Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В четверке великих французских поэтов-символистов имя Стефана Малларме в нас, как правило, упоминается последним, хотя по возрасту он старше Верлена, не говоря уже о Рэмбо. В какой-то мере это можно объяснить тем, что у нас он

меньше привлекал внимание, его почти не переводили и меньше о нем писали (что более или менее соответствовало европейской «норме»). Однако есть здесь и определенная внутренняя логика, поскольку именно в Малларме движение тогдашней символистской поэзии, знаменовал радикальное обновление поэтического языка, достигает своего завершения.

 

Однако со временем становилось ясно, что Малларме можно назвать центральной фигурой французского символизма последней трети XIX в. и раннего европейского модернизма. В наше время Малларме признают «главным идеологом и законодателем движения символистов», учитывая прежде всего его художественные искания и открытия, а также роль наставника молодого поколения поэтов, которых во Франции называют «малыми символистами» (хотя среди них было немало первоклассных поэтов, из них вышли Поль Валери и Поль Клодель, относящиеся к крупным поэтов первой половины XX в.).

 

Жизненный и творческий путь. Родился Стефан Малларме 18 марта 1842 в Париже в семье мелкого служащего. Во время Французской революции конца XVIII в. его дед был членом Конвента и принадлежал к партии якобинцев, голосовал за казнь короля Луи XVI; в семье хранились якобинские традиции и отсюда - политический радикализм в этого герметичного поэта, который в целом относился к политике и политикам с глубокой пренебрежением и всю жизнь держался от них на расстоянии. В отличие от Верлена, не говоря уже о Рэмбо, жизнь Малларме не богато на выдающиеся события, отсутствующие в нем драматические конфликты и крутые повороты судьбы. Всю жизнь он преподавал английский язык, сначала в провинциальных, а с 1871 г. в парижских лицеях. Это давало ему средства существования и чувство независимости художника, не подчиняет творчество утилитарным интересам и целям, чем он очень дорожил. Первые поэтические публикации Малларме относятся к началу 60-х годов. Какие Верлен, он сближается с молодыми поэтами, принадлежавших к группе «Парнас», и сам входит в эту группу, возглавляемой Лекон-том где Лилем. В 1866 г. в сборнике «Современный Парнас» появляется большая подборка его стихов, которая наиболее полно представляет раннее творчество Малларме. В 1871 г. поэт переезжает в Париж, в его поэзии наступает пауза, после чего она приобретает новое качество.

 

Творчество Малларме принято делить на два периода, на ранней, что в целом укладывается в 60-е годы, и позднее, центр которого в 80-х годах. Следует признать, что это разделение оправдан, его ранняя поэзия была становлением того, что называют феноменом Малларме, с довольно разнородных течений и тенденций. Безусловно, она связана с романтической традиции проявляется на разных ее уровнях: в оппозиции к существующей действительности, ее безапелляционному неприятии, в постижении бытия в противоположностях и контрастах, в типе «лирического героя», которому присущ дух всеобщего отрицания.

 

Раннее творчество Малларме протекала в среде парнасцев, что не могло не сказаться на ней, на ее поэтике и стиле. С парнасизмом связана пластическая выразительность предметно-чувственных образов его поэзии, что особенно убедительностью удостоверяется «языческой Эклоге» «Полдень фавна». Очевидно, от парнасизма идет и склонность поэта к форме сонета, который не очень согласуется с ведущими установками символизма. Однако наибольшее значение для Малларме на этом этапе должна поэзия Бодлера, которой принадлежит особая роль в его становлении на пути символизма; в большой степени при посредничестве автора «Цветов зла» была им воспринята и адаптирована романтическая традиция. Присутствие Бодлера явственно ощущается в его поэзии 60-х годов, в частности в цикле, опубликованном в сборнике «Современный Парнас».

 

Символизм раннего Малларме еще не отмечается особой сложностью и герметичностью, замкнутостью в себе. Его поэзии этого периода в основном имеют двухплановую структуру, где первый план занимают предметно-чувственные образы, по которым скрывается идея, абстракция, которая в ходе развертывания мотива выразительнее, подчиняет названы образы и, наконец, превращает их в образы-символы. Так построены поэзии цикла с «Современного Парнаса» - «Окна», «Цветы», «Звонарь», «Лазурь» и др.. Здесь предметные образы символизируют душевное состояние поэта, его бессилие перед жизнью, которое он не может принять и не способен преодолевать, и это, как следствие, порождает отчаяние и жестокую депрессию. Характерно стихотворение «Окна», где поэт идентифицируется с умирающим в госпитале: «Госпиталь усталый и ладаном, что несется, / / Едкий, посреди занавесок белизны / / И к нудной распятие, ежеминутно / / смертных прижимается к голой стены». Он рвется к окнам, до голубизны как убежища, где мир, «сияние бесконечности» и «небеса цветущей красоты», но этот порыв разбивается о реальность, низменную и гнусную, которая заставляет «предать лазурь». И порыв к лазури - это, наконец, бегство «с риском падать всю вечность в провал».

