Умственная отсталость - группа различных по этиологии и патогенезу состояний, вследствие неблагоприятных воздействий во внутриутробный период или в раннем детстве (чаще к С лет) приводят к недоразвитию психики
с подавляющим недостаточностью интеллекта и затрудняют (частично или полностью) социальное функционирование. В последние два десятилетия термином "умственная отсталость" заменили название "олигофрения", в 1915 году предложенную Э. Крепелин. Умственная отсталость сопровождается тотальным психическим недоразвитием.
Ведущим признаком является резкое снижение способности к формулированию, обобщение понятий и абстрактного мышления. Умственная отсталость сказывается на всей личности в целом. Это могут быть недоразвитие речи, характерные движения и мимика. Такие больные способны заметить разницу между предметами и явлениями, но не способны установить сходство между ними. Они не понимают переносного смысла пословиц, поговорок и метафор, не умеют вычленить главную мысль прочитанного произведения.
Слабость абстрактного мышления влияет на все познавательные процессы, поэтому больным нелегко или невозможно научиться считать, решать задачи, а также правильно использовать грамматические правила. У них нарушена способность к анализу и обобщению информации о предметах и явлениях. Образно говоря, эти больные "мало видят, когда смотрят, и мало слышат, когда слушают". У них в значительной мере снижается смысловая память сравнению с механической. Не могут пересказать содержание услышанного или увиденного или прочитанного.
Задержка формирования познавательных функций приводит к недоразвитие речи. Степень соответствует тяжести интеллектуального снижения. Глубокого снижения интеллекта человек не может разговаривать и не понимает, что ей говорят, но при этом большое значение имеют интонации и жесты. Неспособность абстрактно мыслить приводит к тому, что больные пользуются заученными штампами, не понимая их смысла. Запас слов обычно ограничен (в зависимости от степени снижения интеллекта). Признаки недоразвития речи обнаруживаются также в дефекте произношения. Эмоциональная сфера сохранена.
С учетом особенностей темперамента различают торпидном и еретическую умственную отсталость. Такие больные безынициативны. Через повышенную внушаемость легко поддаются как воспитанию, так и негативному влиянию. Кроме недоразвитие психической сферы, в них часто обнаруживают патологию других органов и систем.
В ходе исследования интеллектуального уровня субъекта нужно использовать всю имеющуюся информацию, касающуюся коэффициента интеллекта - IQ (Intelligence quoting). Его определяют с помощью адаптированного теста Векслера, которым предусмотрено изучение степени развития языка (словарного запаса), а также особенностей памяти, внимания, поведения, способности к обучению и т.д.. Коэффициент умственного развития определяют с помощью стандартизированного теста, учитывающий местные культураль-ни особенности.