Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Выдающийся русский прозаик и драматург, который поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказал новое слово в драматургии. Его прозаические миниатюры отмечаются краткостью, лиризмом, содержательной емкостью.

В этих произведениях автор ставит важные морально-психологические проблемы. Чехов - выдающийся мастер художественной детали.

 

Новаторство Чехова-драматурга заключается прежде всего в создании нового типа драматического конфликта, где на смену внешним конфликтам пришла глубинная конфликтность сюжетов и ситуаций. Драматургии Чехова свойственны замедленный темп развития действия, воспроизведение потока событий, внешне между собой не связанных (вместо традиционной "единого действия").

 

Основные произведения: рассказы; повести: "Степь" (1888), "Палата № 6" (1892); пьесы: "Чайка" (1896), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 усл. Таганроге в семье мелкого лавочника. В 1876 г. отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался в Таганроге один, чтобы закончить гимназию. В эти годы будущий писатель много читал, писал очерки для гимназического журнала. Вскоре Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета (1879).

 

Становление таланта. С 1880 г. Чехов активно сотрудничал с популярными юмористическими журналами. Свои рассказы он в основном подписывал псевдонимом Антоша Чехонте. Его произведения быстро зажили популярности. В течение пяти лет Чехов написал около 400 юморесок, изобразив в этих произведениях людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, купцов, учителей, литераторов, священников чиновников и т.д.. Писатель язвительно и тонко высмеивал обывателей, следовательно комизм и ирония стали одной из важнейших особенностей его творчества.

 

1886 стал переломным в творчестве Чехова. Опубликовав книгу "Пестрые рассказы", он бы подвел итоги сделанному, чтобы перейти на более высокую ступень творческого развития.

 

В 90-е годы Чехов получил европейскую славу. В эти годы увидели свет такие шедевры, как "Палата № 6", "Черный монах", "Студент", "Человек в футляре", "Ионыч", "Дама с собачкой" и др.. В этих произведениях автор подал глубокий анализ действительности, зафиксировав в совершенных художественных образах.

 

В 1890 г. Чехов, к тому времени уже страдал от туберкулеза, совершил изнурительную поездку на Сахалин - место царской каторги и ссылки. Результатом этого путешествия стала книга "Остров Сахалин" (1895). С марта 1892 Чехов с семьей переезжает в купленный им имение Мелихово под Москвой. Там он лечит больных крестьян, за свой счет строит несколько школ для крестьянских детей.

 

Чехов и театр. Чехов был не только талантливым прозаиком, но и великим драматургом-новатором. Широкий успех драматургии Чехова начинается с пьесы "Чайка" (1895-1896), в которой автор поднимает темы служения искусству, значение искусства в общественной жизни, судьбе талантливого художника. Постановка пьесы в сезоне 1898/99 года была настоящим триумфом театра и драматурга. С тех пор изображение чайки стало эмблемой Московского Художественного театра. Новым этапом в творческом развитии писателя стали пьесы "Три сестры" (1901) и "Вишневый сад" (1904), в которых еще больше ощущается художественный подтекст ("подводное течение") и реалистичная символика, которая подчеркивает центральную идею: все пробуждается к новой жизни и в человеческих душах растет ненависть к обывательщины.

 

Чеховская драматургия оказала значительное влияние на мировое театральное искусство. "В плеяде великих европейских драматургов, - замечал Бернард Шоу, - Чехов сияет как звезда первой величины даже рядом с Толстым и Тургеневым".

 

В последние годы своей жизни (с осени 1898 г.) Чехов по состоянию здоровья вынужден был переселиться в Ялту, где и жил, с небольшими перерывами, до самой смерти. В июне 1904 писатель отправился на лечение за границу и 2 июля скончался в курортном городке Баденвейлер в Германии. Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Новеллистика Чехова

 

В первом пятилетие творческого пути Чехов формировался как писатель-юморист, который по-новому разрабатывал жанр маленького рассказа. Но к середине 80-х годов смешное и веселое в его произведениях все чаще переплетается с грустным. Переломным в творчестве Чехова стал 1886, когда был опубликован сборник "Пестрые рассказы". Чехов пристально всматривается в жизнь, пытаясь отобрать в нем существенное, главное. Он приходит к выводу, что "о серьезном следует говорить серьезно". Развенчание морального мещанства и пошлости - основное содержание творчества Чехова этих лет.

 

Отрицанию проповеди "малых дел", осуждению духовного застоя посвящены рассказы «Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви", которые были созданы в 1898 году и составили "маленькую трилогию". Они объединены общей идеей разоблачения "футлярного" жизни и связанные единством некоторых персонажей (Ивана Ивановича Чимша-Гималайского, Буркина). Писатель выступает в этих рассказах против духовного одичания, обывательщины. Замысел книги "Человек в футляре" так сформулирован в блокноте писателя: "Человек в футляре", в галошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался: нашел свой идеал ». Для главного героя рассказа Беликова характерно стремление к мертвой формы - все поместить в футляр. В этом образе Чехов вывел символический тип чиновника, всего боится и держит всех в страхе. Классической формулой трусости стали его слова: "Как бы чего не вышло!". В рассказе "Дама с собачкой" (1899) писатель утверждает высокую красоту и поэтичность чувства настоящей любви, которая пленяет человека и возвышает ее. Анна Сергеевна и Гуров, которые полюбили друг друга, вынуждены скрывать свою любовь, так как чувствуют гнетущий груз мира пошлости. Этот мир угнетает человека, подавляет его стремление к другой, лучшей жизни. В рассказе есть и другая тема - духовное возрождение человека под влиянием любви. Гуров и Анна Сергеевна благодаря силе большого чувства меняются. Как это часто бывает у Чехова, в "Даме с собачкой" отсутствует сюжетная развязка. Герои духовно порвали с прошлым, они не смирились с силами враждебного мира, а, наоборот, вступают с ними в борьбу. Герои "Дамы с собачкой "обычные, простые люди. Писатель не восхваляет их, но несмотря на это они поэтичны натуры с богатым душевным миром.

 

Малые жанры, особенно рассказы, требовали от писателя виртуозного мастерства при отборе и композиции материала. На малой площади, с небольшим количеством персонажей писатель рассказчик должен подать общую картину через отдельные детали. И Чехов умел отобрать материал, наполнить небольшое произведение большим содержанием. Его рассказы - это эпические произведения, которые ставят значительные морально-психологические проблемы, удивляет своей стройностью, емкостью. Чехов умел выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Она у писателя встречается значительно чаще, чем у кого-либо, многие его рассказов на деталях и построены. Одной деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность языка, достичь художественной конкретизации. В "Скрипке Ротшильда", например, существенное значение имеет ива, которую вспоминает перед смертью жена Иакова. Яков не помнит, как они сидели под ивой. Но, увидев старую иву, он вдруг вспомнил, какой была ива молодой. Эта деталь звучит в рассказе лейтмотивом.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии