Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

После смерти кардинала Ришелье (1642) и короля Людовика XIII (1643) в наследство пятилетнему Людовику XIV и его матери-регентши Анне Австрийской достались Тридцатилетняя война и внутренние противоречия между различными слоями общества, загнанные вглубь «сильной рукой» покойного кардинала , которые так и остались нерешенными.

 

 

Мятеж аристократов (так называемая Фронда) чуть было не привел к лишению несовершеннолетнего короля трона. Однако 1649 известие о казни английского короля восставшими протестантами во главе с Оливером Кромвелем заставила напуганных французских аристократов пойти на компромисс. Смена власти в странах-основных участниках Тридцатилетней войны 1648 г. привела к подписанию Вестфальской мирного соглашения. Наконец, французский кардинал и первый министр Ма-Зарина, достойный продолжатель дела своего предшественника Ришелье, убрал Францию в руки. Однако после его смерти 1661 двадцатидвухлетний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет премьер-министром, чтобы иметь возможность реально править своим государством.

 

Именно Людовику XIV принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Государство - это я». Прожив на свете семьдесят семь лет, семьдесят два из них он был королем, переживший сына н внука. После его смерти корона перешла уже к правнука.

 

Вторая половина XVII - начало XVIII в., Или «сутки Людовика XIV», была периодом расцвета французского абсолютизма. Людовик считал себя «новым Августом», что, в частности, проявлялось в огромных денежных расходах деятелям искусства. Конечно, была и разница: если Октавиан Август через искусство стремился повлиять на всех римских граждан, то Людовик средствами искусства воспитывал вкусы и мораль высшей придворной касты. Остальное население было работать на короля и его двор, поставляя им средства для роскошной жизни. Строить Версаль, развлекать музыкой и театром ... И всей душой стремиться хоть немного приблизиться к этому привлекательному и роскошного «благородного» мира.

 

Некоторым это удавалось. Например, одному обойщиков по фамилии Поклен, который поставлял свои изделия к королевскому дворцу. Получив почетное звание «valet de chambre du roi», что можно примерно перевести как «Покойова королевский слуга», он с гордостью передал его сыну, Жану Батисту клеветы. И даже мог себе позволить обучать сына в престижном колледже.

 

В коллеже Жан Батист »набрался вольнодумства» от местных учителей, среди которых был известный философ, астроном и физик Пьер Гассенди (1592-1655). Подвергая острой критике учение Декарта о врожденных идеях, Гассенди развивал теорию античного философа Эпикура об атомах, в которой Богу отводил лишь роль «создателя атомов». Во время учебы сын обойщика проникся большой уважением к творчеству и творческих людей: странствующий актер, как художник, казался ему человеком слишком выше, чем «Покойова королевский слуга». Отказавшись от звания и карьеры «Покойова слуги», он убегает из дома и начинает свой актерский путь под псевдонимом Мольер.

 

Так в год смерти короля Людовика XIII (1643) произошло рождение яркой личности «эпохи Людовика XIV» - великого актера, режиссера и комедиографа Жана Батиста Мольера (1622-1673).

 

1643 вместе с друзьями (такими же молодыми, как он сам) Мольер организует актерский коллектив под названием «Славный театр». И хотя эта красноречивое название свидетельствовало об отсутствии каких-либо сомнений участников коллектива в том, что слава не замедлит, театр вскоре прогорел. После этого Мольер вступает в труппу странствующих актеров. Ожидаемая слава пришла только через пятнадцать лет, а за это время изменилось все. Вместо судьбы любимца столичной публики, Мольеру суждено невыносимо длинные подчинения провинции (выяснилось, что для этого надо хорошо изучить реальное провинциальная жизнь). Вместо славы великого трагического актера и автора трагедий, которым в мечтах видел себя юный Мольер, неожиданно пришло настоящее амплуа-амплуа шута, комика, а в дальнейшем и автора комедий.

 

Двадцатилетнему Людовику XIV трагедий и трагедиографив в Париже 1658 хватало, тогда как роль королевского шута была вакантной. Следовательно прославленная в провинции труппа комедиантов во главе с Мольером была вызвана в Париж и принята под королевскую опеку.

 

Став «комедиантом короля», Мольер мог больше не беспокоиться о будущем, по крайней мере в материальном плане. Всю свою дальнейшую жизнь он должен был писать комедии о том, с чего хотел смеяться король.

 

При любых времен королевский шут имел привилегии смеяться над тем, над чем больше никто во всем мире смеяться не мог. Объектом смеха Мольера могли быть французские герцоги, графы, министры, даже целые империи. Объектом смеха или даже простой безразличия Мольера не могла быть только один человек на земле - «король-солнце», «олицетворенная Франция» - сам Людовик XIV.

 

Поговорим о королевских комедиантов.

 

1. Вспомни, кто такой «бедный Йорик».

 

2. Рассмотри картину великого испанского художника XVII в. Дисго Веласкеса «Дон Себастьян де Морра», на которой изображен

 

карлика - шута испанского короля. Опиши свои впечатления об изображенном художником человека в сжатом произведении «Портрет королевского комедианта».

 

3. Рассмотри гравюру французского художника XVII в. Симен-на, на которой изображен Мольера во время исполнения роли в одной из комедий, созданных им по заказу Людовика XIV. Подумай, чем судьба Мольера была подобна (особенно, по мнению его современников) в качестве обычного королевского шута и чем от него отличалась.

 

Вкусы и предпочтения Людовика XIV полностью определяли иерархию ценностей во французском искусстве второй половины XVII в. Больше король ценил оперу и балет. Его любимцем был талантливый композитор Жан Батист Люлли (1632-1687), один из корифеев классицизма в музыке.

 

Король не признавал театральных представлений без музыки Люлли. Следовательно трагедиографы, которые больше всего хотели завоевать благосклонность короля, сюжеты своих трагедий подавали в виде оперных либретто, отдавая их в полное распоряжение Люлли. Поэтому Корнель и Расин, которые в основном отказывались от такой ласки, а рядовой трагедиограф Филипп Кино (1635-1688) стал «главным» трагедиографом Франции, а затем и основным поставщиком либретто для опер Люлли.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии