В четверке великих французских поэтов-символистов имя Стефана Малларме в нас, как правило, упоминается последним, хотя по возрасту он старше Верлена, не говоря уже о Рэмбо. В какой-то мере это можно объяснить тем, что у нас он
меньше привлекал внимание, его почти не переводили и меньше о нем писали (что более или менее соответствовало европейской «норме»). Однако есть здесь и определенная внутренняя логика, поскольку именно в Малларме движение тогдашней символистской поэзии, знаменовал радикальное обновление поэтического языка, достигает своего завершения.
Однако со временем становилось ясно, что Малларме можно назвать центральной фигурой французского символизма последней трети XIX в. и раннего европейского модернизма. В наше время Малларме признают «главным идеологом и законодателем движения символистов», учитывая прежде всего его художественные искания и открытия, а также роль наставника молодого поколения поэтов, которых во Франции называют «малыми символистами» (хотя среди них было немало первоклассных поэтов, из них вышли Поль Валери и Поль Клодель, относящиеся к крупным поэтов первой половины XX в.).
Жизненный и творческий путь. Родился Стефан Малларме 18 марта 1842 в Париже в семье мелкого служащего. Во время Французской революции конца XVIII в. его дед был членом Конвента и принадлежал к партии якобинцев, голосовал за казнь короля Луи XVI; в семье хранились якобинские традиции и отсюда - политический радикализм в этого герметичного поэта, который в целом относился к политике и политикам с глубокой пренебрежением и всю жизнь держался от них на расстоянии. В отличие от Верлена, не говоря уже о Рэмбо, жизнь Малларме не богато на выдающиеся события, отсутствующие в нем драматические конфликты и крутые повороты судьбы. Всю жизнь он преподавал английский язык, сначала в провинциальных, а с 1871 г. в парижских лицеях. Это давало ему средства существования и чувство независимости художника, не подчиняет творчество утилитарным интересам и целям, чем он очень дорожил. Первые поэтические публикации Малларме относятся к началу 60-х годов. Какие Верлен, он сближается с молодыми поэтами, принадлежавших к группе «Парнас», и сам входит в эту группу, возглавляемой Лекон-том где Лилем. В 1866 г. в сборнике «Современный Парнас» появляется большая подборка его стихов, которая наиболее полно представляет раннее творчество Малларме. В 1871 г. поэт переезжает в Париж, в его поэзии наступает пауза, после чего она приобретает новое качество.
Творчество Малларме принято делить на два периода, на ранней, что в целом укладывается в 60-е годы, и позднее, центр которого в 80-х годах. Следует признать, что это разделение оправдан, его ранняя поэзия была становлением того, что называют феноменом Малларме, с довольно разнородных течений и тенденций. Безусловно, она связана с романтической традиции проявляется на разных ее уровнях: в оппозиции к существующей действительности, ее безапелляционному неприятии, в постижении бытия в противоположностях и контрастах, в типе «лирического героя», которому присущ дух всеобщего отрицания.
Раннее творчество Малларме протекала в среде парнасцев, что не могло не сказаться на ней, на ее поэтике и стиле. С парнасизмом связана пластическая выразительность предметно-чувственных образов его поэзии, что особенно убедительностью удостоверяется «языческой Эклоге» «Полдень фавна». Очевидно, от парнасизма идет и склонность поэта к форме сонета, который не очень согласуется с ведущими установками символизма. Однако наибольшее значение для Малларме на этом этапе должна поэзия Бодлера, которой принадлежит особая роль в его становлении на пути символизма; в большой степени при посредничестве автора «Цветов зла» была им воспринята и адаптирована романтическая традиция. Присутствие Бодлера явственно ощущается в его поэзии 60-х годов, в частности в цикле, опубликованном в сборнике «Современный Парнас».
Символизм раннего Малларме еще не отмечается особой сложностью и герметичностью, замкнутостью в себе. Его поэзии этого периода в основном имеют двухплановую структуру, где первый план занимают предметно-чувственные образы, по которым скрывается идея, абстракция, которая в ходе развертывания мотива выразительнее, подчиняет названы образы и, наконец, превращает их в образы-символы. Так построены поэзии цикла с «Современного Парнаса» - «Окна», «Цветы», «Звонарь», «Лазурь» и др.. Здесь предметные образы символизируют душевное состояние поэта, его бессилие перед жизнью, которое он не может принять и не способен преодолевать, и это, как следствие, порождает отчаяние и жестокую депрессию. Характерно стихотворение «Окна», где поэт идентифицируется с умирающим в госпитале: «Госпиталь усталый и ладаном, что несется, / / Едкий, посреди занавесок белизны / / И к нудной распятие, ежеминутно / / смертных прижимается к голой стены». Он рвется к окнам, до голубизны как убежища, где мир, «сияние бесконечности» и «небеса цветущей красоты», но этот порыв разбивается о реальность, низменную и гнусную, которая заставляет «предать лазурь». И порыв к лазури - это, наконец, бегство «с риском падать всю вечность в провал».
