Вокруг Пушкина всегда кипела литературная жизнь, в центре которого он стоял, казалось бы, неиохотно. От кружка лицейских мальчиков-поэтов и до редакции журнала «Современник», основателем и главным редактором которого Пушкин
был в последние годы жизни, основное направление тогдашнего развития русской литературы всегда был связан с именем самого Пушкина.
Однако, когда жизнь поэта внезапно оборвалась, выяснилось, что в свои последние годы он по сути был одинок и как человек, и как литератор. Писателей и читателей, которые глубоко понимали, что Пушкин сделал в литературе (например, так, как полвека это понимать Достоевский), среди его современников не было. Зато почти единодушно они считали все написанное Пушкиным в тридцатые годы (начиная с финала «Оне-гина») проявлением кризиса в творчестве поэта, тупиком в развитии литературы. Основном от него ждали романтических поэм, в то время считались главным литературным жанром.
Впрочем, Пушкин умудрился и в этом «предать» когда-то благосклонного к нему читателя-романтика. Последнюю благосклонно принятую этим читателем поэму он написал в конце 20-х годов, точнее - 1829
Это была поэма «Полтава», посвященная одной из традиционных тем европейского романтизма (Украина) и одном из популярных романтических героев (Мазепе). Впоследствии Пушкин попытался дальше развить один из найденных в этом произведении образов (а именно образ Петра) в новой поэме «Медный всадник» (1833). Однако с тем образом произошло то же, что и с образами Онегина и Тать-яны: автор прямо не выразил своего отношения к нему, поэтому дискуссии о пушкинское отношение к Петру I продолжаются до сих пор.
Пушкин позарился уже не только на открытую романтизмом территорию социального романа (территорию, на которой романтический герой страдал под гнетом своей современности, убегал от нее или с ней боролся). Он посягнул еще и на «святая святых» романтизма - историю как арену вечной битвы добра и зла, света и тьмы ... А началось все с «маленького» пушкинского открытия, значение которого никто не заметил, ведь сделано оно было в тематике и в жанре еще чисто романтической поэмы. Просто поменяв «плюс» на «минус», поэт на практике сформулировал свою теорию исторической относительности. С Мазепы - героя Украины, которая, со известными романтикам всей Европы словам Вольтера, «всегда стремилась к свободе», - в "Полтаве» Пушкин сделал предателя. А русскому царю Петру, которому как тирану Вольтер противопоставил Мазепу как борца за свободу своей страны, - отвел главную положительную роль в своей поэме.
Как мы помним, эту пару антиподов в европейской литературы ввел именно Вольтер, и она имела большое будущее в романтизме. Начал ее романтическую обработку Байрон поэме «Мазепа». Однако на Западе, за неимением здесь живых украинских впечатлений, Вольтера антитеза Петр - Мазепа фактически не получила дальнейшего развития: у Байрона она была чуть намечена, и уже Гюго от нее отказался. Основная же борьба вокруг этой антитезы еще до Пушкина развернулась в русской литературе.
Название «Мазепа», ставшая традиционной для западноевропейских романтических поэм на украинскую тему, в России была невозможна. Цензура не пропустила бы книгу, на обложке которой стоит имя человека, которого официальная церковь объявила анафему за измену царю. Однако для поэта Кондратия Рылеева (1795-1826), одного из пяти активных декабристов, которых после подавления восстания были казнены, - украинский гетман был ли не предателем, а героем, борцом против самодержавия. Свою поэму, изданную отдельной книгой раз накануне восстания, поэт назвал «Войнаровский» (1825), но главный ее герой - Мазепа, родной дядя Войнаровский: он раскрывает племяннику свой план завоевания свободы для Украины и призывает его принять в нем участие. Интересно, что самой поэме в книге предшествует «Жизнеописание Мазепы», написанный историком Александром Корниловичем, который, будучи декабристом, однако уважал Петра и считал Мазепу предателем, - значит, не разделял мнения о нем автора поэмы. Таким образом, под переплетом книги Рылеева фактически сошлись противоположные взгляды на те же события.
