Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Вокруг Пушкина всегда кипела литературная жизнь, в центре которого он стоял, казалось бы, неиохотно. От кружка лицейских мальчиков-поэтов и до редакции журнала «Современник», основателем и главным редактором которого Пушкин

был в последние годы жизни, основное направление тогдашнего развития русской литературы всегда был связан с именем самого Пушкина.

 

Однако, когда жизнь поэта внезапно оборвалась, выяснилось, что в свои последние годы он по сути был одинок и как человек, и как литератор. Писателей и читателей, которые глубоко понимали, что Пушкин сделал в литературе (например, так, как полвека это понимать Достоевский), среди его современников не было. Зато почти единодушно они считали все написанное Пушкиным в тридцатые годы (начиная с финала «Оне-гина») проявлением кризиса в творчестве поэта, тупиком в развитии литературы. Основном от него ждали романтических поэм, в то время считались главным литературным жанром.

 

Впрочем, Пушкин умудрился и в этом «предать» когда-то благосклонного к нему читателя-романтика. Последнюю благосклонно принятую этим читателем поэму он написал в конце 20-х годов, точнее - 1829

 

Это была поэма «Полтава», посвященная одной из традиционных тем европейского романтизма (Украина) и одном из популярных романтических героев (Мазепе). Впоследствии Пушкин попытался дальше развить один из найденных в этом произведении образов (а именно образ Петра) в новой поэме «Медный всадник» (1833). Однако с тем образом произошло то же, что и с образами Онегина и Тать-яны: автор прямо не выразил своего отношения к нему, поэтому дискуссии о пушкинское отношение к Петру I продолжаются до сих пор.

 

Пушкин позарился уже не только на открытую романтизмом территорию социального романа (территорию, на которой романтический герой страдал под гнетом своей современности, убегал от нее или с ней боролся). Он посягнул еще и на «святая святых» романтизма - историю как арену вечной битвы добра и зла, света и тьмы ... А началось все с «маленького» пушкинского открытия, значение которого никто не заметил, ведь сделано оно было в тематике и в жанре еще чисто романтической поэмы. Просто поменяв «плюс» на «минус», поэт на практике сформулировал свою теорию исторической относительности. С Мазепы - героя Украины, которая, со известными романтикам всей Европы словам Вольтера, «всегда стремилась к свободе», - в "Полтаве» Пушкин сделал предателя. А русскому царю Петру, которому как тирану Вольтер противопоставил Мазепу как борца за свободу своей страны, - отвел главную положительную роль в своей поэме.

 

Как мы помним, эту пару антиподов в европейской литературы ввел именно Вольтер, и она имела большое будущее в романтизме. Начал ее романтическую обработку Байрон поэме «Мазепа». Однако на Западе, за неимением здесь живых украинских впечатлений, Вольтера антитеза Петр - Мазепа фактически не получила дальнейшего развития: у Байрона она была чуть намечена, и уже Гюго от нее отказался. Основная же борьба вокруг этой антитезы еще до Пушкина развернулась в русской литературе.

 

Название «Мазепа», ставшая традиционной для западноевропейских романтических поэм на украинскую тему, в России была невозможна. Цензура не пропустила бы книгу, на обложке которой стоит имя человека, которого официальная церковь объявила анафему за измену царю. Однако для поэта Кондратия Рылеева (1795-1826), одного из пяти активных декабристов, которых после подавления восстания были казнены, - украинский гетман был ли не предателем, а героем, борцом против самодержавия. Свою поэму, изданную отдельной книгой раз накануне восстания, поэт назвал «Войнаровский» (1825), но главный ее герой - Мазепа, родной дядя Войнаровский: он раскрывает племяннику свой план завоевания свободы для Украины и призывает его принять в нем участие. Интересно, что самой поэме в книге предшествует «Жизнеописание Мазепы», написанный историком Александром Корниловичем, который, будучи декабристом, однако уважал Петра и считал Мазепу предателем, - значит, не разделял мнения о нем автора поэмы. Таким образом, под переплетом книги Рылеева фактически сошлись противоположные взгляды на те же события.