Сложнее символика стихотворения «Лазурь». Здесь лазурь является не только символом высокого и идеального мира, к которому стремится душа поэта, не только антитезой реальному миру, но и «пронзительным укором» тому, кто «разделяет примятую подстилку счастливых человеческих стад». Она, «прорезая кольцо твоих агоний, / / Словно неотразимый меч, среди мглы гремит. / / Прятаться - куда от лютой погони? / / Она грядет. Лазурь! Лазурь! Лазурь! »В этом стихотворении образ-символ голубой становится вместительным, неоднозначным, но не затемненным. В целом этот образ у раннего Малларме становится образом-лейтмотивом, который по-разному варьируется в стихах: поэт - это тот, кому при рождении «лазурь невинная губы обожгла» и кто на всю жизнь обречен рваться к ней («Дар поэзии»).
Как отмечалось, Малларме является одним из ведущих поэтов французского символизма и одновременно фигурой характерным. С одной стороны, в его поэзии ли отчетливо проявились эстетические и герметичные тенденции, присущие французскому символизму, с другой - ей совершенно чужды трансцендентные и мистические стремления. Вещевой мир у него не мифологизуеться, а наделяется духовным содержанием. Вещи в его поэзии вполне конкретны в своем наличии, но одновременно они являются воплощениями всеобщего, первоначального и имеют духовно-психологическую ауру. Можно отметить, что в поэтическом мире Малларме они сочетают предметную реальность и высокую символичность.
Здесь стоит напомнить, что поэт придерживался материалистического мировоззрения. Как уточняет известный французский философ и писатель Сартр в предисловии к одному из изданий стихов Малларме, «его метафизика - это разновидность аналитического материализма, окрашенного спинозизмом1. Ничего нет, кроме материи, вечного бурление бытия, что само по себе растет и само себя отрицает ». Одним из главных событий своей духовной жизни он считал полный отказ от Бога бессонной ночи 1867 В христианской религии наиболее неприемлемой для него вера в потусторонний мир и жизнь после смерти, которую он считал утешая мистификацией. Отвергал он и любое мистическое истолкование явлений и событий жизни. Однако все это отнюдь не означает, что его поэзия апологией материи и материального мира - как раз наоборот.
Малларме ни был последовательным материалистом, хотя он и не сомневался материалистическую первичности мира. Однако этот мир он не воспринимал и не мыслил вне сознания (l'esprit), которая у него есть активной творческой силой бытия, неизвестно как и откуда появилась. Однако она отнюдь не является порождением материального мира, а скорее его антитезой. В сонете «Когда роковая тень свой приговор занесла ...» поэт противопоставляет Землю, где родилась сознание, «от праздничной звезды занялся гений», величественном и прекрасном, но пустом и угрожающем ночному небу, космическому пространству, куда зря Земля пламенем посылает эту весть , которую некому принять.
Сам по себе материальный мир у Малларме - это тяжелая и застыла материя, которая подавляет сознание и рубит крылья духу. Этот мир приобретает смысл и красоты, когда закрепляется в слове, воплощается в образе и становится произведением искусства. Однако это достигается позднего Малларме путем его распредмечивания и розречевлення собственно замены его другим «материей», что создается сознанием как креативной первоосновой, гением художника.
Это означает, что в поэзии Малларме мощно проявляется модернистская тенденция, которая станет активной составляющей поэзии XX в.: Выражать в словах и по (или над) ими глубинное, универсальное, не только передавать навеянные имеющимся впечатления, чувства, мысли, а творить
1Спинозизм - учение выдающегося голландского философа XVII в. Б. Спи-нозы, в котором одуховлюеться материя. особый художественный мир, неадекватный существующем, являющаяся самовыражением художника. И если Верлен еще в основном выражал свои впечатления и настроения, оставаясь, впрочем, поэтом своей судьбы, то Малларме одержим стремлением сделать, оттолкнувшись от чувственных впечатлений, к «чистой идеи вещи», в надличностной интеллектуальной реальности.
Понимание символа в Малларме близко к понятию «объективный коррелят», сформулированного впоследствии выдающимся англо-американским поэтом Т.С. Элиотом. Суть его в том, что для выражения чувств, духовных процессов и душевных состояний подбираются определенные сочетания предметов, определенный ряд событий и ощущений, которые и становятся их «объективным коррелятом», их опосредованным выражением. По Малларме, задача поэзии не в том, чтобы «назвать предмет», а в том, чтобы «внушить его образ». «Назвать предмет, - заявлял он, - это значит уничтожить три четверти поэтического очарования, который дается постепенным отгадыванием; внушить - вот идеал». И далее Малларме проливает свет на свою поэтическую технологию: «Сознательно вызвать притихший в тени предмет с помощью слов-намеков, всегда косвеных, направленных к чему-то такому, что можно было бы сравнить с молчанием, - это ли не акт творения»; добавим - акт создания новой, поэтической реальности. Однако это первая половина задачи, вторая заключается в следующем: «Постепенно вызвать предмет и через ряд расшифровок добыть из него состояние души - это означает превосходное использование тайны, которая таит в себе символ».
Загрузка...