Пушкин прочитал эту книгу уже после восстания и казни декабристов: ведь во время этих событий он был далеко от Петербурга, в ссылке в Михайловском. А вскоре новый царь Николай I вызвал его к себе и спросил, как бы он поступил, если бы в день восстания находился в столице. Пушкин честно ответил, что был бы среди своих друзей-декабристов. Такая откровенность понравилась царю. Поэту же, в свою очередь, понравилось царское желание лично разобраться в событиях и настроениях людей. Этим Николай I напомнил ему своего великого предка-Петра, о чем Пушкин также не замедлил сказать. Оба были в восторге от такой аналогии. Царь освободил поэта от «заключения» в Михайловском, пообещав, что сейчас в России у него будет только один цензор - сам император. Очевидно, уже тогда Пушкин задумал поэму о Петре I и написал «Стансы» (1826), обращенные к Николаю I: В надежде славы и добра Вперед смотрю без колебания: Начало славных дней Петра Морочили казни и восстания. (Перевод И. Гончаренко)
И все же на полях рукописи «Полтавы» видим зловещий рисунок: декабристы на виселице. Среди них - Рылеев. Ли было теперь корректно вступать с ним в полемику? .. Однако поэма «Войнаровский» и «Жизнеописание Мазепы» заинтересовали Пушкина. А больше всего - сухая историческая справка конце «Жизнеописания ...»:
«Генеральный судья Василий Кочубей был давно уже во вражде с Мазепой. Ненависть его к гетману усилилась от 1704. после того, как Мазепа, злоупотребляя властью своей, поднял дочь Кочубея ... »Имени дочери Кочубея Корни-лович не сообщил. Высоко оценивая «Мазепу» Байрона, Пушкин считал досадным для Байрона и счастливым для себя тот факт, что автор английского «Мазепы» ничего не знал о дочери Кочубея:
«Байрон изобразил ряд картин - одна поразительного по другую вот и все; но который пламенный произведение, какой широкий, быстрый кисть! А если бы ему под перо попала история загубленной дочери и казненного отца, то, наверное, никто бы не решился после него коснуться этого ужасного предмета ».
Итак,. Ужасный предмет »- именно то, что и нужно для романтической поэмы, - был найден. Оставалось только описать всеми оттенками черной краски «чудовище» Мазепу и противопоставить ему положительный идеал сильного, могущественного государя-Петра.
В «Полтаве» действительно очень много типично романтических приемов, которыми виртуозно владеет ее автор. Чего только стоит знаменитый романтический пейзаж украинской ночи, на фоне которого вызревают «зловещие замыслы» Мазепы. Яркие эпитеты и сравнения, убедительные олицетворение - все работает: на создание типично романтической контрастности лирической повествования. За внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение природа, будто зная тайну Мазепы, находится в тревожном ожидании больших и страшных событий. В этих строках романтическая экзотика - здесь живое дыхание южных ночей, которым почувствовал и запомнил его сам поэт. Не забудем, что перед нами уже зрелый гений, автор исторической драмы «в лучших шекспировских традициях» («Борис Годунов») и сельских глав «Онегина» ... Он знает реальную Украину и любимцев романтизма рассматривает вблизи, черное и белое подвергает спектральному анализу, получая все цвета радуги.
Впрочем, защищая «Полтаву» от критиков, Пушкин считал свое произведение несовершенным в историческом плане. Уже после его завершения поэт хотел побывать в Полтаве, чтобы изучить материал на месте, о чем 1830 подал официальное прошение царю. Однако в поездке в Полтаву автору «Полтавы» было отказано: по мнению властей, истории «государственного изменника», хотя бы «измена» была и столетней давности, не следовало уделять серьезной исторической внимания ...
Загрузка...