесно и непосредственно. Недаром критики считают, что все его книги - это своеобразная автобиография, дневник писателя. Это так и не так.
Действительно, автобиографические и фактические элементы очень значительные во всех произведениях Сент-Экзюпери. Он входит в авиацию и в литературу одновременно: в 1926 году поступает на службу в «Генеральную компанию авиационных предприятий» и в этом же году издает свой первый рассказ «Летчик», которое было благосклонно встречено критикой.
Сент-Экзюпери воспринимал духовный кризис XX века КАК большое зло эпохи и все свои усилия направлял на восстановление системы гуманистических ценностей. Он сочетал в своем творчестве страсть моралиста и любознательность философа, аргументированность теоретика и вдохновения поэта. Поэтому его никогда не покидало вопрос, а что делает человека человеком. Ответ на это он пытался найти и при написании романов, повестей, рассказов.
«Южный почтовый» (1929) - найромантични-шей произведение Сент-Экзюпери, в нем выражено бунт против самодовольства буржуа, бескомпромиссное неприятие жизни, лишенного высших ценностей. По жанру «Южный почтовый» близок к повести с традиционным сюжетом: Жак Берне влюбляется в подругу детства Женевьеве, но они вынуждены расстаться, и Жак погибает во время одного из полетов. По форме повествования - это монолог о друге. Присутствие могучей личности автора придает книге лирико-философского окраски, Жак Берне напряженно ищет себя, смысл своего существования, смысл жизни вообще. Ему обязательно нужно найти формулу, которая бы все соединила. В конце герой склоняется к философии действия судьба человеческая должна быть вписана в общую работу всего человечества. Эта совместная работа способна дать смысл и жизни, и смерти.
В «Южном почтовом» уже заложены идеи, которые станут определяющими для философии и творчества писателя. В этой повести также формируются особенности стиля, связанные с опытом человека, всматривается в землю, проплывает под крылом самолета. Здесь впервые возникают мотивы-символы развиваться в последующих произведениях писателя, это мотивы детства, дома, колодцы, змеи. Впоследствии смерть маленького принца напоминать смерти Берне, оба бегут к звездам, выбирая родину, мир детства и отвергая обычный мир взрослых.
В повести «Ночной полет» (1931) рассказывается об истории гибели пилота Фабьена во время перелета через Кордильеры. Его шеф Ривьер, хоть и потрясен горем, верит, что это поражение «приблизит подлинную победу». Фабьен погибает, но другие пилоты, эти «труженики неба», отправляются в ночной полет. Итак, полет продолжается Как и все книги Сент-Экзюпери, «Ночной полет» - это прежде всего размышления о смысле человеческой жизни, о том, что является ценнее человеческой жизни. Ответ: дело человека - ценнее ее жизни. «Я уважаю то, что живет дольше, чем люди», - пишет Сент-Экзюпери. Его книги восстанавливают разрушенную веру человека в нравственные и благородные цели. Звездный путь людей и человечества - это путь веры и надежды, дорога благородных порывов и душевной красоты. Бесконечность этого пути отстаивается в «Ночном полете».