 

Пушкин прочитал эту книгу уже после восстания и казни декабристов: ведь во время этих событий он был далеко от Петербурга, в ссылке в Михайловском. А вскоре новый царь Николай I вызвал его к себе и спросил, как бы он поступил, если бы в день восстания находился в столице. Пушкин честно ответил, что был бы среди своих друзей-декабристов. Такая откровенность понравилась царю. Поэту же, в свою очередь, понравилось царское желание лично разобраться в событиях и настроениях людей. Этим Николай I напомнил ему своего великого предка-Петра, о чем Пушкин также не замедлил сказать. Оба были в восторге от такой аналогии. Царь освободил поэта от «заключения» в Михайловском, пообещав, что сейчас в России у него будет только один цензор - сам император. Очевидно, уже тогда Пушкин задумал поэму о Петре I и написал «Стансы» (1826), обращенные к Николаю I: В надежде славы и добра Вперед смотрю без колебания: Начало славных дней Петра Морочили казни и восстания. (Перевод И. Гончаренко)

 

И все же на полях рукописи «Полтавы» видим зловещий рисунок: декабристы на виселице. Среди них - Рылеев. Ли было теперь корректно вступать с ним в полемику? .. Однако поэма «Войнаровский» и «Жизнеописание Мазепы» заинтересовали Пушкина. А больше всего - сухая историческая справка конце «Жизнеописания ...»:

 

«Генеральный судья Василий Кочубей был давно уже во вражде с Мазепой. Ненависть его к гетману усилилась от 1704. после того, как Мазепа, злоупотребляя властью своей, поднял дочь Кочубея ... »Имени дочери Кочубея Корни-лович не сообщил. Высоко оценивая «Мазепу» Байрона, Пушкин считал досадным для Байрона и счастливым для себя тот факт, что автор английского «Мазепы» ничего не знал о дочери Кочубея:

 

«Байрон изобразил ряд картин - одна поразительного по другую вот и все; но который пламенный произведение, какой широкий, быстрый кисть! А если бы ему под перо попала история загубленной дочери и казненного отца, то, наверное, никто бы не решился после него коснуться этого ужасного предмета ».

 

Итак,. Ужасный предмет »- именно то, что и нужно для романтической поэмы, - был найден. Оставалось только описать всеми оттенками черной краски «чудовище» Мазепу и противопоставить ему положительный идеал сильного, могущественного государя-Петра.

 

В «Полтаве» действительно очень много типично романтических приемов, которыми виртуозно владеет ее автор. Чего только стоит знаменитый романтический пейзаж украинской ночи, на фоне которого вызревают «зловещие замыслы» Мазепы. Яркие эпитеты и сравнения, убедительные олицетворение - все работает: на создание типично романтической контрастности лирической повествования. За внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение природа, будто зная тайну Мазепы, находится в тревожном ожидании больших и страшных событий. В этих строках романтическая экзотика - здесь живое дыхание южных ночей, которым почувствовал и запомнил его сам поэт. Не забудем, что перед нами уже зрелый гений, автор исторической драмы «в лучших шекспировских традициях» («Борис Годунов») и сельских глав «Онегина» ... Он знает реальную Украину и любимцев романтизма рассматривает вблизи, черное и белое подвергает спектральному анализу, получая все цвета радуги.

 

Впрочем, защищая «Полтаву» от критиков, Пушкин считал свое произведение несовершенным в историческом плане. Уже после его завершения поэт хотел побывать в Полтаве, чтобы изучить материал на месте, о чем 1830 подал официальное прошение царю. Однако в поездке в Полтаву автору «Полтавы» было отказано: по мнению властей, истории «государственного изменника», хотя бы «измена» была и столетней давности, не следовало уделять серьезной исторической внимания ...



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии