Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Посмотри на пейзажи французского художника-классициста Николя Пуссена (1594-1665) на странице 262 и немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха (1774-1840) на странице 263. Пейзаж - это молодой жанр европейской

живописи, который начинает свое самостоятельное бытие только в ХVII-ХVIII вв. Одним из первых классиков этого жанра был француз Н. Пуссен. На его картине «Орфей и Эвридика» ты можешь видеть, как пейзаж буквально вытесняет мифологический сюжет. Точнее, античный миф, как ему и положено, здесь просто растворяется в изначальной гармонии природы. Попытаемся сравнения романтического и классического пейзажей выяснить хотя наиболее очевидные черты романтического мировоззрения.

 

1. Какой эпизод из легенды об Орфее и Эвридике изображено на картине Пуссена? Какую роль в картине играют элементы пейзажа?

 

2. Как пейзаж влияет на общее настроение картины Пуссена? Каким словом можно определить это настроение? Как художник доказывает наличие связи человека и природы? Для чего, например, одной из центральных фигур он сделал рыбалку?

 

3. Можно сказать, что и природу, и человека Н. Пуссен изображает, руководствуясь одинаковыми художественными принципами? Попробуй сформулировать хотя бы некоторые из этих принципов.

 

4. Принадлежность к какому жанру живописи подчеркивает название картины художника-романтика начала XIX в. К.Д. Фридриха? Как название картины объясняет расположение на ней человеческих фигур?

 

5. Какой видит природу художник-романтик? Чем понимание природы К.Д. Фридриха отличается от ее видения Н. Пуссеном?

 

6. Можно сказать, что и природу, и человека К.Д. Фридрих изображает, руководствуясь одинаковыми художественными принципами? Попробуй сформулировать хотя бы некоторые из этих принципов.

 

Пейзаж возник в XVII-XVIII вв. как образ и идеал гармонии. А вот по мнению К.Д. Фридриха, «божественное нельзя передать в пейзаже», поэтому он пытается максимально упростить его, удалить все «лишнее», чтобы углубиться в «сущность» природы. Художник XVII-XVIII вв. воспринимает мир как язычник, полностью «растворяясь» в античном обожествлении природы, а у Фридриха человек (и та, которая изображена на его картинах, и та, которая смотрит на них) не вступает в близкое общение с природой. Скорее это холодное созерцание. Находясь «внутри» природы, в самом ее «сердце», вполне завися от нее, человек, однако, ищет и ждет чего-то другого, чего-то высшего.

 

В предыдущих главах мы проследили, как теоцентризм Средневековья (в центре - Бог гречески «Теос») в массовом сознании западного европейца постепенно менялся на антропоцентризм (в центре - человек, гречески «антропос»).

 

Все начиналось в эпоху Возрождения, которая, согласно своему названию, «делала», будто не изобрела антропоцентризм, а лишь возродил античный гуманизм. Тем самым было положено так называемую «идею маятника». Античность - Средневековье, Возрождение - барокко, классицизм - рококо. Просвещение-романтизм ...

 

Теперь, когда мы дошли до последнего пункта этого перечня, можно указать на определенную закономерность: теоцентризма возникает вследствие разочарования в попытках воплощения антропо-центоичних идей на практике.

 

Самоутверждение ренессансной личности привело к «войне всех против всех» и вызвало барокко реакцию. Опомнись, человек! Кто ты? Что ты знаешь? Твоя жизнь - это просто сон! Итак, познав все химеры и парадоксы жизни-сна, стоит отказаться от «диких» человеческих страстей ради того, чтобы после «пробуждения» попасть не в темной сырой башни, а к чему-то столь прекрасного, что даже трудно себе представить ... Утверждение классицистической героической личности, ума и порядка логически привело к «я-государства» люду ка XIV и вызвало реакцию рококо. Стиль Людовика XV - пародия на стиль Лю-Век XIV, ироническое отношение буквально ко всему, которое переходит в откровенный цинизм.

 

Романтизм в мировой культуре возникает так же по «принципу маятника», как идейно-художественная реакция на реальные результаты воплощения просветительских идей в социально-историческую практику.

 

«Добрые люди», «простые честные буржуа», взяв в руки оружие, чтобы защищать свои «естественные права» и воплощать просветительские лозунги свободы, равенства и братства, потопили Францию в крови. Ни тиран, ни один захватчик никогда не уничтожал столько французов, сколько убили самих себя в течение Великой французской революции конца XVIII в. Эта революция породила самого тирана и захватчика за всю предыдущую историю человечества - Наполеона Бонапарта (1769-1821), который осуществил свою просветительскую, «фаустианску» мечту. Провинциал с острова Корсики, «маленький лейтенант», которому революция открыла путь наверх, стал таким же узурпатором идей Просвещения, как Людовик XIV - идей классицизма. Очаг наполеоновских войн конца XVIII - начала XIX в. охватило весь европейский континент от Испании до России. Наполеон был ровесником первых романтиков. Собственно, его можно было бы назвать самым выдающимся романтическим «автором», если бы всю Европу можно было бы назвать самым романтическим «текстом» ...

 

Так или иначе, молодые философы, поэты, художники и композиторы, которые называли себя романтиками, конечно же, не были равнодушными к тому факту, что один из представителей их поколения получил реальную возможность преобразовать мир. Однако считать обычными чернилами кровь, которой «романтический герой» писал свой «текст», они не соглашались. Автоматизм, с которым уничтожалось жизни, Колриджу - сверстнику Наполеона - казался таким же демонизмом, каким он казался и Гете, который был на двадцать лет старше. Поэтому двусмысленным является превращение мира Фаустом. Поэтому двусмысленным есть и романтический герой.

 

Около четырех десятилетий после Великой французской революции в Европе и Америке господствовало романтическое восприятие действительности как нестабильного и преходящего мира фантастических, хотя и трагических, возможностей. И мало кому из художников той эпохи удавалось подняться над романтизмом, как это удалось Гете, который именно в то время писал вторую часть «Фауста», или Пушкину, который приговорил романтического героя в романе «Евгений Онсгин», иронически воссоздав мировоззрение человека своего времени:

 

Мы все глядим в Наполеоны; Животных двуногих миллионы «Оснащение только для нас одно. А искреннее чувство - смешное. (Перевод М. Рыльского)

 

Но все же «мы»: можно подняться над своей эпохой, но ее мечты, ее кумиры все равно потребуют сознательного отношения к себе или влиять на подсознание. И Пушкин напишет стихотворение «Герой», в которой Наполеон посещает своих солдат в чумном госпитале. Поэт хотел бы лишить героя романтической эпохи демонического автоматизма:

 

Оставь герою сердце! Что же Он будет бея него? Тиран ...

 

Изначально романтизма просветительский культ разума уступил место культа сердца. На смену человеку XVII-XVIII вв., Которая изначально предполагает, а уже потом существует, пришла новая романтическая человек, всем сердцем отдастся бытию, погружается в страсть, чувства и сочувствие.

 

Итак, романтизм в художественной литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX в. можно определить как художественное направление, представители которого с помощью различных средств пытаются прежде всего воспроизвести в художественных образах человека во всей ее сложности, поиск как норму жизни (каким бы противоречивым, незавершенным он не был) идеал как высшую, хотя и абстрактную, ценность, воплощение которой в реальной жизни является наиболее желательным и наименее возможным (от всего, что является желательным и возможным).

 

Происхождение самого слова «романтизм» осталось так же незьясованнм, как и происхождение слова «роман». Возможно, первое происходит нид второго. Дело в том, что среди литературных явлений второй половины XVIII в., Которые считаются предромантических, можно указать на так называемый роман ужасов, или готический роман (эпитет «готический» отсылал ли к соответствующего архитектурного стиля, то к самому слову «готы» , то есть «варвары», - варварский, неправильный, не по правилам написан). Поскольку такие романы были чрезвычайно популярными (только в Англии во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Было написано и издано несколько готических романов), то и произведения нового поколения художников, о котором сейчас идет речь, этот читатель воспринимал как похожи на готический роман, а значит - романтические.

 

Конечно, что противопоставив себя Просвещения и классицизма, имея достаточно своеобразное восприятие Возрождения и античности, романтики зато обожали мастеров барокко (прежде Кальдерона). Они переняли ироническое отношение к реальности в рококо (Не приняв, однако, его легкости и легкомыслия, поэтому о романтической иронии стоит говорить отдельно - и дальше мы это сделаем). Впрочем, главным открытием романтиков в истории культуры было Средневековья, его почти все их предшественники считали «темными веками», с точки зрения истории культуры, бесплодными и неинтересными.

 

Романтики просто не верят в существование «темных» или «светлых» веков - они верят, что за все времена существуют «темные» люди (большинство, «масса») и люди «светлые», которым в темноте бытия снятся сны о далеком , неуловимый идеал.

 

Понятно, что тезис «жизнь есть сон» - любимая идея любимых эпох романтиков, но романтики воспринимают ее парадоксально.

 

«Мир становится сном, а сон стас действительностью», - заявляет Новалис, Главному герою его незавершенного романа «Генрих фон Офтердинген» приснилась голубой цветок невиданной красоты, по которой он с тех пор невероятно тоскует. Герой отправляется в поход за своим идеалом.

 

Колридж почти теми же словами говорит об исчезновении границы между сном и явью в поисках идеала: «А что, если ты спал? И что, когда во время сна ты мечтал? И что, когда в своих мечтах ты поднялся на небеса и сорвал ту удивительно прекрасный цветок? А потом ты проснулся с цветком в руках. Так что же тогда? "

 

Свой идеал новое поколение европейских интеллектуалов искало не только в снах и мечтах. Стремление получать реальные знания, привитое просветителями, в дальнейшем только усиливается. Однако систематическое образование благородное юношество XIX в. приобретало не в университетах, а еще в лицеях или гимназиях. Университеты, по крайней мере в начале эпохи романтизма, были скорее клубами для свободного обмена мнениями.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии