Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

После целого тысячелетия, вошедшее в историю под названием «средние века», наступает новая эпоха. Этот относительно короткий период приходится примерно на ХIV-ХVI вв., Называют Возрождением, или Ренессансом.

 

 

По этой эпохи политическая ситуация в Западной Европе резко меняется. От осознания принадлежности к общему западнохристианского (католического) мира западноевропейцы постепенно приходят к сознанию национальной: итальянской, французской, испанской, английской ... В некоторых странах на короткое время устанавливается относительная политическая стабильность. В других, наоборот, политическая борьба обостряется, но приобретает новые черты по сравнению со средними веками.

 

В ХIV-ХVI века. католическая церковь постепенно теряет свою ведущую роль в духовной жизни, исключительное право сообщать и толковать «мнение» самого Бога. Восстановить утраченные позиции не помогли ни чрезвычайная жестокость (несогласных сжигали на городских площадях), ни неслыханная «снисхождение» (отпущения любых грехов за определенную плату). Все это только отвлекло людей от церкви, а иногда и от веры в истинные ценности христианства.

 

Благодаря бурному развитию городской культуры, печати, университетов проходит очередное «возрождение» определенных античных ценностей в виде так называемого гуманизма (от лат. Humanus - человечный). Теоцентризм Средневековья (в центре-Бог гречески «Теос») в массовом сознании западного европейца меняется антропоцентризм (в центре - человек, гречески «антропос»).

 

Как ты, наверное, помнишь, разработал понятие «гуманизма» еще в середине I в. до н.э. древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон. Он был прежде всего юристом (от лат. Jure - закон, право), а следовательно, гуманность и справедливость понимал как законность, юстиции (от лат. Justicia - справедливость). Таким образом, гуманизм в его трактовке - это право человека на защиту своей личности и своих человеческих прав.

 

Мыслители эпохи Возрождения, которые называли себя гуманистами и наследниками Цицерона, шире, чем он, толковали это понятие, выводя его из антропоцентризма: если человек-не является центром Вселенной, то что же тогда и человеческое счастье, человеческие права и свободы?

 

Следует заметить, что современное понимание гуманизма ближе к ренессансного, чем к античному. В «Словаре иностранных слов» гуманизм определяется как «отношение к человеку как к высшей ценности, защита прав личности на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей».

 

Впрочем, эпоха Возрождения, согласно своему названию, скромно вид, что она изобрела антропоцентризм, а лишь возродил античный гуманизм. Тем самым было положено так называемую «идею маятника», по которой геоцентрической и антропоцентричны эпохи постоянно сменяют друг друга: античность объявила человека «мерой всех вещей» - Средневековье поставило ее в «надлежащий» ей уголок Вселенной, далее Возрождения (человек снова в центре) -после того барокко (человек на периферии неведомого мира) классицизм - рококо; Просвещение - романтизм и т.д..

 

На самом же деле идея о человеке как «мере всех вещей» принадлежала древнегреческом философу Протагору и было не центром, а тупиком античной философии. Что касается гуманизма Цицерона, то, с точки зрения христианства, он был преждевременным и меньше чем через столетие раз и навсегда потерял смысл с приходом в мир богочеловека Иисуса Христа. Почитав Валлу, можно подумать, что «Божественная комедия» Данте безнадежно устарела уже за сотню лет после того, как была написана. Валла вводит понятие божественной сладости и все «естественные» наслаждения объявляет божественными. Наслаждение он отождествляет с природой, природу - с Богом. Из этого следует, что сам Бог "запрограммировал» человека на наслаждение, а следовательно, она не может быть аморальным, и все моральные преграды на пути к наслаждению надо просто устранить.

 

Основатель новочасного гуманизма Франческо Петрарка (1304-1.374) Дантовой «Божественной комедии» не читал. Страстный библиофил, готов за интересным ему рукописью отправиться хоть на север Европы, он, однако, отказался от всех предложений ознакомиться с произведением своего земляка. Наверное, слишком страшно гуманисту заглядывать в ад ... Сам он свои: нежелание читать произведение Данте объяснял иначе: его, мол, отталкивает «базарная» флорентийская говор Данте. Петрарка и сам был флорентийцем, но отстаивал «высокую» латынь, которой и писал свои «серьезные» произведения. Впрочем, он был также талантливым поэтом, а потому не удержался «на досуге» создать сборник сонетов живой итальянский язык («Канцоньере» - в переводе с итальянского - «Песни»), которую пополнял на всю жизнь. Эти поэзии, между прочим, обнаруживают внимательное изучение им «Новой жизни» Данте.

 

Время рассудил филологические споры Данте и Петрарки в пользу Данте. «Базарная» флорентийская говор его произведений стала современной итальянской языке (так же, как, например, «базарная» полтавская говор Котляревского - современной украинской).