 

Сложнее символика стихотворения «Лазурь». Здесь лазурь является не только символом высокого и идеального мира, к которому стремится душа поэта, не только антитезой реальному миру, но и «пронзительным укором» тому, кто «разделяет примятую подстилку счастливых человеческих стад». Она, «прорезая кольцо твоих агоний, / / Словно неотразимый меч, среди мглы гремит. / / Прятаться - куда от лютой погони? / / Она грядет. Лазурь! Лазурь! Лазурь! »В этом стихотворении образ-символ голубой становится вместительным, неоднозначным, но не затемненным. В целом этот образ у раннего Малларме становится образом-лейтмотивом, который по-разному варьируется в стихах: поэт - это тот, кому при рождении «лазурь невинная губы обожгла» и кто на всю жизнь обречен рваться к ней («Дар поэзии»).

 

Как отмечалось, Малларме является одним из ведущих поэтов французского символизма и одновременно фигурой характерным. С одной стороны, в его поэзии ли отчетливо проявились эстетические и герметичные тенденции, присущие французскому символизму, с другой - ей совершенно чужды трансцендентные и мистические стремления. Вещевой мир у него не мифологизуеться, а наделяется духовным содержанием. Вещи в его поэзии вполне конкретны в своем наличии, но одновременно они являются воплощениями всеобщего, первоначального и имеют духовно-психологическую ауру. Можно отметить, что в поэтическом мире Малларме они сочетают предметную реальность и высокую символичность.

 

Здесь стоит напомнить, что поэт придерживался материалистического мировоззрения. Как уточняет известный французский философ и писатель Сартр в предисловии к одному из изданий стихов Малларме, «его метафизика - это разновидность аналитического материализма, окрашенного спинозизмом1. Ничего нет, кроме материи, вечного бурление бытия, что само по себе растет и само себя отрицает ». Одним из главных событий своей духовной жизни он считал полный отказ от Бога бессонной ночи 1867 В христианской религии наиболее неприемлемой для него вера в потусторонний мир и жизнь после смерти, которую он считал утешая мистификацией. Отвергал он и любое мистическое истолкование явлений и событий жизни. Однако все это отнюдь не означает, что его поэзия апологией материи и материального мира - как раз наоборот.

 

Малларме ни был последовательным материалистом, хотя он и не сомневался материалистическую первичности мира. Однако этот мир он не воспринимал и не мыслил вне сознания (l'esprit), которая у него есть активной творческой силой бытия, неизвестно как и откуда появилась. Однако она отнюдь не является порождением материального мира, а скорее его антитезой. В сонете «Когда роковая тень свой приговор занесла ...» поэт противопоставляет Землю, где родилась сознание, «от праздничной звезды занялся гений», величественном и прекрасном, но пустом и угрожающем ночному небу, космическому пространству, куда зря Земля пламенем посылает эту весть , которую некому принять.

 

Сам по себе материальный мир у Малларме - это тяжелая и застыла материя, которая подавляет сознание и рубит крылья духу. Этот мир приобретает смысл и красоты, когда закрепляется в слове, воплощается в образе и становится произведением искусства. Однако это достигается позднего Малларме путем его распредмечивания и розречевлення собственно замены его другим «материей», что создается сознанием как креативной первоосновой, гением художника.

 

Это означает, что в поэзии Малларме мощно проявляется модернистская тенденция, которая станет активной составляющей поэзии XX в.: Выражать в словах и по (или над) ими глубинное, универсальное, не только передавать навеянные имеющимся впечатления, чувства, мысли, а творить

 

1Спинозизм - учение выдающегося голландского философа XVII в. Б. Спи-нозы, в котором одуховлюеться материя. особый художественный мир, неадекватный существующем, являющаяся самовыражением художника. И если Верлен еще в основном выражал свои впечатления и настроения, оставаясь, впрочем, поэтом своей судьбы, то Малларме одержим стремлением сделать, оттолкнувшись от чувственных впечатлений, к «чистой идеи вещи», в надличностной интеллектуальной реальности.

 

Понимание символа в Малларме близко к понятию «объективный коррелят», сформулированного впоследствии выдающимся англо-американским поэтом Т.С. Элиотом. Суть его в том, что для выражения чувств, духовных процессов и душевных состояний подбираются определенные сочетания предметов, определенный ряд событий и ощущений, которые и становятся их «объективным коррелятом», их опосредованным выражением. По Малларме, задача поэзии не в том, чтобы «назвать предмет», а в том, чтобы «внушить его образ». «Назвать предмет, - заявлял он, - это значит уничтожить три четверти поэтического очарования, который дается постепенным отгадыванием; внушить - вот идеал». И далее Малларме проливает свет на свою поэтическую технологию: «Сознательно вызвать притихший в тени предмет с помощью слов-намеков, всегда косвеных, направленных к чему-то такому, что можно было бы сравнить с молчанием, - это ли не акт творения»; добавим - акт создания новой, поэтической реальности. Однако это первая половина задачи, вторая заключается в следующем: «Постепенно вызвать предмет и через ряд расшифровок добыть из него состояние души - это означает превосходное использование тайны, которая таит в себе символ».



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии