Считается, что школа "человеческих отношений (отношений)" в управлении получила свое развитие в 1930 - 1950 гг, а само движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
В основу школы "человеческих отношений" были положены достижения социологии и психологии. Важным вкладом этой школы в практику управления было перенесение центра внимания в управлении по выполнению задач на отношения между людьми.
Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо - можно назвать самыми представителями и авторитетами в развитии школы "человеческих отношений" в управлении. Именно их считают и основателями этой школы. Еще одним из основателей школы является Фрид Ротлисбергер. Серьезным фигурой является и Абрахам Маслоу. Именно на основе работ Е.Мейо, М.Фоллит, А. Маслоу и других исследователей была сформулирована новая философия человеческих отношений. Исследователи менеджмента начали придавать большое значение психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, проблемам групповых отношений, групповым нормам, конфликтов и сотрудничества, коммуникационным барьерам, неформальным организациям.
Новое направление в управлении, основанный Элтоном Мэйо (1880-1949рр.) - Американским социологом и психологом, профессором Гарвардского университета, - состоял в следующем: четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда к повышают производительность труда.
Основные тезисы Е.Мейо:
1) люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
2) в результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому люди ищут удовлетворения в социальных отношениях;
3) люди более чувствительны к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и средств контроля, используемых руководителями;
4) рабочий выполнит распоряжение руководителя, если последний сможет удовлетворить социальные потребности своих подчиненных и их желание быть понятными.
Фундаментом для исследований Э. Мэйо были достижения в теории психологии человека, а именно труд Зигмунда Фрейда "Психология бессознательного".
Из других крупных ученых указанного направления в менеджменте необходимо выделить Мери Паркер Фоллетт (1868 - 1963), которая осуществила значительное влияние на развитие бихевиористской теории менеджмента. Значительное внимание в исследованиях М. Фоллетт уделялось проблемам лидерства и демократизации управления.
Сторонники «человеческих отношений» и сегодня всесторонне изучают действия человека, разрабатывают рекомендации по оздоровлению психологического микроклимата, гуманизации между предпринимателем и рабочим. Исследуются неформальные аспекты организации, психологические мотивы поведения людей групповые отношения и групповые нормы, ценностные ориентиры, проблемы развития коммуникации, конфликтных ситуаций и т.п..
Концепция человеческих ресурсов, что и сейчас является одной из наиболее распространенных в менеджменте, основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда является, вследствие этого, основой повышения его производительности. Одним словом, идея заключается в том, что простая проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда, то есть речь идет об увеличении эффективности организации за счет повышения производительности ее человеческих ресурсов.