 

Смелость языкового эксперимента. Данте оказалась вполне оправданной и в чисто литературном смысле. «Данте - одинокий средневековый писатель, которого в его родном крае понимают до сих пор без перекладывания», - писал 1. Франко. Ведь не только «ИИисня о Роланде» во Франции или «Слово о полку Игореве» в Украине не могут быть прочитаны неспециалистов без перевода современными языками (соответственно - на французском и украинском), но и Шекспир по языку очень тяжелый для современного английского школьника и изучается в английских школах со специальным языковым комментарием. Тнмчасом Данте сам стал создателем современной итальянского литературного языка: «Труд его гения,-писал Франко, - положила для нее сразу такой прочный фундамент, на котором стоит вся его строение до сих пор». Сегодня итальянский читатель воспринимает созданное Данте и после него (в том числе сонеты Петрарки) как произведения, написанные живым современным языком. Свои триста шестьдесят шесть сонетов Петрарка, как и Данте, посвятил реальной женщине (Jlaypa - имя его избранницы), которая в середине XIV в. умерла во время эпидемии чумы (так же, как Беатриче конце XIII в.). На этом совпадения «Канцоньере» с «Новой жизнью», собственно, и заканчиваются. Ведь Петрарка, в отличие от Данте, снимает «проблему любви» с повестки дня. Он не верит в наличие противоречий между «высоким» и «низким», «небесным» и «земным» любовью, решительно провозглашая, что любовь может быть только земным.

 

Лаура, правда, не ответила на «земное» любви поэта и, по его мнению, поступила правильно, ведь была замужней женщиной. Таким образом, проблема возможной «греховности» любовь не исчезает, просто гуманист Петрарка верит в способность человека преодолеть свое чувство. Если Данте Франческа и Паоло, поражены новизной этого чувства, были »к другому не готовы», то новочасни люди, по мнению гуманиста, готовы ко всему и способны самостоятельно справиться с "нежелательными последствиями» земной любви. Однако здесь нет желаемого »возрождение античности»: вместо искренней страсти Катулла - скорее куртуазное любви, не обязывает ни к чему, кроме составления стихов.

 

Петрарка утверждает самодостаточность человеческого чувства. Оно не зависит ни от чего, даже от отношения самого «предмета» чувства, - когда любишь, например, природу, не думаешь, любит ли она тебя. Для Петрарки Лаура - та же природа, не случайно он так часто играет на созвучии его имени то с лавром (lauro), то с ветерком (l'aura). Лаура, лавр, ветерок - красивые и самодостаточные. Итак, самодостаточной есть и красота земного чувства. И только она может быть темой поэзии. И только потому самодостаточной является и сама поэзия.

 

Итак, в «Канцоньере» не найти прозаических комментариев (таких, как в «Новой жизни») или какой-то сюжетной последовательности в размещении сонетов. их только чисто условно объединены в два лирических цикла: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры».

 

Каждая поэзия «Канцоньере» имеет свой отдельный лирический сюжет. Во внедрении и разработке лирического сюжета заключается художественное новаторство Петрарки, он является создателем современной психологической лирики, полноценного лирического героя, который не только не скрывает противоречий души, но и не ищет подсказок (или «сбоку», или «снизу», или то даже и «сверху») по их решению.

 

Да и действительно ли он стремится решения? Данте как лиро-эпический герой собственной «Комедии» почти сходил с ума от противоречий бытия и любви. Зато лирический герой Петрарки любит в них и, кажется, уже не может жить без них. Сонет как одна из канонизированных строф и как особая форма лирической поэзии возник в лирике трубадуров XII в. Именно им эта чотирнадцятирядкова строфа обязан своим названием (провансальской языке «зоппеи» буквально означает «песенка»). Сонет был заново осмыслен и глубоко разработан в Дантовом «Новой жизни», но именно благодаря творчеству Петрарки стал не просто канонизированной форме, но и популярным жанром ренессансной поэзии.

 

Любой классический «итальянский», или «Петрарка-ский», сонет формально выглядит так же, как приведенный выше. Он состоит из четырех строф. Это два четверостишия (катрены) и два трехстишия (терцеты).

 

Итак, сонет - не просто канонизирована, но и составлена строфа, ведь состоит из других канонизированных строф (или, в данном случае, пидстроф).

 

Из двух катренов состоит октава (восьмистишия) с повторяющимися рифмами: абаб абаб (вариант абба абба, как в украинском переводе приведенного сонета, или: абаб абба).

 

Как правило, в первом катрене относится гема (в нашем примере: что такое любовь?), Во втором она развивается и углубляется (в нашем примере за счет парадоксальных характеристик любви). Эта часть сонета (октава) называется запевом (не следует путать с запевом эпопеи).

 

Из двух терцетов состоит секстет (шестивирш) с общими рифмами: ВГВ ГВГ (вариант вгд вгд или «зеркальный», как в украинском переводе приведенного сонета: вгд ДГВ).

 

Две последние строфы сонета называются виспивом. Он является переходом от кульминации (как правило, в первой строке виспиву) к развязке («заключения», что ему предстоит быть в последней строке).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии